Воркутинский тракт 2011. Часть 5 - Сейда-Воркута

Feb 29, 2012 10:12

Автор текста - СкиталецЪ
Фотографии - Merl, Майор
Оригинал ЖЖ версии отчета живет тут

День 7
26 февраля, суббота.
Сейда - Воркута.



«Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», - сказал Пётр I.

А вот каменный уголь в верховьях Усы нашли гораздо позднее, было это в 1830 году, когда половодье обнажило в обрыве пласт бурого угля, и уже в 1848 году специадьбная снаряженная экспедиция подтвердила наличия угленосного пласта в районе деревни Елец, которая сейчас носит название станция Елецкая. И уже в Советские годы было найдено Воркутинское месторождение, площадь-то которого сравнительно невелика, всего-то 300квадратных километров, но мощность.. Мощность позволяла завалить все промышленные гиганты высококосующимся углям, который используется при производстве чугуна и стали, что для развивающейся страны было жизненно необходимо.

Собственно эту дату и считают годом рождения Воркуты, которая началась-то с землянок на крутом берегу реки Воркута рядом с первым рудником. Этот район города так и носил до недавних пор название Рудник, а вот Воркута современная уже выросла вокруг этих землянок. Эта шахта и была одной из первых , с которой и началась конвульсия Воркуты. Закрыта шахты, переселены шахтеры, в эту зиму не удалось увидеть даже жилых домов микрорайона - нет их там, снесли, разобрали, умер Рудник.

И пока мы просыпаемся глубоко к обеду под грохочущим железнодорожным мостом в Сейде, пока качаем колеса и готовим завтрак расскажу чуточку того, что знаю, а немножко привру - не судите...так оно складнее пойдет.



Чтобы получился уголь всего-то нужно болото. Немного удивляет этот факт, но именно болото это первоисточник большинства угольных месторождений. Ограниченный доступ кислорода и богатая растительность приводят к тому, что болотная масса не успевая сгнить, превращается в торф. В торфе почти нет бактерий и микробов гниения - это природный мавзолей. Думаю, что многим известен факты о нахождении в пластах торфа прекрасно сохранившихся мумий людей, которым не по одной тысяче лет. Так вот нынешняя постоянно горящая Мещера это в будущем огромный, крупнее Воркутинского угольный бассейн. Всего-то нужно, чтобы нынешняя поверхность скрылась под толщей осадочных пород Либо погрузилась под уровень океана, или ледник принесет кучу песка - неважно. Нужен слой сверху в один километр и миллионов 300-400 времени. Именно таким возрастом обладают все открытые угли. Через 300 миллионов лет запускаем щахтеров. Если глубина залегания была 1 километр, то из 20-метровго слоя торфа получается угольный пласт толщиной 4 метра. Если сверху было 3 километра, то пласт подобный сжимается в 2 метра, а если свыше 6 километров, то в тонюсенький - около метра. Кроме того от глубины залегания зависит и качество самого угля - от бурого - низкоуглеродистого, до каменного и антрацита с содержанием углерода 95%. Уже готовые пласты угля продолжают изгибаться вместе с земной корой, иногда уходят глубже, иногда выходят на поверхность. От этого и будет зависеть способ добычи. Если это шахта, то это изнурительный труд шахтера в узком пласте, высотой иногда меньше человеческого роста, если это близко к поверхности, то это угольные разрезы и гигантские шагающие экаваторы вскрывающие покровные слои до угольного пласта кубокилометрами пустых пород.

Воркута - это в среднем 4 пласта на глубине до одного километра, каждый из которых около полутора метра. Сверху все это накрыто вечномерзлыми грунтами и вообще там холодно и неуютно. Поэтому судьба Воркуты достаточно печальна. По сравнению с вновь открытыми месторождениями в Тыве или в Якутии, где точно такие высококсующиеся угли находятся в пластах до 4 метров - конечно, шансов мало, дорого очень. И жить дорого, и работать дорого.

Шахты просто так на местности не тыкают. Их ставят в ключевых точках месторождения, где и пластов побольше и пожирнее они. Обычная шахта - это три вертикальных колодца, типа как метро только вниз. Один используют под мощнейшую систему вентиляции, нагнетая воздух на глубину. Это, кстати, не для того чтобы шахтеры дышали свежим воздухом. Это пожарная безопасность. В слое угля находится огромное количество газа - метана, да и сам уголь, чрезвычайно пыльный. Угольная пыль, перемешали с метаном, задели волосами за синтетику - получили Распадскую трагедию. Поэтому основная задача вентиляции сделать концентрацию взывоопасной смеси минимальной. Именно поэтому огромные компрессоры гонят вниз мощнейший объем воздуха, а внизу всегда очень и очень тепло. Когда мы погружались в Норильске (спасибо нашим друзьям-Норильчанам) на глубину 1150метров, то перепад составил больше 50 градусов. Наверху было -47, внизу +10. Поэтому воздух, который выходит из вентиляционный шахты издалека превращает шахту в мощнейший паровоз.

на фото Норильск


Идем дальше. Следующий колодец - это клетьевой. Это здоровенная дырка в земле глубиной ровно с глубину шахты. те, если кинуть туда какую-нибудь хреновину, то лететь вниз она будет ровно километр или полтора. А потом приедет снизу шахтер и надает по башке, поэтому кидать туда точно ничего не надо. Клеть - это реально клеть - типа большущий грузовой лифт, где вместо стенок - решетка. Иногда клети бывают двухэтажными и тогда за один раз они перевозят до 100 человек. Та на которой мы катались была небольшой, но человек 40 вместит точно. Сверху прицеплен канат, длиной, как несложно догадаться - глубина шахты. Противовеса, как в обычном лифте, никакого нет. Вместо противовеса здоровенный мотор, размером с маленький дом. Лифтерша, а это всегда женщины, с лукавой улыбкой дает три звонка, и...досвиданья земля. Клеть постепенно ускоряясь уносит нас вниз. Скорость спуска ахрененская. Я точно не помню, но по-моему до 10м/сек, это 36кмч. С такой скоростью, конечно, не ездят, но в экстренных случаях, могут и быстрее. Обычно - спуск на километр это минут пять. Летящие стенки сливаются в одно полотно - не передать, мощь ахрененская.

И третий колодец - это скиповой. Скип это по сути та же клеть, с тем же лифтом, только вывозит исключительно породу. Шахтер выходя из клети попадает в ЦОК, не помню как расшифоровывается, вощем это центральное помещение откуда уходят в сторону платстов откаточные штреки. По этим штрекам, иногда не один километр и идут, а иногда и ездят в маленьких поездах на электротяге горняки непосредственно к выработке. Выработка - это пласт, который колошматят всеми возможными способами, иногда это ручной труд, иногда специальные скиповые комбайны, иногда это взрывчатка. И вот таким способом, вырабатывая пласт, боковой штрек уходит дальше по пласту. Уголь грузят в вагонетки, или ссыпают на конвеер. Дальше он перемещается к скиповому стволу, где его банально ссыпают в скип и поднимают на поверхность. Вкратце это все.

На выходе получаем около тысячи тонн угля в час с шахты (это 20 вагонов). Получаем 6-ти часовой рабочий день шахтера, коих в шахте в одну смену две-три тысячи из них до тысячи внизу. Получаем время путешествия от раздевалки до забоя около часа, иногда больше, которое до начала 90-х вовсе неоплачивалось. И это все называется опасное шахтерское дело.



Ну да все. Позавтракали, надули, все что за ночь сдулось. А мудовая резина, особенно грешит старый гудрич, на морозе превращается в бревно и работать вообще не хочет. Не ездите на север на старом гудриче. Тот же купер переиграет его в разы, думаю и новый гудрич, тоже гораздо будет лучше.



Сегодня у нас до Воркуты всего каких-то 30-40 километров, и мы знаем точно, что дорога впереди есть. А это значит, что первовпрохождение маршрута произошло. Первые легковые машины прошли сквозным треком до Воркуты, и это мы.



Радости почему-то мало. Осознание почти полногототстутсивя борьбы??..вряд ли. Борьба была. Всего 40 километров, но она была. А радости нет. И я знаю почему. Потому что я в очередной раз оказался неправ. И зачем-то веду пропогонду экстремальных автомобльных путешествий для экстремальных условий. Ну вот оглядываюсь назад - ну что разве не прошли бы эти маршрутом минимально подготовленные туристы и автомобили?...И отвечаю сам себе - прошли бы. Так зачем я проезжаю две-три тысячи километров на тяжеленной, почти неуправляемой махине на 37-х вобщем-то мудовых колесах? Зачем я нацепил себе металический бампер с лебедкой. Нафига мне там шноркель? Здесь две правды, и каждая правдивее. Во-первых, машины у нас в большинстве совем всего одни. И в театр, и в болото и на север. В идеале, конечно, нужно снять бампер, что я и сделал отделив неуклюжую заднюю калитку весом в 100 килограм и переложив запаску Максу на крышу. В идеале надо снимать шноркеля, что некоторые из нас попросту забыли, хотя и знали об этом. В идеале надо одевать зимние колеса, но Увы, нет в стране зимних колес на 35-ый радиус. Вообще нет, единственная это йокоама и возится котрабандными тропами. А 33-ее колесо - ну не для экстремальных это экспедиций. Я свомми глазами это видел и заявляю уверенно - 33-ее колсо едет на порядок хуже, чем 35-ое. А 37-ое едет еще лучше. Не из-за клиренса, там он вообще не важен, из-за пятна контакта. Так кроме всего прочего, машина-то у меня заточена не только под зиму, это еще и 36-ой Симекс в Крыму и Карпатах, Чухломе и Карелии. И под этот симекс пары поменяны, и на всем, что меньше 37 Слоник быстрее 90 ехать вообще не может по трассе.

И вот я в очередной раз читаю недоуменные вопросы мастодонтов экспедиционного офф-роуда - а нахрена вам в экспедиции лифтованные неуправляемые монстры? Это ведь как минимум опасно на федералках. Опасно. Очень опасно. Но расскажите мне путь решения этой проблемы. Уйти обратно на штатные пары и остановиться на 35-ом размере?
Да. Именно так и еще раз да, но все же нет. Доедет 33-ее колесо до Воркуты, или даже 35-ое? Доедет. Легко. И вернется назад. Но, тут ключевой момент в понятии экстремальной экспедиции. Я еду сюда, чтобы пройти маршрут САМОСТОЯТЕЛЬНО, у меня нет возможности ждать, нет возможности нанимать технику. Я пройду до Воркуты, могу поспорить на своем штатном Кузе. Без лебедки и прочего ненужного барахла, включая спальную полку. Дойду. Получу с этого кайф? Нет. Потому что уперевшись в сугроб и сделав попытку по нему ехать, я остановлюсь, и буду ждать. Ждлать погоды, ждать попутку, ждать следа, ждать счастливой кармы и открытия чакр. Я буду ждать и я доеду, но будет ли это для меня экспедицией? Скорее всего нет. Это будет путешествие, исключительной занимательности, экстремальное по сути, но совершенно ограниченное по возможностям. Потому что никакое даже 44-е колесо не поедет напрямую по тундре, нам всем нужен след. А размер колеса только лишь оставляет тебе возможность ехать по следу старому или по следу новому. Вот и всего-то.

Поэтому я ездил, езжу и буду, даст Бог, ездить в тундру на лифтованных огроменных колесьях. Я не хочу отступать перед средней силы пургой. Я совершенно не стесняясь могу заявить, что я поеду своим ходом за любым Уралом, по любому снегу, а местами даже гораздо быстрее Урала, потому что я легче. Я на правильных колесах могу пробовать ехать за гусянкой, я могу планировать свое путешествие в угоду своим внутренним потребностям, а не погоде, когда надо мчать в ночь и пургу, потому что утром 33-ие колеса мб никуда уже не поедут.
Вот такая вот у меня философия. Уверен на сто процентов, что этот текст вряд ли будет прочитан людьми, которые поедут в следующем году в Караул на Патрулях или прочей электронной нечисти. И вряд ли их прочтут те, кто будет читать об той поездке в глянцевом журнале. Эти строки скорее всего дойдут до сотни-двух людей увлеченных офф-роудом. Может в меньшей степени, может большей, но все-таки людей в теме. И я уверен на тысячу процентов, что мне никогда не повторить подвиг парней пробивших коридор с Якутии на Таймыр. Не повторить по многим причинам, прежде всего из-за неусточивости характера и крайне ограниченных финансовых возможностей. Но я буду штурмовать снежные дали, пока меня туда не засосет окончательно. И буду штурмовать в экстремальную погоду и с экстремальными друзьями, если таковые к тому моменту меня еще не сочтут за сумасшедшего.. Грустно? Местами да. Но я уверен, в ту ночь до Сейды - 33-ие колеса не добрались бы ни за что, если бы не пошла колесная попутка и не взяла бы на буксир. А учитывая, что впереди у нас была 5-ти дневная сильнейшая пурга, когда и 37-е перестали ехать, то вполне возможно, что наша бы экспедиция так бы и окончилась в Сивой Маски у КПП, когда бы вышло время ожидания и мы бы ушли на обратный маршрут по временным показателям. Так что кроме больших колес нужно еще колосальное везение. За пять лет я эту истину освоил на пятерку. Или колосальное везение, или механический запас по времени и финансам. Только так и можно победить Север.

У нас этого добра навалом. Поэтому Россия и покоряет Север. Выключится хоть один из ресурсов - не будет Севера. Ровно поэтому депрессирует Воркута - кончились финансовые угольные вливания...

Ну , блин, отвлекся. Если кто дочитал - ну прям молодцы. Эти опусы идут под плохое настроение очень легко. Мнут за 10 написал.



Собственно как и обещалось дорога от Сейды не принесла вообще никаких трудностей. Было даже местами красиво,



Очень тихая умеренно морозная погода. Рядом колоритная жд-ветка на Чум. Это как раз та самая развилка. Здесь на север уходит ветка на Воркуту и на Воркутинское кольцо, и дальше на знаменитую шахту Хальмер-Ю. А направо,на восток, в широтном направлении уходит стройка 501, та самая Мертвая Дорога.
Да, да. Начинается-то она здесь. Именно со станции Старый Чум ушли в послевоенные годы колонны заключенных, стороить ветку через Урал на Лабытнанги и дальше на Надым, Уренгой (которого тогда и не было вовсе) и дальше-дальше, аж к Енисею. Идея-то была неплоха, да вот воплощение подкачало. Сначала хотели построить порт аж на Ямале, это был бы крупный морской порт всего нашего севера. И таки туда потянули ветку, и место на Ямале сейчас так и называется Новый Порт, хотя там никогда порта-то и не было. И когда уже стройка закипела, выяснилось, что хуже места для порта и придумать-то нельзя, и мелко, и штормит. А тут как раз приходит известие с Енисея, что в Игарской протоке идеальные условия для постройки морского порта. Это и глубина, которая позволит морским судам заходить на пару сотен километров по реке на юг, это и огромная сырьевая база приенисейской возвышенности, это и заработавший уже тогда Норильский Никель. И стройку росчерком пера продлили дальше. Это уже была другая стройка, 503, но судьба-то у нее была ровно такая же - смерть вождя, забвение и запустение. Однако судьба ветки Чум-Лабытнанги совсем другая. Ветка работает до сих пор. И соединяет бассенй Оби и Печоры самым кратчайшим путем. На всех атласах вдоль железки протянулась ниточка дороги. Нет, никогда не было, нет и не будет здесь никакой дороги, даже зимней. Проскочить Урал на широте выше 60-ти градусов удалось только один раз парням из тура, когда по газовой трассе через Вуктыл за неделю они перешли как суворовский отряд. Более зимних дорог там нет. Хотя мы и сделали попытку проверить этот факт, но об этом позже.

А нам дальше. Вот ныряем под железной дорогой, пересекаем приток Воркуты - Лек-Воркута и выходим на берег Воркуты. Воркута это речка, размером, ну наверное с М-реку в черте города - мощная. Ледянка странная - не поперек, а вдоль реки, типа нашего живописного моста. Именно тут нам навстречу вышел первый встреченный полноприводник. Трепещите паджероводы. Это был второй паджерик. Ехал он в почти мертвый поселок, два дома, Пригородный.



Сразу на берегу Воркуты железный крест окунает в историю мест. Да. Это Воркута. Здесь вся история и каждый бугорок помнит историю 60-ти летней давности, ничего не забыто. Две безымянные могилки и одна фамилия. Грустное место, на изумительной по красоте месту. Где-то здесь в 32 году проложили первую узкоколейку с пристани Воркута-Вом, что в месте впадения Воркуты в Усу, до поселка Рудник. Это был прародитель современной ветки. Уж давно не осталось и следа от той стройки, а вот железные кресты стоят.



Все, до промежуточного финиша нашего путешествия всего 2-3 километра. И хотя до Воркуты еще почти час езды, но отсюда начинается круглогодичная отсыпанная дорога. В районе станции Песец будет находиться КС-4 Воркутинская, которая будет дожимать газ на магистрали Бованенково -Ухта. Отсюда и начинается газовый автобан, отсыпанный грунтом, пока скорее всего проезжий только зимой, но который обязательно по правилам Газпрома будет закрыт бетонными плитами. И конец этого автобана упрется в конце концов в Карское море, а именно в Байдарацкую губу Карского моря. В то место, откуда подводный дюкер выниривает, проведя 80 километров под водой залива.

Правда, чтобы доехать до отсыпки пришлось слегка повоевать. Видим на противоположном бугре снующие туда-сюда самосвалы, а едется с трудом. Больше того, путь обратно по этому участку нам потрепал нервишки изрядно. Дорогу перемело до неузнаваемости. Ведь это обычный технологический зимник.



Вся жизнь и отсыпка так и останутся на той стороне речушки с прикольным названием Змейка. Именно там будет стоять КС. Именно там и закончится автобан. И мечта воркутинцев, что газовую дорогу вот-вот протянут на юг... ну это всего лишь мечты. Не потянут ее на юг, нет никакого смысла. Следующая КС будет стоять аж в Абези и тащить еще 100 километров бешено дорогой дороги вряд ли будут, когда рядышком есть железнодорожная станция Абезь. Проведут бетонку до станции и все. Нет смысла в этой дороге. Да и зимника скорее всего сквозного не будет по окончании строительства.



И вот мы выскочили на магистраль. Все. Забытая повышенная в раздатке, сумасшедшие скорости в 60кмч.





Один час диковинного движения и мы на перекрестке.



Газовый автобан уходит дальше на север, а нам скорее всего налево. В город Воркуту. В заполярный героический город, который встретил нас очень и очень угрюмо.



Что тому причиной? Неизвестно. Но улыбок мы почти не видели. Возможно виной тому как раз газовая стройка, которая принесла городу миллионы. Принесла, да не отдала. По городу стали ездить крутейшие джипы с московскими и ямальскими номерами, а местных на стройку так и не берут. И вроде вот они деньги, их видно, их много, вот они проносятся мимо свеженькми новехонькими армадами полноприводным мерседесов. А рядом стоить почти мертвый Советский. Это первый район, я бы даже назвал поселок-спутник Воркуты Советский, в честь одноименной шахты.



Шахта закрыта, поселок умирает. Причем умирает не сразу и весь, а частями, как гангрена, человек вроде и живой еще, а вот нога уже тогой, сгнила, ща отпилят, но тут не отпиливают, тут мертвые дома стоят вперемешку с жилыми, тут брошенные замерзшие подъезды соседят с теплыми и оталиваемыми. А деревянные раны заколоченных окон закрывают абсолютно неуместные патриотические и настолько фальнивые насколько это возможно, лозунги известной всем партии.



Здесь между подъездами можно проехать только на нашей технике, а если случится пожар, выгорит дотла весь подъезд, не пробъется сюда древняя пожарка.



Грустное зрелище. Возвожно, этот город-призрак и настроил нас на минорный лад. Возможно. Однако, отстутсвие свободных номеров во всех подряд гостиницах города и крайне неласковые взгляды рецепшна...грустно еще раз.





Заселяемся в гостинице Горняк кажись. Очень приличная, хотя и занимает всего лишь один третий этаж без лифта, какого-то ведомственного здания. Очень суровая и неласковая женщина-портье, котоая буквально распихала нашу экспедицию по разным номерам, а номера там дважды двух метсные с одним санузлом на четверых. И очень часто одно-два места уже занято. И ценник абсолютно разный. От одной тыщи за двоих, до трех за одного.



Ну да не будем грустить. Мы пока отдохнем, осталось рассказать о завтрашнем нашем путешествии по Воркутинскому Кольцу, о бессмысленной в своем воплощении проехать к берегу Океана и о безжалостной попытке перескочить через Урал в Азию вообще без зимника. И возможно, я об этом расскажу.



А пока. Пока. Семь дней пути. Москва -Вокута. Забегая вперед скажу, что обратно мы домчали маршрут Яры (это Океан) - Москва за четыре с половиной, с полноценными ночевками, с ужинами и бухашками.



Все, мы отдыхать. За бортом начинает 5-ти дневная метель со штормовым предупреждением.



Продолжение следует...

Коми : Воркута и Полярный Урал, Тема: всё сразу, Рассказы и очерки: о путешествиях, Подборка фото, Тема: северные города

Previous post Next post
Up