Кругоонежье и Воттоваара. Глава X. Путь к цивилизации через Гирвас

Jan 03, 2025 14:05

Вечером мы оставили тент, который был раскинут на верёвочках, натянутых между деревьями и багажником Ховера, и подпёрт снизу жердью с надетой на неё пластмассовой бутылкой. Ночью ветром и дождём этот тент сорвало на землю. В остальном же ночёвка получилась спокойной, мы неплохо выспались. Утром после завтрака сразу стали собирать вещи. Саша уже привычно скрутил свою кемпинговую палатку в бараний рог вместе с тентом - и закрепил эту скрутку багажным ремнём.




Я ненадолго поднял в воздух квадрокоптер и снял на видео окрестности. Те места с воздуха смотрятся особенно живописно: горы, холмы, озёра, тайга - и облака на небе. Один раз коптер даже залетел в облако (стоянка наша находилась на высоте 280 метров над уровнем моря), что вызвало во мне некоторое беспокойство: мало ли что там, в этой белой пелене, с моим дроном случится. А ещё я рассмотрел сверху два небольших озера чуть западнее нашего озера Метсавелиярви/Вертаслампи. Вечером мы до них не доехали пару километров. Заросшая дорога, на которую мы не рискнули свернуть - оказалась вполне проезжей. Вот только приличных стоянок на этих озёрах не было.

image Click to view



https://dzen.ru/video/watch/677664a4691f890eb6f96cb1

Видео полёта над горами получилось красивое. Александра сказала:
- Потом тебя будут спрашивать: "Сколько стоило поехать туда, где такие красивые виды?"
- Литров двести топлива стоило! - прокомментировал Александр.

Со стоянки мы уехали ближе к полудню - снова поздно, но сборы заняли много времени. Вернулись на основную дорогу, огибающую Воттоваару с востока. Дорога плавно шла на спуск, крутых каменистых подъёмов больше не ожидалось - поэтому я остановился, чтобы разомкнуть хабы. Саша по рации сказал:
- Я так проникся твоими хабами, что и сам тоже полез наружу их отключать - только потом вспомнил, что на моём Хайлюксе их нет!
Есть с восточной стороны Воттоваары ещё и Смерть-гора, на которой стоит памятник партизанам, погибшим в этих краях в годы Великой Отечественной войны. Но мы туда подниматься не стали: не было времени. Вообще, как мне показалось, на Воттоваару есть смысл приехать целенаправленно на несколько дней, чтобы поездить-побродить именно по этой местности: там много всяких достопримечательностей - не только природных, но и исторических.

Ещё когда я на коптере летал с утра вокруг стоянки, я заметил: из более южного из тех двух небольших безымянных озёр чуть западнее Метсавелиярви/Вертаслампи вытекает небольшая речушка. Оказалось, она впадает в Тяжу с южной стороны Воттоваары - и нам нужно было её пересечь. Основной мост, видимо, рухнул: на дороге там тупик, обозначенный бревном, лежащим поперёк дороги на двух кряжах (N63.047372, E32.682246). Но рядом обнаружился объезд, следуя по которому, мы пересекли этот ручеёк по деревянному мосту. Правда, осторожный и предусмотрительный Саша по рации сказал:
- Ты всегда так лихо заруливаешь на эти маленькие мостики! Давай хотя бы ногами пройдём, пощупаем его немного.
Мост не оказался ни гнилым, ни подпиленным - зато мы сделали фото, как его проезжаем.



Наконец, мы добрались до моста через Тяжу, замкнув наше 30-километровое кольцо вокруг Воттоваары, и направились на юг. Траектории проезда луж на полпути между Воттоваарой и Гимолами мы более или менее помнили - хотя в одном месте я, кажется, тяпнулся об валун редуктором заднего моста.



Много автомобилей в этих лужах теряют номера - а потом кто-то их находит и прибивает к деревьям. Видели мы там же один выброшенный воздушный фильтр: похоже, кто-то хлебнул всё-таки водички в воздухозаборник. А какой-то пошловатый юморист натянул на эти номерные знаки женский лифчик.



После Гимол дорога пошла хорошая, мы разогнались до 50-60 км/ч. Вокруг были где лес, где болота, а где и вырубки.



Возле Юдозера мы остановились и долго гадали: почему мы вечером от подножья Воттоваары вернулись сюда - на этом озере есть как минимум две неплохие стоянки. Мы бы туда и вечером добрались быстрее, чем до стоянки на Алёнушкином озере - и с утра были бы на пару часов ближе к дому. А так время было уже обеденное. Мы попутно обсудили как нам организовать обед. Александр предлагал традиционный способ: съехать куда-нибудь в лес и там сварить кашу с тушёнкой. Мы с Александрой предложили более цивилизованный вариант: пообедать в кафе в Поросозере. Саша возражал, что это неспортивно - а ещё сомневался в качестве еды в сельском заведении общепита. Но мы вдвоём его переубедили.

А ещё там, возле Юдозера, почему-то начал ловить мобильный Интернет. Вообще путешествие в дикие края замечательно некоторым отрывом от цивилизации и снижением информационной нагрузки. Я только в тот момент прочитал о вторжении ВСУ в Курскую область, хотя вторжение шло уже пять дней: на календаре было 11 августа. А ещё в чате выпускников мехмата МГУ нашего года прочитал печальную новость: наш однокурсник погиб. Не на СВО - на мотоцикле разбился в Подмосковье. Я сразу вспомнил рассказ Дмитрия dm_nodal о том, как они с товарищами в сентябре 2022 года возвращались из путешествия на Север и остановились на обочине, услышав по радио новость, что объявлена частичная мобилизация.

В Поросозере мы сделали небольшой крюк, чтобы заехать в кафе "Виктория". Заведение оказалось очень качественным, да и посетителей там было немало. Меня особенно впечатлило жаркое с лисичками: явно грибы были набраны в окрестных лесах. Дети тоже по достоинству оценили местные блюда. Уже осенью я с сожалением прочитал, что это кафе закрылось - а я им остался должен пять рублей (оплаты картой там не было, пришлось выгрести всю мелочь из кошелька).



Из Поросозера мы начали звонить в Петрозаводск: обзванивали гостиницы, где бы переночевать. К счастью, в Петрозаводске с ночлегом проблемы не было: я присмотрел номер в гостинице "Флотилия", а Саша и Саша нашли квартиру, сдаваемую посуточно. Поехали мы дальше, на восток, снова по своим же следам. Пока ехали по грейдеру до Юстозера, дочь снова стала жаловаться, что в Ховере пахнет выхлопными газами. Катя открывала своё окно и высовывала туда нос, чтобы подышать.

После Юстозера мы выехали на асфальт и повернули на юг, в сторону Гирваса. Вскоре съехали на отворотку, чтобы накачать шины.



На накачанных колёсах мы направились в Гирвас. Дорога идёт мимо озера Эльмус (название которого мне напомнило "Эльтон") и Пальеозера - довольно большого озера, вытянутого с севера на юг более чем на 20 километров. На въезде в Гирвас мы переехали реку Суну и остановились посмотреть на знаменитый водопад вулканического происхождения.



Собственно, водопад в этом месте был раньше - до строительства на Суне Пальеозерской ГЭС. Теперь вода из Суны идёт в канал на нужды ГЭС. Только раз в год, во время весеннего половодья, через плотину сбрасывают воду - тогда водопад снова оживает и поражает своей мощью всех, кто окажется в этот момент рядом. Мы же бродили по сухой вулканической породе бывшего русла Суны.



Катя моя смело забралась на самый верх.



Оттуда открываются очень живописные виды. Мне доводилось бывать в Гирвасе в январе 2017 года - тогда, конечно, всё было покрыто снегом.



Немножко воды просачивается через плотину и образует мини-водопадик.



Этот небольшой ручеёк стекает далее вниз по камням. Ваня через него перепрыгнул - а мы сфотографировали его на фоне здания ГЭС.



Начался дождь, и камни вулканического происхождения сразу стали очень скользкими. Мы быстренько покинули безводное русло и вернулись к машинам. Далее решено было немного разделиться: экипаж Хайлюкса хотел посмотреть водопад Кивач - я же там уже был в 2017 году, а дочка желания туда ехать не изъявила. Саша и Саша потом прислали фотографию - мне показалось, что зимой этот водопад смотрится интереснее.



Мы же с Катей, выехав на трассу Р-21 "Кола", поехали прямиком в Петрозаводск. Залили полный бак (а заодно и выбросили мусор) на "Роснефти" под Кондопогой - там тоже были очереди к колонкам. В январе 2017 года мы с товарищем проехали по трассе Р-21 "Кола" от Петрозаводска до Сегежи - и восхищались, какая же это хорошая дорога, при этом практически пустая. Но развитие внутреннего туризма и летний сезон всё изменили: шоссе было сильно загружено автомобилями.



Я практически никого не обгонял: при таком плотном потоке это не имело смысла. Некоторые другие водители обгоняли. Один Лэнд Крузер обогнал меня в неположенном месте, через сплошную линию. Навстречу в этот момент ехала машина ДПС. Они резко затормозили, включили мигалку с сиреной и стали разворачиваться, заставив меня тоже резко затормозить: чтобы не врезаться им в бок. Догнали нарушителя, остановили - наверно, стали с него деньги требовать.

Перед Петрозаводском я свернул с трассы сразу после моста через реку Шую - и это было ошибкой. Наверно, надо было проехать по ней до Суоярвского шоссе, по которому потом объехать город: всё равно наша гостиница располагалась в южной его части. А так мы попали в долгую и нудную пробку перед железнодорожным переездом.



Переездов там было несколько. Я вспомнил, как мы в феврале 2023 года ехали вчетвером с товарищами с охотничьими лыжами на поезде в Кандалакшу - наверняка один из этих переездов проезжали. Въехав в Петрозаводск, мы с дочерью прокатились через весь город. Учитывая непрерывно ливший дождь, это было не слишком приятно. Наконец, уже в девятом часу вечера, мы добрались до гостиницы "Флотилия".



Денег с нас за ночлег взяли 4600 рублей - дороговато! В эту сумму входил завтрак, только он там вроде бы с 7:30 - а мы с экипажем Хайлюкса договорились, что в восемь часов утра уже встретимся на выезде из Петрозаводска. Поэтому там сразу выдали сухой паёк - большие бутерброды. Мы с дочерью быстренько перетащили вещи в номер. Попили чаю, поужинали быстрорастворимой лапшой. Катя была очень рада возможности наконец-то помыться горячей водой в душе. Вышла оттуда с полотенцем на голове и сразу запрыгнула под плед - вся в маму.



Мы с товарищами во время зимнего путешествия на Север в феврале 2021 года пришли к общему мнению: раз в три-четыре дня нужно ночевать где-то в стационарном жилище, где есть либо душ, либо баня. Летом, казалось бы, всё проще: помыться можно в любом водоёме. Но в этом нашем путешествии в Карелию водоёмы были рядом не всегда, да и жары особенной не было: стояла температура в 22-24 градуса. Кроме того, тепло бывает днём - а днём мы обычно ехали, нам было не до помывок. Одним словом, я тоже с удовольствием воспользовался благами цивилизации в виде горячего душа.

В десять часов вечера мы улеглись спать. Казалось, наконец-то сбылся мой план заснуть пораньше - но это сработало бы в глухом месте, без мобильного Интернета. Когда после лесного информационного вакуума приезжаешь в цивилизацию - всегда хочется прочитать все новости в Интернете. Вот я и читал их почти до полуночи, пока не заснул.

P.S. Фото, видео и короткие текстовые заметки из моих путешествий раньше всех (по возможности - вообще в режиме онлайн) появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/

Оглавление
Глава I. Планы, подготовка - и марш-бросок на Онего
Глава II. Андома-гора, геоглиф "Ленин" и Саминский погост
Глава III. Дорогами Заонежья
Глава IV. Первый день кемпинга на тайном озере
Глава V. Второй день на озере и визит в Повенец
Глава VI. На запад через Медвежьегорск
Глава VII. Дорога к подножью горы
Глава VIII. Восхождение
Глава IX. Спуск с горы и езда по камням на ночёвку
Глава X. Путь к цивилизации через Гирвас
Глава XI. Длинная дорога домой
Previous post Next post
Up