Пишет Дмитрий Данилов
Сайт
http://www.pravaya.ru Белгородское дыхание рок-миссии
В прохладный зал ДК поселка Разумное, где проходил миссионерский концерт Романа Неумоева, заходили даже случайные прохожие с детьми, утомленные белгородской жарой. «Это вечер бардовской музыки?» - живо интересовались они. Сложно сказать, что именно привело их в зал - то ли жара на улице, то ли жара обмирщения
20 мая в городе Белгород состоялся миссионерский концерт Романа Неумоева, завершивший весеннюю серию выступлений легендарной группы «Инструкция по Выживанию». Так вышло, что последний аккорд этой серии был посвящен целиком православной миссии среди молодежи, чему в работе музыкантов отводится в последнее время значительное внимание. Неудивительно, что он состоялся именно в Белгородской епархии - одному из ведущих центров, определяющих смыслы и тенденции православной миссии в России сегодня.
Концерт проходил в ДК поселка Разумное, являющегося одним из пригородов Белгорода. Несмотря на жару, зашкаливающую далеко за тридцатиградусную отметку, молодежь пришла на концерт. После 6 часов вечера, когда началось действо, в прохладный зал ДК заходили даже случайные прохожие с детьми и домочадцами, утомленные белгородской жарой. «Это вечер бардовской музыки?» - живо интересовались они, издали заслышав первые аккорды «Инструкции». Несмотря на полученные ответы, они все равно оставались. Сложно сказать, что именно привело их в зал - то ли жара на улице, то ли жара обмирщения.
Перед выступлением к собравшимся в зале с проникновенным о. Агафангелсловом обратился отец Агафангел (Белых). Отец Агафангел не стал никому читать занудных проповедей, а призвал посмотреть на сам жизненный путь Неумоева, который привел музыканта к православной вере и просто послушать его творчество, проникнутое духом поиска этой веры и ее обретения.
Роман Неумоев начал свое выступление с акустического отделения. Аккомпанировал Неумоеву гитарист «Инструкции» Дмитрий Бибиков. Между музыкантами у самого стояла заботливо поставленная кем-то огромная корзина с розами. В акустическом отделении прозвучали как уже известные и полюбившиеся публике песни ИПВ - «Город Печоры», «Я еще живой», «Ангел-Хранитель», «Сердцу Божией Матери», так и совершенно новые вещи Романа и других авторов, гармонично созвучных общему настрою творчеству «Инструкции». Неумоев представил на суд публики такие произведения, как «Клён», «Армагеддон», «Кто?». Запомнилась неожиданная строчка из рефрена новой песни «Мир космической любви», отсылающая слушателя к интеллектуальному бэкграунду поколения, на чью долю пришлись 80-е годы прошедшего столетия: «Волны гасят ветер!», вырывая наиболее живых этого поколения из морока обаяния творчества братьев Стругацких.
Совершенно неожиданно Роман Неумоев исполнил довольно известную в узких кругах вещицу под названием «Крылатый Конь»:
Крылатый конь навек унес Буденного
На красны звёзды держит путь комдив
Там ждет его совсем иная конная
И мёртвый Бабель с трепетом в груди
Дмитрий Бибиков и Роман Неумоев наверное, пришедшие в зал ради «вечера бардовской песни» испытали странное чувство контраста, которое производили эти строки на фоне убаюкивающих трелей какого-нибудь Олега Митяева и Ко, с их приторным и бесконечно фальшивым «устойчивым вкусом». Воспоминание того факта, что к каждому рано или поздно явится его «крылатый конь» и все помышления его погибнут, хорошо чувствовалось в прохладной предгрозовой атмосфере зала.
Этот контраст неизбежной для каждого «точки бифуркации» усилила следующая песня «Ангел Хранитель», своим постмодернистским рефреном выбрасывающая слушателя в мир суровой пост-реальности:
Мой Ангел Хранитель сказал, что они нас убьют,
Убьют в самом первом кровавом бою, самом первом.
Не страшно погибнуть в бою, не страшно погибнуть в бою,
В бою роковом, что идет за надежду и веру.
Станицы горят и горят города,
Глухие деревни горят и деревья, и скалы.
Они убивают всегда, они убивают всегда
Иисуса Христа и Сократа и Лору Палмер…
…И, может быть, нам предстоит в этом скорбном строю
Стоять средь погибших в бою самом первом,
Я вам эту песню пою, я вам эту песню пою
Погибшим в жестоком бою за надежду и веру.
Поскольку как Роман Неумоев, так и Дмитрий Бибиков проживают в настоящее время в городе Печоры, не обошелся концерт и без традиционной композиции «Город Печоры». Эта вещь, продолжающая тему «Лоры Палмер», напомнила всем слушателям темы, своей серьезностью далеко выходящие за пределы маленьких умирающих городков России, но, тем не менее, передающие всю глобальность боли их бытия:
Город Печоры, новое время,
Ноги босые просятся в стремя
Сладкой надежды радостный миг
Город Печоры, русский Твин Пикс…
…Нас охраняет звёздным конвоем
Ясное небо над головою.
Я закричу пролетающим ветрам:
«Уберегите эту планету
От страшной беды, угрожающей людям,
Новой чумы и опасных иллюзий,
Чтобы лететь миллионы столетий
Этой планетe, в солнечном свете, в солнечном свете,
В солнечном свете...
В блюзовых проигрышах Димы Бибикова особенно хорошо был слышен речитатив Романа Неумоева на одной из завершающих вещей акустического отделения «Сердцу Божией Матери»:
О, Мати Света, горько, не оставь же нас
Свети отныне всем,
Звезда за взятый город Вифлеем.
Я знаю - наше будущее здесь,
Я верю - это будущее есть,
Оно, оно с тобой всегда,
Сияй, Восьмиконечная звезда.
И наш солдат - герой, и русский генерал
Вонзит ему на шлем
Звезду за взятый город Вифлеем.
И наши танки, словно яростный рассвет,
Метнув под небо дым,
Пойдут на город Иерусалим.
Зритель из зала в перерыве между акустическим и электрическим отделениями в гримерке у Неумоева очутилась делегация белгородских поклонников ИПВ, принесших Роману в подарок пакет настоящего белгородского молока «за вредность» в непосильном труде миссии.
Второе отделение концерта началось с традиционной «На горе Елеонской». Народ в зале ощутимо взбодрился. Оживление пошло волнами - от центра зала, где сидели местные семинаристы, до первых рядов, где можно было заметить даже детей. А в зал со сцены летела песня Ромыча на стихи Владимира Богомякова «Адис-Абеба»:
Из нас не вырастут цветы.
Когда Москва с Адис-Абебой
Во тьме беседуют на ты.
Между Землёю и Луною
Плывут во тьме учителя.
В моей груди - макет Кремля.
Вот спонсор ветра и дождя
С орлом на розовом погоне
Подъехал в мраморном вагоне.
Нью-Йорк смотрел с его ладони
На очертания людей,
Что неподвижны на перроне.
Наступит время всё менять.
Кого любили - обвинять.
Предпочитать повидло хлебу.
Иметь в груди Адис-Абебу…
Как всегда бывает на концертах «Инструкции», публика встала с мест и прихлопывала в ритм под песню «Как хорошо»:
Вот дождик шел и нашел
Небесный свой ремешок,
Дырявый неба мешок налил сплошные лужи
Как хорошо!
О Боже, как хорошо!
Как хорошо - я никому не нужен…
Порадовал Неумоев исполнением песни на стихи русского поэта Ивана Савина, намекнувшие на ответственность каждого человека за каждый сделанный им жизненный шаг и одновременно подтверждающие известное евангельское изречение «Где сердце ваше - там и сокровище ваше»:
Ты не думай, все запишется,
Не простится, ты не жди.
Все неслышное услышится,
Пряча тайное колышется
Сердце - ладанка в груди...
В завершение Роман Неумоев по многочисленным просьбам публики исполнил несколько вещей из своего старого творчества: «Маленькая Вера», «Красный смех» и ряд других. Гитарист Дмитрий Бибиков под аккомпанемент губной гармошки Неумоева неожиданно для всех исполнил песню Сергея Трофимова «Блюз-спецназ, встреченную очень тепло:
Война - работа спецназа,
В небе рыдает божий клир,
Джихад в предгорьях Кавказа
Первым нарушил мир!
После окончания концерта Роман Неумоев отвечал на вопросы публики. Увы, не обошлось и без извечных крошек в постели, мешающих другим прийти к подлинному успокоению духа. Фанаты «Гражданской Обороны» снова предприняли штурм сознания Ромыча своими вечными попытками выяснить отношения Неумоева и Летова. На что Ромыч Неумоев после недолгих объяснений, что у него с Летовым - разные пути, со свойственной ему невозмутимостью пожелал в конце Егору Летову творческих успехов.
Вопросы задавали самые разные. Был и такой: «Как вы относитесь к мусульманству?». Роман Неумоев ответил на это так: «На этой земле есть только две религии: христианская и антихристианская. Буддизм, ислам, католичество относятся к религии антихристианской». Спросили лидера «Инструкции по выживанию» и про отношение к прошедшему недавно объединению Русский Православной Церкви и РПЦЗ. На что Неумоев ответил: «Я по-человечески рад, когда русские люди объединяются. У нас 25 миллионов соотечественников за рубежом. Меня бы очень порадовало объединение с ними. Церковное объединение - это позитивный факт. Но церковное объединение имеет свою специфику. Там есть проблемы, которые нам с вами сейчас могут быть совершенно неизвестны. Они понятны только тем людям, которые понимают внутреннюю природу этого процесса, знают канонические моменты».
Совершенно неожиданным прозвучал ответ Романа Неумоева на вопрос: «Как вы пришли к вере?». Неумоев ответил следующее: «Нельзя сказать, что я - верующий. Я только им стараюсь стать. Как говорится: «верую, Господи, помоги моему неверию». ИПВ всегда была в какой-то степени религиозной группой. В 90-х годах мы писали песни на мистически-религиозные темы. Одно дело - если ты пришел к Богу. А я разве к Богу пришел? Нет. Может быть, еще приду. Это - путь. А если ты пришел к Богу - это уже конец пути. Это все равно, как спрашивать: «Вы любящий или ищущий?». А я на пути. Дорогу осилит идущий. Примет меня Бог или не примет - кто может знать?»
После концерта был неформальный прием музыкантов ИПВ в доме у отца Петра Иванова, на котором присутствовали о. Димитрий Карпенко, о. Агафангел (Белых), о. Димитрий Лукьянов. Под стрекот таинственной южной живности и аромат расцветающих каштанов с легкой руки гостеприимных хозяев был организован прекрасный стол. За застольными разговорами батюшкам удалось уговорить лидера группы «Инструкция по Выживанию» на почти невозможное: исполнить такие хиты ИПВ, как «Совесть», «Суицид», «Война», «Вина» и другие вещи, которые сам Роман теперь наотрез отказывается исполнять в акустике. Наверное, досточтимое собрание в полной мере заслужило этот невиданный жест столь сурового к вопросам самодисциплины человека, каким является Роман Неумоев.
Но этот жест был наверняка обусловлен тем чувством Храм св. равноапостольного великого князя Владимира в поселке Разумное взаимного радушия, братства и солидарности, которое свойственно клирикам Белгородской епархии, которым немедленно заражаются все окружающие их люди. Более того, это чувство живого, братского общения хорошо ощущается и в пастырьской работе. В храме св. равноапостольного князя Владимира в поселке Разумное, где служит о. Петр Иванов, можно наблюдать редкое и абсолютно естественное общение клириков с мирянами, которое происходит на службе. Отец Петр обратился с дополнительной проповедью к прихожанам, на которой рассказал, как работает кружок знаменного распева, который возник недавно при храме. Прихожане могли вживую услышать попытки воссоздать основу древнерусского знаменного распева, а также узнать больше о певческих традициях русского духовного пения. Именно здесь - в небольших сельских приходах жив и успешно осуществляется тот необходимый элемент миссионерской проповеди, на котором всегда держалась и держится Русская Церковь. Увы, к сожалению, такие примеры пока еще не охватывают всю нашу Церковь. Более того, по словам Романа Неумоева, бывшего в апреле сего года с миссионерским концертом в Екатеринбурге, еще не во всех епархиях понимают и принимают важность импульса рок-миссионерства. В Екатеринбурге, к огромному сожалению, местное епархиальное управление не сделало практически ничего, чтобы помочь в организации концерта на должном уровне и осуществить реальную духовную поддержку.
И все же самая главная сторона миссионерских рок-концертов заключается не в том, чтобы на них пришло как можно больше народа, а в том, чтобы они стали тенденцией и о них услышали все. С этой надеждой, получив благословение белгородских отцов и приложившись напоследок к мощам свт. Иоасафа Белгородского, музыканты «Инструкции по Выживанию» покинули Белгород, унося с собой тепло десницы святителя.
Рок-миссия продолжается.