У Еврокомиссии появился новый президент. Жан-Клод Юнкер заменит русофоба Баррозу. Я решил проинформировать читателей о том, что можно ожидать от этого игрока европейской политической сцены. По сравнению с Баррозу, он вообще душка. А уж то, что его люто ненавидит Кэмерон, верный пудель Вашингтона, резко прибавляет ему очков.
Следует помнить, что у каждого политика есть своя цена и свои уязвимости, так что новый руководитель Еврокоммиссии может в любой момент «поднять чужой флаг», но на данный момент Юнкер - плоть от плоти «старого бизнеса» Европы, то есть, скорее всего, его единственная настоящая лояльность - насколько он вообще способен на лояльность - принадлежит держателям оффшорных счетов в Люксембурге (для понимающих, в Люксембурге, не в BVI, не в Цуге или Цюрихе).
Сейчас его сильно поддерживает Меркель, но их отношения не надо считать безоблачными. Меркель, в некоторой степени и с серьезными ограничениями, - представитель немецкого бизнеса. Юнкер - европейского. У них интересы совпадают далеко не полностью.
Ответить на вопрос, что он из себя представляет как политик, довольно сложно, но я попробую показать его с той стороны, на которую европейская и американская пресса смотреть не может, хотя информация - известна. Про РуСМИ вообще молчу, они в европолитиках, за редкими исключениями, не понимают вообще ничего.
Юнкер известен тем, что он «патологически хорошо считает деньги». Быть много лет министром финансов Люксембурга и потом премьером Люксембурга, крупнейшего оффшора ЕС, - это вам не Кировлес пилить на фабрике лозоплетения.
Еще он известен тем, что является одним из архитекторов Еврозоны. Причем, если бы его идеи соблюдались, то сейчас Еврозона была бы гораздо здоровее. Но самое интересное заключается в том, что он по уши заляпан шпионскими и даже террористическими скандалами, правда вот об этом аспекте карьеры пресса предпочитает не вспоминать.
Для понимания Юнкера нужно знать историю того, как он потерял премьерское кресло. В полном пересказе эта история тянет на целый роман, потому ограничусь очень кратким изложением.
В 2012 году в прессу «утекла» запись прослушки разговора Юнкера и тогдашнего руководителя люксембургской спецслужбы Service de Renseignement de l’Etat (SREL) - Марко Милле, который состоялся в 2008 году. Следует учитывать, что Юнкер был фактическим начальником Милле в том смысле, что по местным законам премьер автоматически является начальником SREL.
В разговоре, который в большей степени напоминал доклад о проделанной работе, Милле упоминает много интересных аспектов, которые позволяют понять диспозицию сил внутри Люксембурга и Европы в целом:
- Оказывается, SREL активно следит за герцогом Люксембурга, то есть шпионит за главой государства;
- Герцог Люксембурга Генри является марионеткой МИ-6 и это - семейная традиция;
- Герцог Люксембурга пытается с помощью МИ-6 создать свою собственную неформальную спецслужбу, прослушивать и следить за ключевыми фигурами SREL;
- Между делом упоминается тот факт, что SREL активно шпионит за политическими оппонентами Юнкера;
- Люксембургские спецслужбы, в обход санкций, ведут активную финансовую работу на Кубе, в Ираке и Ливии и прилично зарабатывают на этом.
В общем, вырисовывается картина жесткого противостояния МИ-6 и местных «силовиков», которые рулят финансовыми потоками и банковским сектором.
В разговоре упоминается связь семьи герцога и дела «Bommeleeër» - серии террористических актов в 80-х годах, которые власти «списали» на коммунистов / социалистов и использовали для продвижения своих политических интересов. Из того, что говорил Милле можно сделать вывод, что у SREL есть доказательства того, что эти теракты были сделаны по заказу правящей герцогской семьи.
В этом разговоре и из последующих событий четко видно, что Юнкер и Милле, несмотря на то, что работают по одну сторону баррикад, имеют очень разные представления о том, как нужно достигать своих целей. Милле - радикал, который был заинтересован в том, чтобы «взорвать» скандал «Bommeleeër» и вообще выступал за максимальное обострение существующих конфликтов. Юнкер скорее напоминает немецко-французскую версию Макиавелли, предпочитающего закулисные интриги, без фейерверков. Личный - некоторые утверждают, что и клановый - конфликт по линии Юнкер-Милле в конце-концов привел к тому, что Милле ушел из SREL и… был сразу же взят на работу на директорскую должность в Siemens. Кстати, когда либерасты будут Вам опять говорить что «только в рашке силовики рулят в бизнесе», можете смело смеяться им в лицо, вспоминая историю главного силовика Люксембурга. Столь успешное «приземление» Милле на теплую должность в топовой немецкой компании может служить косвенным доказательством правоты тех аналитиков, которые считали, что Берлин хотел использовать SREL в качестве тарана против английских интересов в Европе, а Юнкер просто не хотел подставлять себя ради немецких интересов.
Перенесемся в 2012 год. Утечка прослушки Юнкера спровоцировала огромный скандал, причем скандал имел четкий почерк английской разведки. Парламентскую комиссию по расследованию деятельности Юнкера не заинтересовали доказательства того, что герцог является британским агентом влияния. В равной степени ее не заинтересовали доказательства участия семьи герцога в террористических актах. Премьеру предъявили обвинения в том, что он… не «слил» Милле и не сообщил парламенту о «противоправных действиях SREL», включающих слежку за монархом, о действиях против оппозиции, о незаконных операциях на Кубе, в Ираке и Ливии. Парламентские дебаты на эту тему запомнились только заявлением Юнкера, который твердо заявил, что для спецслужб нарушать санкции и зарабатывать деньги нелегальными финансовыми операциями - абсолютно нормально. Следует заметить, что бывший премьер Люксембурга вообще отличается публичным цинизмом и полным презрением к «европейским священным коровам»: демократичности, верховенству права, прозрачности... Результат «расследования» был предсказуем и Юнкер потерял пост премьера, а вместе с ним - все официальные позиции в рамках структур Евросоюза, чем сильно ослабил позиции Германии в контексте ее борьбы с англо-американцами за влияние в Евросоюзе.
Исходя из соображений приведенных выше, легко понять, что выбор Жана-Клода Юнкера на должность президента Еврокомиссии - смачный плевок в лицо Лондона и Вашингтона. Новый руководитель главного органа ЕС не является русофобом, не имеет «идеологической заряженности» евроатлантическими ценностями, имеет серьезную поддержку со стороны Германии, является любимчиком европейского бизнеса, ветераном борьбы против англо-американского влияния в ЕС и имеет серьезные и давние личные счеты с Лондоном и Вашингтоном. Если смотреть на вещи реалистично, сложно представить себе более комфортного политика в плане его договороспособности с Россией. Я склонен думать, что прагматик Путин и циник Юнкер имеют все шансы договориться и вывести сотрудничество по линии ЕС-РФ на принципиально новый уровень. Гарантий, конечно, никто дать не может, но причины для оптимизма имеются.
Crimson Alter для
PolitRussia