Воркутинский тракт 2011. Часть 6 - Воркута

Mar 12, 2012 10:14

Автор текста - СкиталецЪ
Фотографии - Merl, Майор
Оригинал ЖЖ версии отчета живет тут

День 8
27 февраля, воскресенье.
Воркута - много Воркуты - Хальмер Ю.

Прошло достаточное количество времени с нашей поездки, порой уже забываются многие детали, лица, даты..
За окном чуть ли не первая в этом году снежная пурга.
И оказывается, что утерянность образов - миф. Вот снова девушки на ауди фотографируются на фоне наших автомобилей у глобуса воркуты,
вот попытка найти Рудник, вот ТМ-ка и переход через Урал, вот яркий солнечный берег ЮБК..
почему-то совсем не помню судороги в левой ноге на ацком перегоне из Воркуты в Елецкую,
как мне казалось не помню..
Однако, все это живет в моем подсознании и стоит лишь копнуть поглубже и все воспоминания снова на поверхности. Это было.
Это было с нами.

Попробую продолжить повествование, пока метелица кружит свои хороводы.

Итак, сегодняшний день, мы, отдохнувшие в уюте гостиницы Горняк, намеревались провести в осмотре всего кольца воркуты.
Что такое Воркутинское кольцо? Это огромная 60-ти или 70-ти километровая асфальтовая дорога, которая связывает все поселки-шахты воркутинского угольного бассейна.



Каждая вторая шахта закрыта уже с десяток лет, поэтому и поселков их обсулуживающих уже нет в федеральном списке почтовых адресов.
Дома еще есть, жизни в них уже нет....
А дорога, кольцевая дорога между еще живыми пока есть, и по ней функционирует автобус.
И вот тут не могу в очередной раз удивиться нашему невезению.
Попасть в Воркуту, можно сказать, что первый раз в истории, и вляпаться в такую неприятность как почти недельной продолжительности пургу.



Погода нам перекроила все наши планы и все наши помыслы, внесла смуту в стройные ряды, закрыла дорогу не только впере, но и назад.
А сумасшедший ценник на гостиницы свел на нет все возможные мирные пути развития ситуации. Ведь в такую погоду, надо по хорошему сидеть в Шангри-Ла, да отмокать в саунах...

увы, мы не обладали таким временным ресурсом.
Поэтому сначала целый день путешествуем по кольцу.
В наивных попытках, что-то сфотографировать.

Первым в скорбном списке мертвых и не очень значился Рудник, именно так с большой буквы. Это микрорайон Воркуты, стоящий на другом берегу одноименной реки и с которого начиналась собственно Воркута. Здесь были открыты и освоены первые шахтные запасы угля. Поэтому название Рудник постепенно приросло большой буквой и стало именем нарицательным для всего района.



Как это часто бывает, с чего что-то начиналось, то его потом и убивало. Первая закрытая шахта Воркуты и была здесь. Здесь и появились первые дома-призраки. Отсюда началась эпопея великого переселения. Сначала в близкую Воркуту, потом и обратно на материк.

Мы же на месте Рудника застали печальку...



Брошенный и местами уже разобранный на материалы микрорайон, занесенный килотоннами снега.
Причем обратите внимание - снег тут немного не белый - он тут в настоящности серый. Это угольная промышленность меняет окраску пейзажей..



набуксовавшись от души в бывших некогда внутриквартальных проездах мы снова ненадолго попали в живую часть Воркуты.
В свете недавних событий, плакаты иногда кажутся зловещими.



Дальше путь наш лежал против часовой стрлки мимо уже покинутого Октябрьского в еще живой поселок Северный.

Поселок Северный расположен у слияния рек Аяч-Яга и Воркута. Возник при строительстве шахт №№5 и 7. ( 1941-1942 годы) При реконструкции шахтные поля шахт 5,6,7 были объединены и шахта получила название "Северной". В 1956-1957 годах на шахте ударно трудился большой призыв СА и ВМФ. Для них отстраивались целые улицы, которые и сейчас называются Краснофлотская, Солдатская, и т.д. Дом Культуры пос. Северного - первое монументальное здание Воркуты (1951 год.)









в самом центре поселка не только композиция на постаменте..."Ленин и пурга"



в самом центре еще и кладбище.
старое гулаговское кладбище
апокалипсис какой-то
жить на костях брррр
да еще и видеть это каждый день.
класический суицидальный сюжет для неокрепшей психики.



а это мост через Воркуту и дымодышащая кажись ТЭЦ..



рядышком поселок Аяч-Ага... который уже тоже не поселок вовсе



и вдоль дороги кладбища - кладбища, кресты и монументы...





совершенейшим образом погибший поселок Юр-Шор
бывший в прошлом можной одноименной шахтой..
не смогли найти даже заезда в туда...
да и некому ехать, да и незачем.
зачем вечность тревожить.



Здесь, возле шахты располагается мемориальное кладбище, на котором похоронены заключенные ОЛП шахты №29. Восстание произошло 1 августа 1953 года, когда после смерти Сталина политзаключенные потребовали пересмотра дел (амнистии подлежали только уголовные заключенные). Восставшие отказались выйти на работу, за что они были согнаны во двор и расстреляны с пулеметных вышек. Сведения об убитых и раненых расходятся, но по некоторым источникам было убито около 40 чел. и госпитализировано около 134 чел. В настоящее время значительная часть поселка законсервирована и представляет собой еще один «мертвый город». Вообще, Юр-Шор - какое-то несчастливое место: неподалеку от поселка, около шоссе, стоит монумент - памятник 35 шахтерам, погибшим при аварии 23 сентября 1980 г…





Сашка, тем временем, показывает чудеса штурманского героизма



еще несколько заброшенных шахт и брошенных поселков и мы прибываем в цитадель жизни на северном кольце воркуты
поселок Воргашор.



шахта работает - жизнь в поселке есть...
хотя на первый взгляд кажется что не очень.



стихия продолжает разгонять свою ярость....
во внутрипоселковых дорожках Воргашора вырастают локальные переметы.
Причем опытные местные водители, видимо, прекрасно знают особенности розы ветров, и пока мы упрямо протаптываем себе путь прямо по центральной улице, за минуту объезжают этот участок по внутридворовой территории, которая от этого ветра спрятана...
учимся особеностям.







это центральная площадь Воргашора, наверное памятник углю.



специально не выкладываю проф фотки от Макса...
например вот эту..



видите сразу разницу...
как думаете, то что глаз видел на самом деле - это посветлее или посерее.





Автобусные остановки превращались в мощнейшие снежные бастионы, а все остановки на севере, почти всегда, это помещения с дверью, которая открывается внутрь.
и на водителей автобуса возлагалась роль во время пурги, откапывать входы и проверять наличие там внутри людей.



ну а вот так выглядит действующая шахта, а то мы уже второй день в угольном краю, а о шахтах ни слова.
вот она и есть..



Растерявшись в Воргашоре долго долго потом в рацию собирались вместе, а собравшись получили вот такую фотку
это уже на перекрестке в Мульду.



о Мульде.
если посмотреть на карту



то видно, что все поселки-шахты на кольце соединены жд путем.
которое тоже завинчено в кольцевую структуру с ответвлением на север к печальной шахте Хальмер-Ю.
ну а как по другому вывезти уголь.
так вот
Мульда - это поселок железнодорожников, обслуживающих кольцо.
но жизни и здесь почему-то нет



зато есть сами железнодорожники, которые готовы нас заправить по совсем другой цене, чем на лихом лукойле.
топливом слитым с паровоза, причем по всей видимости слитой в самом прямом смысле этого слова.
прям с колес.

вооооон там говорит у самих рельсов заныкано две бочки подъезжайте..



ну-ну...
оказалось что прикатить топливо к дороге гораздо проще, чем ехать к топливу самим.
"воровской" насосик Сашки Елкина в действии



и вот такое откровенное гавнище в бочке..





но это еще не все.
заезд на брендованную заправку



закончился двух часовым конфликтом сначала с истеричной девушкой оператором, когда вместо дизеля из пистолета пошел натуральный воздух с дизельной пеной.
а потом и вовсе без пены.
и девушка наотрез отказалась возвращать деньги за те 15 литров воздуха что залезло в бак слоника...

но мы были очень настойчивы и приехал начальник всея лукойла, который поставил в пистолет наливающий воздух мерную хреновину.



хреновина благополучно отсчитала 10 литров воздуха, и колонка померла окончательно
деньги вернули, улыбок не дождались, извинений впрочем тоже.

и после этого дня как-то очень тяжело писать позитивные отчеты о городе Воркуте и о воркутянах в частности.
видимо, нам очень не повезло...
наверное в следующий раз повезет больше.

стихия вконец перевела метель в пургу
показатели ветра зашкалили за двадцатиметроввсекунду отметку
и учитывая крайнюю сложность с номерами в гостиницах мы приняли неверное решение
ехать в пургу к океану
те не прерывать свой маршрут.
это была чистой воды тактическая ошибка
но скорее вынужденная
потому что мы знали прогноз
и он утверждал что 5 ближайших дней лучше не будет.

поэтому решили ехать в стихию.
мы же и за этим в том числе приезжали.



Вот трек нашего захода на север....
за почти всю ночь,



мы смогли пройти по КРУГЛОГОДИЧНОЙ.
повторюсь внизу твердый отсыпанный грунт, по которому в нормальную погоду ездят на недоприводах.
так вот по КРУГЛОГОДИЧНОЙ газовой дороге к берегу океана мы смогли за всю ночь дойти только до 70го километра и выбившись из сил встали на ночевку у поворота к Хальмер-Ю



сначала было просто сильно ветренно и почти ничего не видно
потом на дороге стали появлятся микропереметы



в какой-то момент мы догнали камаз или урал самосвал
или мерседес полноприводный..
да скорее мерседес
который ехал не так быстро как мы,
а мы могли тогда еще ехать быстро.

а вот когда ветер усилился и видимость совершеннейшим образом исчезла
сзади нас на той же самой скорости сначала догнал, а потом перегнал тот самый самосвал
зрелище фферическое.

у нас полный ноль, идем по приборам.







улетаем в кюветы.





а тебе в рацию, посторонись, нас обгоняют
и только к мнимой обочинке свернул
мимо тебя 20 тонн железа не снижая скорости
вжмыыыыык
и только брызги переметов в стороны и снежная пелена за кормой
так более того, ладе видя впереди фарватерный след задних габаритов, имея уже пробитую колею
удержать этот ритм не смогли
ушел мерседес вперед за пару минут, как и не быо.

секрет раскрыл Сашка.

все просто
пурга низовая и на высоте полутора -двух-трех метров абсолютная видимость
поэтому нам говорит, водителям уралов очень смешно видеть легковушки по крышу ползущие в низовой стихии, когда нам совершенно отчетливо видно сверху и дорогу и обочину и смертельно уставших водителей легковушек.

о как.

все, на что нас хватило в этот день это доползти до поворота в мертвый город Хальмер-Ю
чуть ли не первый брошенный город РФ заслуживший звание мертвого
и знаменитый тем, что господин Путин сбрасывал вроде как на него бомбометания с истребителя.
его используют как полигон для учений военной авиации.

Продолжение следует...

Коми : Воркута и Полярный Урал, Тема: поездки вообще, Тема: техногенное, Рассказы и очерки: о путешествиях, Подборка фото

Previous post Next post
Up