Под впечатлением от программы Гордона, где он раскрывал представителей масскультуры.
-----------------------------
Популярный и востребованный миллионами писатель Сергей М. в студии федерального канала признается, что безграмотен и плохо пишет по-русски, а при создании книг использует компьютерную программу по совмещению слов. Он нервничает, переходит на «ты» к ведущему, вспоминает кажущийся ему остроумным термин «анальная фиксация», ходит по студии, садиться на ступеньки, закидывает ногу на ногу, перебивает постоянными «да-да-да» и паясничает. Он извивается как уж на сковороде, но в итоге делает простой вывод: «Вы просто все мне здесь завидуете». А ведущий смотрит на него спокойными ясными глазами сквозь линзы очков и тихим твердым голосом высказывает свои претензии к «мельнице». Иногда Гордон вообще как бы исчезает из студии, все внимание фокусируется на главном герое, который говорит такое, чего не сказал бы даже в кругу близких людей. На глазах сотней тысяч происходит поразительное самораскрытие персонажей массовой культуры. Они сами себя раздевают догола, не понимая, что становятся еще более отвратительными для тех, кто пока не разучился думать.
Ксюша С. от одной рекламной паузы к другой становится все наглее и злее. Если вначале она пыталась быть корректной, то потом, почувствовав, что ведущий к ней не безжалостен и даже на самом деле ее поощряет, Ксюша начинает хамить своим оппонентам,. Все они - от С. до М. - к концу программы становятся полновластными хозяевами студии, в открытую смеются над оппонентами, забавляются их старомодной принципиальностью. Все они яркие и без комплексов, отлично держатся в кадре. А Гордону только этого и надо. Перед каждым выпуском он открыто признает, что наверняка потерпит поражение, поскольку пришла власть именно этих людей. Персонажей массовой культуры. Агрессивной и всепоглощающей.
«Гордонкихот», пожалуй, самая сильная и честная программа российского телевидения за последние лет десять. Но и как книга «Дон Кихот», она появилась слишком поздно. Сервантес писал об идеальном рыцаре, когда рыцарей почти не стало, и над ними откровенно смеялись. Гордон отстаивает традиционные ценности (что уже само по себе парадоксально), когда ценностей почти не стало, а над последними из них похабно смеются в стиле парней из Комедийного клуба. Массовая культура тотальна и беспощадна. Неугодных не убивают, их высмеивают и - что самое циничное! - на них даже зарабатывают.
Прекрасный пример - Че Гевара и символика Советского Союза. Теперь это неимоверно популярные тренды, это модно. Модно носить футболку с легендарным изображением Че, модно оформлять бар или клуб в стиле советских времен, модно пить стильный китайский чай из советского стакана с подстаканником. Всё то, что резко противопоставлялось капитализму и было принципиальным его противником, теперь работает на этот капитализм. Массовая культура умудрилась пережевать все высокие (пусть и спорные) идеи, пропустить их через свою прямую кишку и свести к примитивным брендам, к аксессуарам. Принцип прост и гениален: Если что-то надо обесценить, сделайте это модным и популярным. И тогда любая идея, любая ценность и любой герой превратится в ничто.
Масскульт неоднороден и богат в своих проявлениях. Иногда он груб и неотесан, иногда вроде как утончен. Масскульт вмещает в себя многое: от «желтой прессы» с шокирующими и отвязными заголовками, через гламурные Камеди Клаб, Тину Кандилаки и хора Турецкого до интеллектуального журнала «Эсквайер», где рядом с фотографиями голодающих детей Африки стоит реклама дорогого английского костюма. И если с первыми и вторыми все понятно (их примитивизм есть их самая большая слабость), то третьи коварны и хитры. В них работают высоко образованные интеллектуалы, не имеющие за душой ничего святого. С необыкновенной легкостью и талантом они съедают/высмеивают честных, искренних людей, восхваляя только тех, кто похож на них.
С ними надо быть осторожными.
Гламур - то, что интеллектуально и красиво, но не берет на себя никакой ответственности. То, что образованно и начитанно, но отрицает какие бы то ни было ценности, кроме пресловутой и не осмысленной свободы. То есть нигилизм и пофигизм в новом своем проявлении.
Самый яркий пример жертвы гламура как части массовой культуры - Петр Мамонов. Один из редких людей, кто в современной интеллектуальной Москве, этом сгустке бессмысленности и воинственного хаоса, пытался быть честным перед собой и окружающими, кто в меру сил боролся со сладкой гнилью массовой культуры. Но в итоге, после ряда обличительных речей Мамонова, после плевков в прелестные личики гламурных проедателей жизни, с Петром Николаевичем произошла очень простая штука: он стал модным среди этих самых проедателей. Будучи по сути своей антимодным и антигламурным, он стал законодателем мод и популярным персонажем светской Москвы. На него стали ходить! Его вобрала в себя та самая массовая культура, которая была ему духовно чужда и омерзительна. Мамонову ничего не оставалось делать, как бросить все вокруг и сбежать в деревню.
***
В истории человечества всегда существовала цензура. В той или иной форме она контролировала мысли человека, направляла их в определенное русло. В какой-то момент человечество (страна, общество или целый регион) ломало эту цензуру, стремясь к так называемому прогрессу и радуясь ему как ребенок. Но тут же возникала новая форма цензуры, только уже в угоду новым властям и силам, новой эпохе. Сама по себе цензура не так ужасна, как ее представляют революционеры, и даже необходима, но неразумное использование ее часто приводит к обратному эффекту. Церковная цензура пыталась подчинить себе все сферы человеческой жизнедеятельности, а не только духовную, и вскоре за это поплатилась. Взамен ей пришла государственная цензура, стремившаяся подчинить всю жизнь человека государственным интересам. Наиболее долго она просуществовала в Российской империи, и в ней было очень много правильного и естественного. Однако, начиная с Европы, по миру хлынула волна буржуазной революции, когда власть перешла к финансистам и промышленникам, а цензура стала олигархической. Нынешняя демократия идет с тех времен, когда газета пишет не то, что видит, а то, что нужно ее хозяину. За инакомыслие стали наказывать не жизнью, а рублем, что породило так называемый гуманизм (мол, посмотрите, мы же их не убиваем!) в англосаксонском мире и подражающим им странам. Россия же попыталась пойти своим путем и в рамках Союза создала партийную цензуру, многим напоминающую государственную, с ее чрезмерно жестоким и топорным стилем. По эффективности она в разы уступала финансовой цензуре, самой гуманной цензуре в мире, и была обречена ей проиграть.
Однако в конце XX века, накануне развала ненавистного Западу Союза, произошло уникальное, но никем необъявленное открытие. Мысли людей можно не просто направлять и контролировать, но и зарабатывать на этом. Надо только сделать так, чтобы бессмысленность была ярка, привлекательна и популярна, а высокие идеи стали смешны, ассоциировались с кровью и лишениями. Так и родилась массовая культура. Законная наследница финансовой цензуры, она стала ее улучшенной моделью. Самое ужасное, что люди сами были к ней готовы, жаждали её, поскольку чрезмерно устали за весь XX век от пафосных слов, высоколобых идей и жертв ради них. Им всем одновременно захотелось сытного, тихого, комфортного существования здесь и сейчас. И всем вдруг стало откровенно наплевать на космос.
Если раньше цензура подразумевала под собой запреты в том или ином виде, то отличительной чертой цензуры массовой культуры стало полное (!) отсутствие запретов. В этом и таится ее феноменальная сила и неуязвимость. Гениальное изобретение изобретательных кукловодов.
Тут-то все и началось. На поток было поставлено производство музыкальных (точнее, шоу-бизневских) групп со все более примитивной и мозгодробительной музыкой. Развился до небывалых масштабов «Голливуд», который и раньше грешил примитивными мелодрамами с Марлен Дитрих, но в 80-90-е стал лидером в индустрии производства бессмысленности. Начало победное шествие по миру Эм-Ти-Ви с тупыми ди-джеями и красочно-пустыми клипами. Бурным цветом расцвела порнуха, в России вылезшая даже на уровень федеральных каналов. Телевидение поглотило жизнь каждого человека, извращаясь над этой жизнью все новыми способами: от реалити-шоу до ночных программ-заманух, в которых людей призывают звонить на платные номера и безуспешно угадывать простые слова.
Образовалась целая каста людей новой формации - гламурных подонков, которые с дикой яростью и смехом принялись попирать оставшиеся нормы поведения, отношений между людьми. Любовь превратилась в один сплошной секс, стремящийся только к разнообразию, самореализация свелась к добыче денег, сострадание стало называться благотворительностью, извращения получили статус нормы. Мир начал сходить с ума. А новые технологии максимально быстрой передачи информации только увеличивали скорость и масштабы сумасшествия. Настолько, что многие принялись посыпать голову пеплом и пугать Концом света. И зря…
***
До Апокалипсиса человечеству еще очень далеко. Что, конечно, слегка разочаровывает. Дело в том, что на всякое гениальное изобретение денег имущих история всегда придумывает не менее гениальное противоядие. И если десять лет назад мировая информационная картина недели после тщательного ее изучения могла свести с ума любого честного и вдумчивого человека, то сейчас все чаще появляются светлые чистые пятнышки на фоне этого черного тошнотворного хаоса. Нечто новое и только формирующееся, пока неосязаемое, но уже со своими очертаниями.
Поразительно, но именно в России после жесточайшей бомбежки бессмыслия и воинственного невежества (взгляните только на полудегенерата Тимати), появляются все предпосылки к созданию противоядия к массовой культуре и ее гуманной цензуре. У нас каким-то странным образом остались и появились люди с правильными ориентирами и внутренним стержнем. Они пока невидимы и неслышимы, их заглушает наглый вой персонажей масскульта, но они делают очень многое на своих местах, в силу своих возможностей. Многие из них, трезвомыслящих консервативных русских людей, находят единомышленников в Рунете, который превращается из помойки в место встреч и плодотворных дискуссий. Но пришло время, когда уже мало дискутировать и встречаться, надо действовать. Вопрос - как?
Первым делом, нужно создавать смыслы, придумывать новые и реанимировать забытые, надо научиться подавать их в красивой и доступной форме, упаковывать сложные и труднопроизносимые понятия в стильные и легко запоминающиеся слова, использовать технику рекламных слоганов, но вставлять туда осмысленные сигналы с импульсом здравого мышления - и все это запускать в массы. С людьми надо разговаривать на их языке, а те все больше привыкают к образам, а не к словам на бумаге, они не читают, они смотрят. Страшные своей умностью фразы должны быть заменены на короткие и смачные слова-«фишки». Их, кстати, в свое время очень здорово умел придумывать Маяковский в «Окнах РОСТА» и своих стихотворениях (одно слово «паспортина» чего стоит!). А трудные механизмы и многословные идеи следует оформлять в стильные и понятные акции и мобы.
Простой пример. Накануне очередного Дня Победы в крупных городах России вдруг появились Георгиевские ленточки. Ни с того ни с сего они, кем-то придуманные и распространенные, необычайно сильно подействовали на молодежь, аморфную и далекую от пафоса Великой Победы. От молодежи они перекочевали к другим слоям населения и стали появляться на автомобилях, автобусах, портфелях, рюкзаках, сумках... Никаких лишних слов, минимум пропаганды и пиар-средств - и поразительная отдача, породившая вполне осязаемое и четкое понимание того, что новое поколение помнит и чтит прошлое. Вы скажете, этого мало? Ну так это только начало. Главное - нащупать выход из тоннеля.
РМ