В Архангельске открылся музей Писахова

Jul 08, 2008 07:51









Еще несколько фотографий экспозиции можно посмотреть здесь http://www.museum.ru/N34090



Фасад дома Писаховых, в котором Степан Григорьевич родился, прожил долгую жизнь, и в котором умер.



Дом Писахова (улица Поморская, 27).
Дом снесли в конце шестидесятых.



Отец-Григорий Михайлович Писахов.



В экспозиции есть несколько икон в серебряных окладах работы Г.М.Писахова.



Писахов в Петербурге. Или в Царском Селе?



Очень необычная фотография. Небольшая, и вытянутая в длину. Я таких фотографий раньше не видел. Скорее всего, она относится к петербургскому периоду жизни Писахова, или же была сделана за границей. В Архангельске фотографа R.Charles не было.

В музее много картин Писахова, написанных во время его путешествий по Ближнему Востоку, и по Русскому Северу.







Новая Земля. Камнеломки.
Картин и этюдов с изображением этих ярко-красных цветов у Писахова очень много.



Этот этюд был написан во время поездки в Пустозерск.



Белое море. Кий-остров.



«В подводном мире церквушка на скале». Из серии «Сны».



Картина с изображением самолета первого полярного летчика Яна Нагурского была написан Писаховым на Новой Земле в 1914 году, во время поисков экспедиции Седова.





Писахов с сестрами.



С племянниками.



После начала Первой мировой войны Писахов был мобилизован, и служил в Финляндии. Потом его перевели в Кронштадт.



В музее неплохая подборка плакатов времен Первой мировой.



Разрешение на выезд из Петербурга, без которого нельзя было купить билет на поезд.
В 1918 году Писахов демобилизовался, и выехал из Петрограда в Архангельск.

В музее я впервые увидел копии рисунков и акварели, сделанные Писаховым летом 1919 года, во время командировки на фронт.



Село Троица на Северной Двине.



Союзники. Француз и англичанин.



Английский монитор на Северной Двине.



Снова село Троица. Непонятна причина повреждения церквей. Артиллерийский обстрел?



Чухчерема. 1920 год.
. Церковь с высокой крышей до сих пор стоит на высоком двинском берегу, а вот многокупольной церкви давно уже нет. Сгорела. Там и колокольня стояла, но ее, почему-то, на акварели нет. Колокольня тоже сгорела.



Вавчуга.



Когда наступают новые времена, приходится петь новые песни.



«Памятник жертвам интервенции на Иоканьге» с любимыми Писаховым каменоломками.



«Ремонт парохода на судоремонтном заводе «Красная Кузница».





Конец двадцатых. Основной заработок Писахову в то время давала работа учителем рисования в школе.



Кресло Писахова.

Музей очень интересный. За одно посещение я, честно говоря, «не переварил» все, что увидел. Надо будет сходить туда еще раз.
Правда, чувствуется разница между экспозициями первого и второго этажа. Такое чувство, что экспозиция на первом этаже сделана более тщательно, а на втором этаже (советский период) многое делали в спешке.
То, что зеркально перевернут фрагмент известной фотографии, где Писахов с капитаном Жуковым и журналистом Шадханом снят возле ресторана «Полярный», это ладно, с кем не бывает!

Но, что ни говори, а Писахова у нас больше знают как писателя, а в экспозиции второго этажа информации о Писахове как о писателе маловато.
Не упоминается московский журнал Союза писателей «30 дней», в котором с 1935 года печатались сказки Писахова. Даже фотографии обложки этого журнала нет.
И первой книги сказок, вышедшей в 1938 году нет. Книгу не нашли, так хотя бы ее фотографию поместили.



Долго думал, в чем смысл размещения в экспозиции типографского стола наборщика с многочисленными типографскими шрифтами, но так и не понял. Писахов ведь в типографии не работал. Или это своеобразный мостик к теме писательского труда?
А россыпь бумажных денег, «керенок» и «моржовок», это зачем? В экспозиции, посвященной банковскому делу или торговле, деньги смотрелись бы уместно, а по соседству с картинами Писахова 20-х годов, эти купюры явно неуместны.



Почему-то, очень много кукол! Маленьких и больших, стоящих, сидящих, и висящих на веревочках... И козуль многовато. Писахов в этом засилье кукол и козуль как-то потерялся.



Старенький сотовый телефон, лежащий рядом с телефонной трубкой 50-х годов окончательно поставил меня в тупик. Спросил смотрительницу, зачем здесь этот телефон, но она ничего не могла пояснить. Второй месяц думаю, зачем туда этот телефон положили?
Но это так, мелочи, а в целом очень даже хорошо.

Тема: личность, Рассказы и очерки, Архангельская обл.: Архангельск

Previous post Next post
Up