В СВШ я поступил в первый класс. А где то класса с восьмого в моей голове впервые появились мысли о том, а правильно ли я делаю, что, считая себя православным, учусь в вальдорфской школе. И не важно уже, кто посеял в моей голове эти мысли, но так или иначе, я пошёл за советом к знакомому священнику о.М. Этот человек окончил в своё время кроме Семинарии ещё СамГУ и академию, а в тот момент являлся преподавателем Семинарии и медицинского колледжа. Выслушав мой вопрос, он дал очень лаконичный, но исчерпывающий ответ: "Вам дают читать Штайнера? Нет? Тогда учись спокойно".
Все мы с вами прекрасно знаем, кто является основателем вальдорфской методики обучения. Так же, думаю, ни для кого не секрет, как РПЦ относится к Штайнеру - с православной точки зрения Р.Штайнер является еретиком, человеком, который в своём учении исказил христианские истины. И это не обсуждается. Обсуждается другое. Можно ли совмещать обучение в вальдорфской школе и православную веру? По данному вопросу есть несколько мнений, одни говорят, что можно, другие, что нельзя, третьи - сомневаются. Мне кажется, что можно. Не знаю, что мне уготовано в будущей жизни, но в этой, отучившись в вальдорфской школе 11 лет, антропософом я не стал, а поступил в Семинарию.
Конечно, были моменты, когда приходилось выбирать. Так, был один случай, когда мой класс собирался в трёхдневный поход, который выпадал на празднование Троицы. Мне очень хотелось поехать, но после беседы с духовником я сделал выбор, и остался. Выбор нужно делать всегда, расставляя в своей жизни приоритеты. И очень важно, если школа относится к твоему выбору с уважением. А именно с этим мне повезло больше всего. Я не знаю, как в других вальдорфских школах, но в СВШ к моему выбору относились более чем с пониманием. Так, например, с 4 по 7 класс я не учился целую неделю перед Пасхой (Страстная неделя), посещая вместо уроков храм. Классный учитель об этом знал, но единственной просьбой было - самостоятельно (или с родителями) пройти учебный материал. Думаю, что в обычной школе я бы имел с подобными пропусками больше проблем.
Конечно, есть в школьной программе много специфических моментов, таких как утренние слова или слова перед едой, эвритмия, некоторые ритмические упражнения и, конечно, праздники. Я к ним относился просто как к неким внешним действиям, не придавая им никакого внутреннего смысла. Иначе уж больно сильно слова утром и перед едой начинают напоминать "молитвы", праздник фонариков странно перекликается с хэллоувином, а соотносить Рождество Христово с началом прибавления светового дня мне тоже не нравилось. Что касается эвритмии - наверное самого спорного момента - то занимался я ей хорошо, но только механически выполняя движения телом. наш учитель был высококлассный специалист, и, видимо, хотел от нас добиться именно сопереживания. Мне было очень интересно, когда он заметил мне что технически я всё делаю правильно, но душою не воспринимаю. Действительно это было так.
Жизненный опыт одного человека не является универсальным. Возможно, что кто-то не согласится с моим мнением, но так или иначе, ни во время учёбы в СВШ, ни в данный момент, обучаясь в Семинарии, я не ощущал резких противоречий своей веры с тем, что я получал в школе.
P.s. если честно, то гораздо проще формулировать свои мысли, отвечая на вопросы. Если таковые появятся, то возможно будет смысл создать обсуждение здесь
http://vkontakte.ru/club1639635 Денис.