Экспедиция "Война за Полярным кругом": Кольский полуостров (Часть 1).

Mar 09, 2012 21:34

Итак, мартовский номер журнала "Полный Привод 4х4" уже в продаже, а вместе с ним и вторая часть моей статьи. Следовательно, можно продолжить рассказ о нашем путешествии, который многие, как я понял, ждут.

Рассказ о путешествии по Республике Карелия можно почитать здесь: часть 1 и часть 2.

А мы отправляемся на Кольский полуостров. Наша цель - далекий, но манящий мыс Немецкий и Баренцево море.



Долина Славы - Долина Смерти.
День 12 (14.09.2011).
Старт: 11:00.
Время на маршруте: 9 часов.
Пробег: 116 км.
Ср. расход топлива (л): 13,8/100 км.
Ср. скорость: 21,9/100 км.

Выспавшись после утомительного ночного перегона в уютной гостинице Мурманска и проверив технику, 14 сентября наш экипаж вышел на маршрут второго этапа экспедиции. За городом встретились с третьим московским экипажем - ребята ждали нас вторые сутки, немного рыбачили, собирали грибы. Вместе мы быстро добрались до первой точки маршрута  - мемориала "Долина Славы".

На заправке в Мурманске.







Легендарная Полярная дивизия. Она сыграла огромную роль, остановив в сентябре 1941 года наступление горных егерей дивизии "Эдельвейс" Вермахта на Мурманск. Но мало кто знает, что сформирована она была из ополчения...





Мемориал "Долина Славы".



Многие уверены, что Долина Славы это долина реки Западная Лица, где находится одноименный мемориал. На самом деле это не так. Долина Славы - это переименованная в 1965 году Долина смерти. 
В паре километров на северо-восток от мемориала в долине находится высота с отметкой 183,6 метра. На этой высоте есть озеро, из которого к подножию стекает ручей. Внизу ручей поворачивает и струится вдоль шоссе на север, где через полтора километра впадает в другое небольшое озеро. Вот долина этого безымянного ручья и получила такое мрачное название - Долина смерти [Мурманский Вестник].

Конечно, мемориал уступает по размерам мемориалу на Мамаевом Кургане в Волгограде, но памятники не уступают по драматизму. 




Схема знаменитой Петсамо-Киркенесской операции, в ходе которой наши войска выгнали вражеские войска с Печенгской земли и гнали до самой Норвегии.



Тяжелый танк ИС-2. Многие, наверное, зададут вопрос: а что они тут делают, в местах, где сплошные болота? Есть одна интересная легенда, связанная с тем, как сюда попали эти танки и о ней мы расскажем в фильме "Война за Полярным кругом".



Войну в Заполярье называют "позиционной". И еще "лейтенантской". Здесь не было ярких побед генералов, а решения часто приходилось принимать младшему офицерскому составу, чтобы обеспечить локальные победы над противником. Ожесточенная борьба велась за каждую сопку, а погибших не успевали хоронить. Зачастую мертвых закапывали просто в снег, чтобы не долбить мерзлоту.



Одним из таких кровавых мест был так называемый  "Железный шлем" - укрепление фашистов на одном из скальных образований на берегу реки Западная Лица. Трехъярусный форт с искусственными пещерами, вырубленными прямо в скале, с траншеями, дотами и колючей проволокой по периметру - он на самом деле издали напоминает немецкий шлем. А железным его называли, наверное, потому что взять его нашим солдатам было очень непросто.

Пещера. Здесь солдаты Вермахта могли выдержать любую бомбежку.





Отсюда простреливалась вся долина.





У мемориала "Долина Славы" нас догнал второй экипаж, благополучно закончивший ремонт, и мы тремя машинами продолжили путь на север.



С обеих сторон  дороги постоянно видишь мемориалы, памятные знаки и братские могилы.  Через КПП в погранзону проехали без проблем - пропуска, которые раньше надо было оформлять за несколько недель до поездки,  уже несколько лет как для граждан России отменили. При себе нужно иметь только паспорт. Пограничник пожелал нам счастливого пути и предупредил, что в районе идут военные учения. Сразу за КПП свернули с шоссе в сторону к полуострову Средний. Дальше начинается край грунтовых дорог, и асфальт мы увидим не скоро. 
На ночевку остановились перед выходом на перешеек полуострова Средний, не далеко от поселка Новая Титовка, и утром отправились через перевал дальше на север.

Муста-Тунтури.
День 13 (15.09.2011).
Старт: 10:00.
Время на маршруте: 11 часов.
Пробег: 28 км.
Ср. расход топлива (л): 38,2/100 км.
Ср. скорость: 13,8/100 км.
Почти весь день стояла пасмурная погода. Через перевал мы проходили в сплошном тумане. Видимость была практически нулевая.





Кто бы что не говорил, а лучшее время для посещения Кольского полуострова (как и Карелии) - осень.



Дорога делает несколько крутых поворотов, туман рассеивается, и перед нами открываются бескрайние просторы Баренцева моря и расцвеченные разноцветным мхом и лишайниками скалы полуострова Средний.  Природа меняется до неузнаваемости. Казалось бы, всего несколько километров пути, а ты попадаешь в совсем другой мир.









Наша команда (слева-направо): Экипаж 1: Максим и Никита Кузнецовы (LR Discovery 3), Экипаж 2: Полина Воеводская и Илья Пойда (Isuzu Trooper), Экипаж 3: Олег и Евгений Демянковы (Nissan Patrol Y60).



Наша цель - мыс Немецкий. Туда мы запланировали добраться западным берегом полуострова Средний, пройти вдоль Большой Волоковой губы до полуострова Рыбачий и по его западному берегу дойти до самой северной материковой точки европейской части России. А очередная наша остановка - хребет Муста-Тунтури и Музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий.



Дорога до музея доступна всем без исключения внедорожникам. Единственный брод, да и то с жестким дном.



Юрий Александрович Кобяков - хранитель музея. Именно ему все обязаны тем, что этот музей существует. Ю.А.Кобяков несколько часов рассказывал нам про ожесточенное противостояние двух сильнейших армий мира, которое длилось долгие четыре года и закончилось знаменитой Петсамо-Киркенесской операцией, которая обеспечила разгромом немецко-фашистских захватчиков и прорыв блокады полуостровов  (хребет закрывал доступ с материка к полуостровам Средний и Рыбачий). В ходе этой операции наши войска вошли в Киркенес, а немцы отступали разными тропами через Норвегию.



Погранстолб с границы. На Кольском полуострове остались места, где враг так и не смог переступить границу СССР.



Бронещитки весом 15 кг. Их использовали наши солдаты, воюя на голых скалах. От пуль не спасали, но давали защиту от осколков и камней. Немецкий огнемет (слева). Все это и многое другое до сих пор лежит в Долине Смерти и на Хребте Муста-Тунтури.













Хребет Муста-Тунтури (в переводе с финского Черная гора) - это музей под открытым небом. Здесь гильзы и осколки устилают скалы ковром, а ступать надо аккуратно, чтобы не сорваться с обрыва или не напороться на ржавеющую колючую проволоку.









Юрий Александровичем может по праву гордиться своим музеем, а еще новой часовенкой Александра Невского, которую здесь возвели в 2007 году офицеры "Вымпел".





Команда экспедиции вместе с Юрием Александровичем и его супругой.



На хребте мы провели почти весь день. На ночевку встали недалеко от красивого водопада в нескольких километрах от музея.



Батарея Поночевного и Нойды.
День 14 (16.09.2011).
Старт: 10:50.
Время на маршруте: 10 часов.
Пробег: 63 км.
Ср. расход топлива (л): 20,6/100 км.
Ср. скорость: 6,8/100 км.





Утром, пополнив у водопада запасы воды, мы отправились дальше исследовать западную сторону полуострова Средний. Дорога вдоль берега не особенно трудная. Забегая вперед, скажу, что самый трудный участок находится на полуострове Рыбачий - это дорога от Мыса Скорбеевский до Зубовки (через мыс Май-Наволок и Зубовскую губу). А здесь основная проблема - это часто встречающиеся достаточно крупные камни.





Вот и легендарная батарея лейтенанта Поночевного, которая открыла счет уничтоженным вражеским кораблям в первый же день войны. За все время боевых действий расчет береговой батареи (ББ) уничтожил 38 кораблей противника. Один из орудийных стволов батареи (отмеченный тридцатью восемью звездочками 113 мм "Виккерс" 1918 года выпуска, единственный сохранившейся в России)  до сих пор хранится в составе монумента на воинском кладбище.



Батарею Поночевного демонтировали после войны, а недалеко от нее была установлена современная ББ. Увы, но как только в 70-х годах появились ракетные гарнизоны, эта батарея была законсервирована.









Кстати некоторые туристические агентства, рекламируя свои туры по Кольскому полуострову, до сих пор называют эту ББ батареей Поночевного. 
Батарея остается позади, а мы медленно поднимаемся на северную оконечность Среднего - мыс Земляной. Дорога делает резкий поворот и уходит практически в обратную сторону и вниз ближе к морю. Дальше мы движемся по берегу - справа океан, а слева черная каменная стена. Следующая цель нашего путешествия - это каменные останцы на берегу океана, нойды. Наследие древних саамских шаманов. Нойды у древних саамов дословно означает "колдун".

Вот они: тридцатиметровые останцы. В народе их называют "Два брата".





По древней легенде нойта Киипери-Укко и нойта Киипери-Акка - это шаман и его суженная, заколдованные другими шаманами в наказание за их злодеяния. Многие века это место считалось священным для саамского народа.



Уже ближе к вечеру, пройдя вдоль Большой Волоковой губы, мы попадаем на полуостров Рыбачий. Грунтовая дорога становится намного лучше, а скорость передвижения увеличивается до 40 км/ч. Впервые с момента въезда в погранзону.



















На Рыбачьем очень трудно найти удобное место для лагеря. Если на Среднем еще встречаются низкорослые деревья и кустарник, то здесь сплошная тундра, по которой гуляет сильнейший северный ветер. Найдя недалеко от берега небольшую низинку рядом со старым финским ДОТом, мы останавливаемся на ночевку. Это единственное место, подходящее для лагеря. И, похоже, последнее место ночевок тех путешественников, кто направляется на край земли - мыс Немецкий. Об этом свидетельствуют несколько кострищ, срубленные стол и лавки, а также запасенные дрова.





Продолжение следует. Завтра выложу рассказ о мысе Немецком, Скорбеевке, дороги до Цып-Наволока и Швабской дороге (старой немецкой дороге).

Тема: природа, Тема: история, Рассказы и очерки: о путешествиях, Подборка фото, Мурманская обл.: побережье Баренцева мор

Previous post Next post
Up