Кругосветка "Пёзского Волока". Между 5-й и 6-й частями.(Зимник).

Apr 02, 2013 02:08

Оригинал взят у kvastravel в Кругосветка "Пёзского Волока". Между 5-й и 6-й частями.(Зимник).
в начало процесса фильмопоказа.

Не-не-не. В Усть-Цильме всё прошло замечательно - расскажу буквально в следующем посте. А в этом хочется, пока помнится, снова проехать Ненецкий автономный округ и Коми широкой, похожей на, как мы любим, кольцо, дугой.

Зимник,
(как рассказик, вклинившийся в процесс переезда "передвижной кинобудки" из Нарьян-Мара в Усть-Цильму)



Если кликнуть на карту, то попадете в Яндекс, где с ней можно поупражняться. Да, такое вот исключение из зимних дорожных правил, гласящих, что зимой добираться до точек легче. Путь этот, как я уже посетовал, составил около 900 километров и 18 с половиной часов, вместо положенных 300 километров вдоль Печоры (или по, если летом), длящихся от 5 до 7 часов.


(и тоже на картинку можно кликать). Самое интересное, что первая точка изгиба (после верхней точки, старта, соответствующей Нарьян-Мару) на обеих картинках приходится на пункт с названием Харьяга. Но на короткой дороге от Нарьян-Мара до Харьяги только снегоходка, и можно было бы рассмотреть доставку нас на "буранах " до Харьяги, где цилема готовы были нас встретить. Но мы выбрали круговой путь, и не пожалели.
Старт состоялся в 7-15, дорожка пошла по улицам Нарьян-Мара через поселок Искателей, большинство двухэтажных бараков которого обшиты утеплителем и панелями, несмотря на скорый, согласно программы переселения из ветхого жилья, снос.


Но не все.


За бортом - за 20, и дорога, минуя "пригородный" низкорослый лес,


быстро приводит нас в тундру.


Целых восемьдесят километров она еще дорога, и даже с асфальтовым покрытием, невидным, впрочем, за покрытием ледяным


и поземкой.


Первые буровые встречаются уже здесь,


Но 80 километров пролетают быстро. Все, "свертка",


и нам на Усинск


Это уже зимник, длиной 250 километров, представляющий собой залитую замерзшей водой дорожку по тундре


Не бойтесь, все 250 километров я описывать не буду, на это ушло бы часов пять... Но есть интересные моменты:
- Зимник  - федеральный. Технология его формирования похожа на заливку катка, только сначала бульдозеры сгребают снег и утрамбовывают его, а потом по полотну идут "бочки", поливая все это  водой из ручьев. За ними огромные "Кировцы" тащат "гитары" - сваренные из нескольких скрепленных между собой труб конструкции.


В этом году снега мало, поэтому подложка получилась неровной, ямно - бугристой, и скорость по дороге держать сложно.


Да и скользко, но и "улететь" тоже некуда,


разве что на спуске- подъеме в возникающий ниоткуда ручеек с крутыми берегами.


На таком месте обязательно дежурит бульдозер, готовый вытащить любой тяжеловоз,


причем совершенно бесплатно - это входит в обязанности содержащих зимник дорожников. Вскоре после выезда на зимник видим их базу - как раз вблизи ручейка,


из которого они берут воду для заливки "катка".


Проходим брошенную скважину еще советских времен, представляющую собой лежащую буровую,


окруженную грудой мусора


с охраняющими все это рядами пустых, похожих на кресты, столбов.


Ладно, сгустил краски. Очень скоро начинаются действующие скважины,


и появляются трубы нетепроводов,


а движение увеличивается, поскольку к полноприводным дальнобойщикам, 80 процентов которых едут на Камазах, а оставшиеся 20 - на Кразах и Уралах (правда-правда, первую грузовую иномарку увидел лишь на выезде с зимника), добавляются полноприводные же вахтовки.


Ну вот. Нфтяная стратегия в действии...


Их много тут, разных, хотя Лукола, пожалуй, гораздо больше остальных вместе взятых.
Вдруг на стекло начинают лететь брызги... Ага, дорожники в действии. "Аннушка масло уже разлила" - незамерзшая дорога становится еще более скользкой, и вскоре догоняем идущую перед нами "гитару".


К часу дня мы проходим зимник, конец которого обозначен как  КПП на выезде, где водителю надо выйти и записать себя в амбарную книгу,


а саму дорогу охраняет управляющий шлагбаумом "толковый" оператор


Это уже царство нефтяников - хитросплетения труб, стекающихся, по принципу кустов, к большому комплексу, откуда выходит уже труба большего размера,


И из ленты "тундрового катка" очень постепенно, волнами и провалами, рождается отсыпка, называющая себя дорогой, обретающая к тому же характерное для севера покрытие из неплотно уложенных, просевших над трубами и разъехавшихся бетонных плит. Останавливаемся на обед на базе


нашего провожатого и неоценимого помощника Ильи Волкова.


Бизнес этой базы прост - площадка для складирования заказанных нефтяниками товаров, склады, погрузчики, вертолетная площадка, и строящийся к ней "аэропорт".


Таких площадок тут много -


поскольку нефтяников тоже много.


Зато здесь начинает появляться первый лес, а, значит, мы уже не в тундре.
Но следующий кусок дороги, почти до Усинска, запомнится нам не обилием нефтяных скважин, венчаемых даже перерабатывающим заводом "Тоталь",


не стеллой - шариком, означающим пересечение Полярного круга


но до сих пор подергивающимся подбородком и подрагивающим веком в такт подпрыгивания машины на стыках бетонных плит, как-то некачественно залитых в этот раз Дедом Морозом. У Усинска следует поворот направо, и мы, избавившись от стука колес, летим по прямой, как стрела,


дороге на Печору, понимая, что потерянное на зимнике и плитах время нам уже не нагнать. Вон она, Печора, вдали,


но пересекаем мы ее в полных сутеменках...




И снова прямая, как стрела, дорога, теперь уже вдоль Печоры вверх по ее течению.


Представляете, каково это, торопясь, нажимать на педаль газа и ехать вверх по Печоре, понимая, что нужно-то вниз? Последнее, из-за сумерек, фото этого дня сделано на повороте с трассы, идущей вдоль Печоры, на недостроенную, спрямленную (ой, состыкованную) зимником дорожку вдоль воркутинской железки, в сторону знакомой уже трассы на Ираёль.
Это знаете, что Олег делает?


Это он возвращает к жизни единственный оставшийся в машине съедобный предмет - сникерс - растаявший в закоулках согретого печкой бардачка... Не пытайтесь искать в Коми открытый магазин после 20-ти - гораздо больше шансов найти на Пёзском Волоке вагон с золотом Колчака.


Потом была дорога вдоль железки. Недостроенная, и оттого уходящая в такие узкие, петляющие между столбами, деревъями и оврагами серапнтины, что приходилось останавливаться при каждом встречном разъезде. А потом - газ в пол при выезде на прямую, залитую идеальным льдом, сгладившим все ее неровности, дорогу Ираёль  - Ижма, что от счастья мы заблудились в последней. И слава Богу, что в Ижме есть прохожие в час ночи, которые не боятся подходить к одиноким машинам с тремя угрюмыми личностями внутри, и объяснять дорогу. А потом мы дважды промазали в поисках съезда на лед Печоры. И слава Богу, что все две машины, ехавшие вскоре после нашей ошибки нам навстречу, остановились на нашу просьбу. Да, в Коми все машины останавливаются при виде включенных авариек и предлагают помощь. А еще в Коми все грузовики уступают дорогу или останавливаются при обгоне или встречном разъезде, и помагают поворотниками обгонять. Не забывайте только говорить спасибо.
И к 3-м ночи мы постучались в двери гостинцы в Усть-Цильме.
А в Усть-Цильме прошла одна из лучших наших встреч за время этой поездки с фильмом. Завтра расскажу, ладно?
Previous post Next post
Up