Александр Костин. Черныши да рыкуны, водохлёбы, горюны...О локальных прозвищах Пудожья

Dec 16, 2012 09:30

Оригинал взят у pudoga в Александр Костин. Черныши да рыкуны, водохлёбы, горюны...О локальных прозвищах Пудожья
Зови хоть горшком , только в печь не суй
(Русская народная пословица)

Хоть и трудная жизнь было у наших предков, а любили они посмеяться, подшутить друг над другом, наградить соседей или односельчан каким-либо прозвищем, да так, чтобы оно приклеилось намертво. Меткое и точное прозвище могло отпечататься в памяти народной на века и было узнаваемо даже за пределами данной местности. Основанием для него мог послужить какой-то забавный, а может быть и трагический, случай, либо занятия жителей, либо какие-то бытовые детали, либо особенности характера. И многое-многое другое.
Причем прозвища могли быть как индивидуальные, для конкретного человека, так и общие, для жителей определённого поселения. В науке принято называть их термином «локальные прозвища». Вот о них- то мне хочется рассказать. За время краеведческой деятельности у меня образовалась небольшая коллекция (полсотни с небольшим) пудожских прозвищ, почерпнутых из различных источников.
Всем известно, что жители Пудожского уезда носили общее прозвище пудожские налимы.



«Красавцы» на Яндекс.Фотках



А еще их называли балахонники, черные кукели (накидки от комаров), меньки-толстоголовики (мень, менёк - тот же налим - А. К). Свои прозвища были в ходу и у каргополов: шипуны, типуны, толоконники, сыроеды, чудь белоглазая. А жители соседних с Пудожьем каргопольских деревень именовались вот как:
лекшмозёры - голодаи, масельгцы - шведы, гужовцы - пыхуны, ожеговцы - волкодавы, курминцы - кулипеты (плохо разговаривали), орловцы - брюхачи, думинцы - мошняки (мушники).
А к жителям Вытегорского уезда когда-то приклеилось обидное прозвище вытегоры-воры. А еще - камзольники. Вроде бы как они камзол у Петра Первого украли во время пребывания государя-императора в тамошних краях. Действительно ли случился такой конфуз - теперь не разберешь. А прозвище осталось.
Примерно половина моей «коллекции» относится к Водлозерью.



«На берегу Водлозера. Качнаволок» на Яндекс.Фотках

Думаю, это не случайно.
Возможно, это говорит о постоянных и тесных контактах жителей деревень, которых «бажёное озёрышко» не столько разъединяло, сколько, особенно зимой, объединяло, сближало. А может быть, просто-напросто водлозёры обладали отменным чувством юмора? Предлагаемый ниже список водлозерских прозвищ по моей просьбе прокомментировала лучший знаток Водлозерья Анна Петровна Кочнева. В некоторых случаях приводятся мои объяснения.
Коскосалма - черныши. Большинство здешних жителей были смуглые и темноволосые.
Рахкойла (рахколяна) - горюны. Любили побрюзжать, пожаловаться на тяжелую жизнь
Варишпельда (варишпела) - кошели. Плели из ивовых прутьев заплечные кошели для перевозки грузов (грибы, ягоды, рыба и т. д.)
Гостьнаволок (гостьнаволоцена) - квашеники. Местные жители были большими мастерами в изготовлении бочек, ушатов, квашен и подойников.
Костина гора (костинвара) - мошенники, известны были склонностью к обману.
Канзанаволок - безбожники. Говорили, что здесь появились первые на Водлозере большевики-коммунисты. По другой версии, все дело в первом опять-таки на Водлозере
местном сельсовете. На мой взгляд, к появлению прозвища может иметь отношение случай, описанный в газете «Красная Карелия» от 28 марта.1926 г.:
«Первые красные похороны».
Крестьянин Фаддеев в Канзанаволоке был похоронен без попа. При смерти завещал похоронить его не на церковном кладбище, а на кладбище неверующих. На похоронах присутствовали все общественные организации с красными флагами».

Колгостров - рыкуны. Любили покричать, поругаться
Вачилово - клещицы. Это такое приспособление для вязания сетей. Обитатели деревни много времени проводили за этим занятием.
Гумарнаволок - гужи. Этим словом на Водлозере назывались ремни и веревки. Правда, у К. К. Логинова в его книге «Этнолокальная группа русских Водлозерья» приводится другое прозвище - смолокуры, кустари.
Загорье (загоряна) - 1. Вачеги. Так назывались вязаные рукавицы для рыбаков или охотников.
2. Немытики
Охтомостров - бесенятушки
Пильмасозеро - картёжники. (У К.К. Логинова - кужи ). Любили на досуге в картишки перекинуться?
Пёлгостров - верёвочники. Связывали мужиков верёвками.
Рагуново - сапожники. Шили обувь, в основном сапоги.
Путилово -1. Катанёжники. Это местное название мастеров, которые катали валенки. По воспоминаниям водлозёров, их земляки в старые времена ходили катать валенки в обмен на хлеб даже на Кенозеро. 2. Голзуны
Чуяла (чуяльчана)- Я слышал две версии прозвища жителей этой деревни на южном берегу Водлозера: 1. Лопотаи, лопотаюшки - оттого, что лопотали, говорили непонятно
2. Лапотаи - ходили в лаптях, жили бедно
Куганаволок - подорожники, Жили у большой дороги. Про них говорили так: «Любят народ у ворот держать».
Пога (погнёна) - тестоеды. Сырое тесто в старые времена входило в число любимых пудожанами блюд. Готовилось очень просто - тесто замешивали в воде и давали ему закиснуть. Вот и весь рецепт.
Половина - шелгачи. Шелгачи - котомки, мешки. Может быть, напоминание о тех временах, когда значительная часть водлозеров в неурожайные годы уходила зимой на «проску», т. е. просили милостыню?
Калакунда - калаканцики, калакунчики. А здесь никакого смысла искать не надо, просто игра слов.
Луза - киланцики. В основе прозвища, на мой взгляд, лежит слово «кила», неоднозначное по своему смыслу. С одной стороны, так называлась грыжа. С другой стороны, это слово было символом срамоты, позора. В недалеком от нас Поморье (а когда-то Северное Пудожье тоже относили к Поморью) тех жителей, кто последним убирал урожай, называли обидным словом «килован». Очевидно, близко понятию лодырь, лентяй.
Бостилово - зверьки. Когда-то здесь была звероферма.
Великостров - непытаюшки
Маткалахта - монахи
Кевасалма - зубоглоды
Вама - мышоеды
(Последние пять прозвищ взяты из Интернета. Запись Е. Цветковой)

ЛУКОСТРОВ И ОКРЕСТНОСТИ
(Прозвища взяты у Кохан И. А.).
Лукостров - курики. Курик - деревянный молот или колотушка
Чажва - лягушатники. Это прозвище вообще-то заслужили французы, за гастрономическое пристрастие к лягушиным лапкам, но вряд ли местные жители любили этот деликатес. Может быть, из-за болотистой местности?
Марнаволок - килоны. Думаю, что смысл прозвища такой же, как и в случае с жителями д. Луза (киланцики)
Перхнаволок - горожане. Жили покультурнее своих соседей?

ШАЛА И ОКРЕСТНОСТИ



«Шала. Зимнее воскресенье» на Яндекс.Фотках

(Прозвища взяты из книги Л. П. Михайловой « История края в народном слове»)
П. Шальский - заводчане - черны вши
Зехово - скалозубы. Любили посмеяться?
Теребовская, б. Погост - звонари, погощане.



«На экскурсии "Шале - 620 лет"» на Яндекс.Фотках

Здесь когда-то был устроен Шальский Спасский монастырь (до 18 века), стояла Спасопреображенская церковь, естественно, с колокольней. Известен случай, когда в 1780-е годы житель Шальского погоста старообрядец Семёнов построил дом неподалеку от приходской церкви. Сохранилась жалоба властям местного священника: « Когда бывает звон в колокольне, тогда у оного Семёнова наваженные (т. е. надрессированные - А. К.) им на то собаки, числом до семи, учнут воять на все голосы, а жена его выйдет на сарайную кровлю и подавает руками своими в ругательство церкви непристойные телодвижения».
Белоглазовская (в низовьях Водлы), - низовцы, белоглазы.

КАРШЕВО



«Каршево» на Яндекс.Фотках



«Словарь Е.Н.Марковой» на Яндекс.Фотках

Д. Юрпучи - победна сторона (от Марковой Е. Н.) Слово победный в старые времена имело другой смысл, а именно - бедный
Каршево - По словам Е. Н. Марковой, местные жители именовались куричники, Когда-то, якобы, убили кого-то из местных мужиков куриком (см. выше)
Но Н. С. Шайжин в свое время приводил другое прозвище каргополё и объяснял его следующим образом: «Так в насмешку (за крайне грубый выговор) зовут жителей д.
Ярчевы и Ижгоры. Пудожане вообще очень высокого мнения о своём говоре и пренебрежительно отзываются о говоре каргопольском».
Несколько прозвищ в мою «коллекцию» поступило от П. А. Поташева, старосты д.Пяльма, с его объяснениями:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Песчаное - слепачи. Веревку на дороге увидели и приняли за змею
Авдеево - кукели. В кукелях (накидках вроде капюшона) сено косили
Пяльма - икряники. Эта деревня славилась своими рыбаками, и среди угощений на столе у местных жителей частенько красовалась лососевая икра.
Три прозвища мне любезно предоставила А. С. Монахова:
Падун - половиняна, шелгачи
д. Водла - водохлёбы, вододыры - деревня стоит у порогов, кругом вода, все бурлит, кипит.



«Река» на Яндекс.Фотках

Салмозеро - «вагели(я)». Словом «вагель» здесь назывался мелкий окушок, его в больших количествах вылавливали и сушили на сущик.
И наконец, от Ю. Д. Поскрёбышева я узнал, что его земляки, жители д. Кошуково получили созвучное прозвище кушаки.
В данной публикации я не рассматриваю подробно прозвища жителей деревень Колодозерья.



«Полчаса в Колодозере» на Яндекс.Фотках

КОЛОДОЗЕРЬЕ
Дубово - « заемная вода». Из-за проблем с водоснабжением?
Вавулино - работники
Ершово - кузнецовщина. Может быть, потому, что славилась своими кузнецами. Или здесь жило много Кузнецовых?
Заозерье - разбойники. Из-за буйного нрава жителей?
Заречье - «змеиная сторона»
Исаково - кофейная сторона
Кукасово (Пирзаково) - «табак едят»
Погост - картежники
Спирино - плотники
Усть-Река - подорожники. Возможно, потому, что деревня находилась на почтовом тракте.

Их немало и они требуют отдельного разговора. В то же время, я полагаю, что бывшие жители Рындозера, Рагнозера, Отовозера, Тубозера и многих других селений сохранили в своей памяти деревенские прозвища. Хочется надеяться, что моя «коллекция» еще будет пополняться.

Previous post Next post
Up