В ледоходные дни мысли сами собой возвращаются к событиям 10-летней давности... Все говорят, сравнивают, опасаются...
Зима 98-го не была обычной. Морозы не ослабевали почти ни на день. Минус 30 стало ежедневной закономерностью, и это в лучшем случае! И при этом почти все время шел снег. У Вологды снега было еще больше, значительно превышая норму. А весна не начиналась и не начиналась… Прошел март, подходил к концу апрель… Сугробы, ледяные кокоры на обочинах дорог и минус 20 каждый день. Чтоб я ходила в дубленке весь апрель - другого такого года не припомню. А потом из дубленки сразу в плащ. За один день температура подскочила на 40 градусов - с минус 20 до плюс 20! Что хорошего после этого было ждать?
А толщина льда на реке была просто безумной! Потом уже после наводнения - летом, в жару, в июне! - там и сям, на огородах, на полях продолжали возвышаться занесенные разбушевавшейся водой айсберги. Как иначе назвать глыбы высотой гораздо больше человеческого роста? Так и таяли до середины лета…
И еще одно небольшое отступление: обычный уровень воды в Сухоне около 2 метров, а то и меньше. Примерно с 6,5 метров начинает топить крайние улицы Устюга и прилегающие деревни, в 9 метров - ВСЮ вторую часть города. Этот уровень немного представляли по наводнению 1991 года, но тогда все продолжалось считанные часы, хотя и наделало много бед! Помню иду на работу, на Горе прекрасный день - сухо, тепло, солнышко. Ничего не знаю, но догадываюсь: электричество вдруг отключилось, замолчало радио, обсохли краны с водой. И тут вижу: рейсовый автобус поворачивает на перекрестке, немного наклоняется на бок и из него вода просто потоками… Становится понятно - вода уже на Советском проспекте. (Оба тяжелейшие наводнения в 90-е годы! Потому что никаких разумных мер ни заранее, ни в дни паводка! А что у нас тогда делалось разумно?)
Ледоход 1998 года начался в 12 часов 3 мая. Уровень к вечеру 5,5 м. Объявления по радио: “Вода идет в город, формируется затор у Бобровниково”. В 23.30. - уровень 8 метров! Наводнение в городе - это глухой нарастающий гул и сразу же вал воды…
4 мая. Взрывают в Бобровниково. Река стоит. Уровень с утра не повышается. Но затор выше по Сухоне - в Подсосенье. Там уровень - 10 метров! Вода до окон! Все подсчитывают: перепад - 2 м. И это придет в город!
И тут очередное объявление: “С Тотьмы идет вал паводковой воды!” Еще 2 метра плюсом! Дальше уровень воды растет постепенно. К вечеру уже 9 метров в центре. И первая гроза! А с дождиком как тает, знаете. Река до краев наполнена ледяной воды, а сверху еще торосы льда, наезжающие друг на друга... … Льдины уже выползли на набережную, вода вровень с кромкой дороги. И это в самом центре, где высокий берег!
Иду к Земляному мосту (это скорее дамба, чем мост). Озеро справа - полное воды. Сквер у речного училища затоплен. Смольниковское озеро - то, что слева от моста, дальше от реки, - еще сухое. В те годы в нем не было воды, если кто помнит. Вода пришла в 98-м! На его сухое дно хлещет вода по трубе из-под Земляного моста, и… самое тогда поразившее: с противоположных берегов озера настоящие водопады! Вода обошла город с тыла… Сухона с одной стороны, с другой Малая Северная Двина - вот ей уже некуда деваться: сначала поля, потом деревни, потом крайние улицы, потом… там же очень много улиц! Значит, везде вода! Становится неуютно и страшно, дальше во вторую часть города идти уже не хочется…
Возвращаюсь к автобусной остановке. И тут… от церкви Вознесения, прямо над ее куполами проносятся фронтовые бомбардировщики… Зрелище на грани сюрреализма. Просто ступор… Заходят пара за парой… И тут же где-то в стороне Бобровникова яркие вспышки и грохот взрывов. А гроза еще не кончилась: где гром, где взрывы - так сразу и не поймешь…
Толку от этих эффектных бомбежек никакого. Из 4-х заходов только 1 раз попали в затор, а от остальных 500-килограммовых бомб только кусты летели… Из ближайших к бомбежкам деревень проводят отселение в радиусе 3 км (из-за разлета осколков). Потом узнаем, что там везде вылетели стекла, пострадал оставленный в хлевах скот - погибли поросята (от разрыва сердца)… Но и в городе стекла дребежжат так, что кажется, вот-вот вылетят…
5 мая. Утром узнаю, что уровень за ночь поднялся до 9,8 м. Но тут же передают, что есть небольшое снижение и начался ледоход. “Самая страшная ночь позади!” Как бы не так! Иду на работу, солнце, тепло, сухо, и люди навстречу - кто в мокрых броднях, кто в сыром по пояс плаще… На набережной - густой туман, но тем не менее видно, что никакого движения льда нет! У Прокопьевского собора такой ледяной торос, что загибаешь голову вверх, а наверху еще сидит чайка - не на тумане же она сидит! Туман не рассеивается. Когда появляется солнце, видны купола Дымковских церквей. Но солнце уходит, и кажется, что стоишь на берегу Ледовитого океана.
На работе узнаю последние новости от тех, кто добрался из второй части. Вода хлещет через Советский, на Васендина, у речного училища, у Госбанка! На пересечении Кооперативной и Советского течение такое, что кажется машины снесет! Кто-то на уазике наехал на стерлядку… Проходит час и объявляют, что с обеда перестанут ходить автобусы, народ из затопляемой зоны с работы распускают… Все стремятся попасть домой… Кто-то уже вброд - но домой… Магазины во второй части опустели: все продукты раскуплены, одно растаявшее мороженое… Электричества нет… Не затоплен только пятачок у магазина “Волна”. Мало кто знает, там после наводнения 28-го года начинали делать дамбу, вот ее остатки, на которых выстроены пятиэтажки и спасают… На пятачке люди снуют из дома в дом: бегут греть чай к соседям у кого газовые плиты, газ еще идет… Все заставлено машинами… На следующий день у некоторых не выдержат нервы… Кто-то прицепил легковушку к камазу и перегнал в центральную часть города… Легковушку, говорят, скрывало… А пятачок так и не затопило, вот, наверно, потом расстраивался, что машину замочил…
А вода все прибывает… На самом деле никто не знает ее уровня, да и чего тут уже измерять… Потом, говорили, что вода была гораздо выше отметки 28-го года на стене цеха в судоремонтном заводе…
А я в обед иду смотреть, что происходит. Как-то неуютно и в центре: так и кажется, что вода отрежет от Горы и до дома будет не добраться… На набережной, где было вровень с берегом, вода уже вышла на дорогу. Река вспучена, и из-за льда только чуть-чуть видны крыши Дымкова… Коромыслова не видно совсем. Говорят, там все жители сидят на печах кирпичного завода… Говорят, и ужастики: там на печах и люди, и покойники, кого-то не успели похоронить до наводнения, да и все равно бы размыло, Дымковское кладбище затоплено. Кто-то спасается на чердаках, а рядом несет айсберги, которым ничего не стоит проломить эти крыши…
Иду к Земляному мосту. Во вторую часть по нему едут только грузовики и последние автобусы… На той стороне моста Госбанк стоит по окна в воде, говорят, ночью их вызывали поднимать деньги из подвалов… Смольниковское озеро, такое глубокое и еще вчера сухое, наполнилось до краев! Катышево затоплено, трехэтажка “Северной черни” отражается в воде… Кто-то плывет туда на надувной лодочке… Вода - отвратительная, собравшая все нечистоты помоек и выгребных ям…
Возвращаюсь по Павла Покровского - весь лесок затоплен, Заовражская где-то глубоко под водой. У детского дома воду сдерживает только высоко положенный на дороге асфальт, 40 см осталось. Если перельется, дальше снова низина, значит, похлещет к Михайло-Архангельскому… Затоплен старый рынок до края дороги. Здесь вода вплотную подошла к Горе. И тут же самостийный перевоз: плоты и лодки. Кто хочет во вторую часть? Водные такси к вашим услугам! Один квартал на плоту - пятерка, на лодке - десятка, дальше за каждый квартал - столько же!
Вечером очередная, но более долгая бомбежка. Самолеты летают уже по-одному, не так эффектно, но, наверно, немножко поумнее… На Горе у сельхозтехникума народ собирается смотреть на бомбежки: как раз видно затопленную вторую часть, поля, - все это уже стало то ли Сухоной, то ли Малой Северной Двиной… Сначала летит вертолет, выпускают сигнальную ракету, самолет делает первый круг, потом вертолет быстро улетает, и начинается - заход за заходом… Но в этих поверхностных, все равно очень неточных взрывах - никакого смысла… Только сильнее и сильнее уплотняется ледяная масса - в заторе высота утрамбованного льда уже тоже 10 метров…
С работы забрала оставленные там книжки и новые туфли - вдруг будет топить? Первый этаж, центр… У дома много машин из второй части, к сараю привязаны корова и лошадь, измученные хозяева дежурят у них по очереди, людей жалко до слез…
Из пригородных совхозов скот тоже согнали на Гору… Сначала отмечали вешками в воде границы асфальта, дорог уже давно не видно, и гнали коров, если они не оступались, то доходили… Все цеха нагорных предприятий заняты простуженным, мычащим скотом… Студентов сельхозтехникума снимают с занятий - надо идти туда и вручную выдаивать коров…
6 мая. По радио утром начинают мрачно: “Всем, у кого есть лодки, прибыть туда-то и туда-то… - длинный список перекрестков - для спасения людей”. Да какие уже лодки! Течение было такое, что даже моторки спасателей сносило!
А по радио продолжают противоречить сами себе, говорят, как заклинание (вдруг, и правда, поможет): “Уровень снижается!” Но как он снижается, когда все перекрестки названы… И плюсом - пошел Юг! Потом на работе уже узнаю, что в Кузино льдом разворотило крайние дома…
Звоним родственникам во вторую часть (телефоны работают, это потом - после наводнения - все отключат на ремонт). Примерно следующий диалог:
- Только что сказали, что уровень снижается…
-Да какое снижается! У нас уже на полу вода, вот в сапогах брожусь, завтрак готовлю, стариков кормить надо… От пятиэтажек водопады к нам во двор… По Шумилова айсберги несет, полный ледоход - это уже Юг! Улица Шумилова стала руслом Юга!
- Почему на чердак не поднимаетесь?
- Дверь не открывается уже, заклинило, в сенях пол водой подняло. Да мне бы стариков и не утащить…
В этот же день их вывезут на лодке до Васендина, а оттуда на камазе и в больницу… Камазы еще проходят по главным улицам второй части города… Многих вывозят именно так…
По дороге на работу вижу много новых машин МЧС. Вчера в Савватию прилетел “Руслан”, так они колонной и шли по Кировской, Архангельской, к нам в Вологодскую область… В Устюге же “Руслан” не посадить…
На реке густой туман. Уровень в центре, правда, немного ниже, но это снижается Сухона, новую воду и лед дает Юг, и он полощет там - во второй части…
Прихожу на работу - мальчишек-вахтеров нет, мобилизованы. За Земляной мост, говорят, милиция никого не пускает. Раньше-то где были? Туда идут большегрузные машины с лодками. Вывозят детей из дома ребенка и дошкольного детского дома. Дотянули…
Звонит подружка (с того самого пятачка у “Волны”), рассказывает, что видно с четвертого этажа: "По Щелкунова полный ледоход! Течение жуткое! Айсберги! Переворачивает и несет железные гаражи, баньки, дачные домики, у дома на Краснофлотской стену отрывает… С крыши пожарки снимают, на камере написано “Вести”, так что смотрите… Э нет, все, наснимались, у оператора руки задрожали… Вчера у завода упала высоковольтная опора…"
Столбы, вообще, падали как спички, а трансформаторные будки горели…
По радио впервые говорят что-то вразумительное - приехал Воробьев (зам Шойгу) и Плеханов…
Больше никаких бомбардировщиков. Минчээсовские взрывники целый день колдуют в Бобровникове, наверно, на этот раз по-умному: в голове затора, а не где придется… Весь день слышны взрывы… Над рекой летают маленькие яркие самолетики и вертолетики - как игрушечные - привезли на “Руслане”…
Рассказывают, что с обеих сторон Двины устанавливают прожектора. Если ничего не получится у взрывников, будет ночная бомбежка с самолетов. Говорят, что готовят тяжелый бомбардировщик, но в администрации - споры… Управление культуры возмущается: памятники архитектуры могут не выдержать взрывной волны… Другие возмущаются тоже - может и мост через Сухону не выдержать…
Наконец-то! В 16 часов обрадованный диктор: “Затор прорвало, полный ледоход, вода резко спадает!” Добавлю: и уносит все - чашки, ложки, вещи, что-то потом откапывали в подвалах; а еще дрова, мостки… Кому-то принесло баньку, от кого-то унесло, но взамен принесло стройматериалы и сено…
Все лето будет пахнуть плесенью и сыростью… Низины стали озерами… Народ бьется за свою очередь на откачку воды… Колодцы затоплены и разрушены… Питьевой воды нет… Основные водозаборы затоплены и частично разрушены. Во всем городе сеансовая подача воды до середины лета. На четвертом этаже вода появляется только на полчасика вечером - жалкая струйка…
Вторая часть уже никогда не будет такой, как была… Очень грустно и сейчас ходить по этим улицам без мостков, с дорогами, изрытыми еще тем льдом…
Там в низине у Деревеньки был изобретен еще один способ передвижения… Мостика через болотину уже не было, тротуаров - отродясь, а лужа с дороги так и стояла все лето - без резиновых сапог не перейти. Если ты в ботинках, в туфлях и не на машине, что делать? Бежать в след проходящей машины! Пристроиться в ее колею и постараться не оставать, пока вода обратно не схлопнулась под ногами… Рассказывали мне такой способ…
А мы еще на работе смотрели видеозапись съемки, сделанной с вертолета: от Городища, через Земляной мост, Смольниковское озеро, и дальше к полям - четкое русло реки. Если бы я не знала, где оно на самом деле, поверила бы, что именно здесь… А ведь Сухона уже не один раз меняла русло…
Вот как это было - если, конечно, вкратце… Может, что-то забыла, дополняйте…
Наводнение в Устюге начала 20 века (очень похоже на 1998 год):
![](http://pics.livejournal.com/lubassevera/pic/000063ar/s320x240)
А это набережная в наводнение 1998 года:
![](http://pics.livejournal.com/lubassevera/pic/000076fk/s320x240)