Книга о "Святой Анне"

May 18, 2009 20:08

Вышла книга Михаила Чванова "Загадка гибели шхуны "Святая Анна" ("Вече", 2009, 459 с). Автор книги - историк, исследователь Арктики. Это событие, безусловно, значимое для всех, кто интересуется Арктикой, это единственное столь масштабное исследование этой темы. История "Святой Анны" больше знакома по художественной литературе - романам Каверина "Два капитана" и Пильняка "Заволочье". Содержание книги не вполне отвечает названию - скорее это попытка биографии Валериана Альбанова - штурмана шхуны, разжалованного в пассажиры после конфликта с капитаном обреченного судна, влекомого дрейфующими льдами на север, возле 83 градуса N. Альбанову удалось невозможное - беспримерный поход по дрейфующим льдам на юг, к Земле Франца Иосифа.
Впрочем, и биографией назвать эту книгу сложно - об Альбанове достоверно не известно почти ничего. В разных источниках - разные даты и место рождения, нет единого мнения и о дате, месте и обстоятельствах его гибели. Автор пытался по крупицам восстановить пробелы, и в книге приведен ряд весьма любопытных сведений. Так, опубликованы документы, связанные с обучением Альбанова в уфимской гимназии (в русском языке - посредственно (2);... географии - удовлетворительно (3) - его именем назовут судно и объекты на картах, его блестяще написанный дневник будет многократно издан в России и за границей). В книге приведена переписка Альбанова с Брейфутсом, письма Брусилова и Жданко родным, письмо Альбанова матери Брусилова. Большая часть этих уникальных документов в несколько сокращенном виде публиковались в "Летописи Севера", теперь они доступны широкому читателю. Приведены воспоминания современников о втором выжившем участнике «ледового похода» - Конраде. К сожалению, его дневник (он хранится в Музее Арктики и Антарктики в Петербурге) по сей день не опубликован.
В книге имеется ряд неточностей: во-первых, упоминается (с.19), что "Святая Анна" была построена специально для поисков Франклина, чего быть очевидно не могло, "Св. Анна", она же "Бланкатра", она же "Пандора II", она же "Ньюпорт", построена в 1867 г, существенно позже окончания поисков Франклина. Вторая неточность связана с экспедицией Мак-Клура. Несколько раз упоминается (например, с. 84), что брошенный во льдах корабль Мак-Клура был найден через 57 (!) лет. Это не совсем так. По-видимому, здесь речь идет о «Резольюте», это единственное судно, брошенное в Арктике, и позже найденное целым. «Резольют» был оставлен экипажем в конце зимовки 1853/4 гг. и найден в сентябре 1855, т.е. чуть более чем через год, за это время он продрейфовал около 1200 миль. Позже из его древесины был сделан стол, за которым сейчас сидит Барак Обама. Странным образом нигде в книге не упоминается мнение главного специалиста по Арктике - Нансена о вероятной судьбе «Святой Анны». К сожалению, в книге отсутствует библиографический указатель, из-за этого порой сложно отделить обсуждение документов от маловероятных реконструкций и предположений.
Хочется верить, что книга будет способствовать продолжению исследований истории экспедиции, и биографии ее штурмана, имя которого по праву должно стоять рядом с имена Нансена и Амундсена, Скотта и Де Лонга.

Арктика

Previous post Next post
Up