Экспедиция "Война за Полярным кругом": Республика Карелия (Часть 2).

Feb 08, 2012 11:43

Продолжение рассказа об экспедиции "Война за Полярным кругом".



Челмужи и мыс Пигматка.
День 06 (08.09.2011).
Старт: 10:00.
Время на маршруте: 7 часов.
Пробег: 193 км.
Ср. расход топлива (л): 11,3/100 км.

На следующее утро, отмыв машины от «бесовской грязи», мы отправились к старту маршрута «Осударева дорога».



После мойки.



Сейчас, когда мир окутан прочной паутиной автомобильных и железных дорог, когда существует авиационный транспорт, трудно оценить важность открытия новых надежных морских торговых путей трехсотлетней давности.
В начале царствования Петра I у России был только один выход к морю - Архангельск. Путь в Европу пролегал через Северные моря, что, конечно, его удлиняло и, как следствие, удорожало торговлю.
Поэтому, как известно из курса истории, целью Российского царя было получить выходы к Черному и Балтийскому морям, что и стало причиной Северной войны, поскольку на конец XVI века финский залив, Ладожское озеро и вся Карелия были под контролем шведов. Для выхода на Балтику русским просто необходимо было разбить шведскую  крепость Нотебург, в прошлом русскую крепость Орешек, которая стояла на острове посреди Невы в устье Ладоги, и, по сути, являлась ключом к Балтике.
Чтобы внезапно атаковать крепость и обеспечить превосходство на воде, Петр идет на дерзкий и беспрецедентный шаг - по построенному за месяц тракту он волоком в специально изготовленных деревянных клетках перетаскивает с берега Белого моря - мыса Вардегоры (ныне мыс Вардия) в Онежское озеро фрегаты «Святой Дух» и «Курьер». Этот шаг обеспечил победу в Северной войне  [по материалам с сайта http://www.geocaching.su/].

Василий Суриков. "Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году." (1872 год.)



Александр Коцебу. «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года» (1846 год.)



В ходе нашего путешествия мы посетили Петровский Ям и Сумский Ям - места, где этот тракт проходил. До Петровского Яма добирались старой военно-медицинской дорогой.



"По описанию дислокации советских войск на зиму 1942 года, любезно предоставленному нам исследователем Петром Репниковым (petrredsea), в д. Лобское размещался 241-й мотострелковый батальон, в д. Тихвин Бор - 120-й эвакоприемник, а в д. Огорелыши - армейский подвижной госпиталь (АПГ 2519) и полоса для санитарной авиации. В Петровском Яме (основная цель нашей экспедиции по Карелии) располагались полевой подвижной госпиталь ППГ 2212 и база снабжения."

Старт этого маршрута должен был начаться с мыса Пигматка. Добравшись до него из Пудожа, с заездом в село Челмужи, мы разбили лагерь в уютной бухте. Кстати, следует отметить, что дорога от Пудожа до мыса преподносит сюрпризы и к этому надо быть готовым. Прекрасный ровный отремонтированный асфальт резко сменяется достаточно глубокими ямами, на которых можно убить подвеску, если неосторожно влететь. Правда, почти везде стоят знаки, предупреждающие о неровности дороги.

Село Челмужи известно своей Богоявленской церковью, построенной в 1577 году.


Вид на Онегу из бухты недалеко от мыса Пигматка (координаты этой бухты есть в описании на сайте Геокешинг).





Осударев тракт.
День 07 (09.09.2011).
Старт: 9:30.
Время на маршруте: 10 часов.
Пробег: 92 км.
Ср. расход топлива (л): 19,4/100 км.
Ср. скорость на маршруте: 7,8 км/ч.

Что можно сказать о дороге? До реки Выг идет вполне хороший грейдер.





Илья не молится, хотя так можно подумать. Он просто выбирает хороший ракурс для съемки.



После реки наш маршрут уходил с грейдера  в сторону заброшенной деревни Ворожгоры, к которой ведет лесная дорога. При аккуратной езде она вполне проходима для любого внедорожника. Правда, желательно иметь защиту днища, так как в избытке присутствуют достаточно крупные валуны. А разбитые переправы через небольшие речки и ручьи заставляли нас либо заниматься их ремонтом, либо переправляться по камням, расчищая дно ручьев от крупных камней и нанесенных паводками бревен.











Подготавливаем переправу по камням.









В основном впереди шел мой экипаж, но иногда мы менялись, когда моему штурману нужно было передохнуть.





Такие гиганты встречаются практически на каждом шагу.



Задержки на переправах не позволили нам дойти до Петровского Яма до темноты, и мы заночевали в заброшенной деревне Ворожгоре. На утро предстояли непростые пять километров до Петровского Яма.

Единственный целый дом в Ворожгоре. Приют охотников. Внутри заготовлены дрова и запасены продукты. Из припасов мы брать ничего не стали, но сами оставили немного.





Вечером неожиданно пошел дождь. Такая переменчивость погоды здесь в порядке вещей.



Вокруг дома ощущался сильный запах кошки. Кто дома держит мохнатых - меня поймет. Мы, конечно, удивились этому, так как в округе нет ни одной живой души. Кроме этого было ощущение, что за нами кто-то наблюдает. Через пару дней мы узнали, что эти места облюбовала росомаха. Скажу сразу, что это не тот зверь, с кем стоит встречаться в лесу.



Петровский Ям.
День 08 (10.09.2011).
Старт: 17:00.
Время на маршруте: 4 часа.
Пробег: 12,7 км.
Ср. расход топлива (л): 71,9/100 км.
Ср. скорость на маршруте: 1,5 км/ч.
Техника внесла свои коррективы в наши планы. Почти весь следующий день мы были заняты ремонтом. У машины второго экипажа сломалась ручка переключения скоростей. Сказалась некачественная сварка после лифтовки кузова. К пяти часам вечера мы эту проблему разрешили и двинулись в сторону Петровского Яма.









Сажаем на гвозди.



Немного холодной сварки и можно ехать.





Отворотка к Петровскому Яму оказалась гораздо хуже, чем дорога, по которой мы ехали до сих пор. Основные препятствия  - это огромные камни, зачастую утопленные в грязь, которую надо проходить на скорости, иначе есть риск забуксовать, и завалы, которые приходилось выпиливать и прорубать мачете.













Перед отвороткой пришлось решать: снижать ли давление в колесах до 1 атм, чтобы облегчить себе задачу прохождения грязевых ванн, но тем самым увеличив риск разбортироваться на камнях, либо не делать этого, но быть готовым к тому, что придется разматывать лебедку. Решили все-таки не спускать и не ошиблись. Через четыре часа мы были уже в Петровском Яме, где и остановились на ночевку.



Домик рыбаков. Илья вечером настрелял у меня гвоздей, а утром починил дверь и закрыл полиэтиленом все дыры в доме.



Вечером к нам в гости заглянули охотники. Оценили наши усилия по прохождению к Петровскому Яму сухопутной дорогой. Сами-то они добираются на моторках от Карельского Валдая, где оставляют свои машины. Мы им рассказали о цели нашей поездки, и они предложили свозить нас на следующий день на другой берег к братской могиле наших воинов и к месту, где установлена памятная табличка «Осударева дорога», а также свою помощь в установке мемориальной плиты. Кстати, именно они рассказали нам про местную росомаху.

Крест финским диверсантам. Кто его здесь поставил, никто не знает. Хотя догадки есть и о них мы расскажем в фильме "Война за Полярным кругом".



Текст примерно такой: "В память о бойцах отряда лейтенанта Хонканена, погибших здесь 12 февраля 1942 года."



Полевой походный госпиталь (ППГ 2212).
День 09 (11.09.2011).
Старт: 18:00.
Время на маршруте: 5 часов.
Пробег: 51 км.
Ср. расход топлива (л): 23,6/100 км.
Ср. скорость на маршруте: 5,3 км/ч.





В 2008 году путешественники из Москвы nub1an установили в Петровском Яме стелу.





Немного подкрасили.





















На этом месте и находился сам госпиталь ППГ 2212. За памятником ухаживают школьники - приходят сюда зимой на лыжах. В остальное время года сюда можно добраться только на лодке.







К концу следующего дня работы по установке мемориальной плиты были закончены - стало спокойнее. Основная цель первого этапа достигнута, теперь можно добавить немного «спортивности» в нашу экспедицию. Мы выбрались из Петровского Яма и двинулись в сторону поселка Валдай, в окрестностях которого и заночевали.

По дороге в Валдай.





Сумский Ям.
День 10 (12.09.2011).
Старт: 12:30.
Время на маршруте: 20 часов.
Пробег: 813 км.
Ср. расход топлива (л): 10,5/100 км.
Ср. скорость на маршруте: 46,3 км/ч.

Утром мы направились к Сумскому Яму - еще одному месту, где проходила Осударева дорога. Правда, сделали это одним экипажем, так как вторая машина поехала в Сегежу, чтобы завершить ремонт. Мы договорились вновь соединиться в Мурманске, а сами продолжили путешествие.



Дорога сухая, красивые карельские пейзажи. Штурману всего лишь пару раз пришлось вылезать из машины, чтобы проверить, а в одном месте немного укрепить переправы. Так что он заслуженно отдыхал после проводки машин на Бесов Нос и к Петровскому Яму. Дорога так расслабила, что я в одном месте неосторожно съехал с гати, чтобы не трястись на бревнах, за что чуть не поплатился. Машина правым боком стала сразу же погружаться в болото, но удалось быстро выскочить задним ходом. Наверное, в тысячный  раз уже оценил внедорожные качества своей машинки.





Сумский Ям. Сейчас- это всего лишь привычная синяя табличка и крест.







После посещения Сумского Яма решили сразу сделать ночной перегон до Мурманска, а там уж отоспаться. Надо было торопится: в Мурманске нас уже ждал третий экипаж, готовый отправиться с нами на второй этап экспедиции, целью которого был мыс Немецкий на полуострове Рыбачий -  самая северная материковая точка европейской России.

Полярный круг. Пересекаем в три часа утра 13.09.2011.



Продолжение следует...

Карелия : Пудожский район, Тема: история, Тема: всё сразу, Рассказы и очерки: о путешествиях, Подборка фото

Previous post Next post
Up