Экспедиция "Война за Полярным кругом": Республика Карелия (Часть 1).

Feb 07, 2012 22:30


Автомобильная двадцатидневная экспедиция по Республике Карелия (Этап I) и Кольскому полуострову, включая полуострова Средний и Рыбачий.

Цели экспедиции:
1. Съемка фильма о военном прошлом Заполярья.
2. Доставка и установка мемориальной доски в заброшенную деревню Петровский Ям (Республика Карелия), где в годы войны финскими диверсантами были уничтожены база снабжения и полевой походный госпиталь ППГ 2212.
3. Пройти вдоль всего Карельского фронта, самого протяженного фронта во время Великой Отечественной войны (примерно 1600 км).




Идею организации автомобильной экспедиции на север я начал прорабатывать еще в начале года. Чем глубже анализировались отчеты различных путешественников, тем сильнее становилось желание посетить этот суровый край. Изучение маршрутов заставило задуматься, что же еще можно вынести из такой поездки, кроме фотографий девственной природы и отличных, ярких впечатлений от off road-путешествия.

В начале июля я оказался по делам в Волгограде. Поездка была короткой, но не посетить мемориал на Мамаевом Кургане было бы неправильно. Неожиданно пришла мысль: а что мы, собственно, знаем о войне на севере? Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, - эти вехи войны помнят все. А многим ли известно, что на Кольском полуострове в период с 1941 по 1944 годы погибло более 80 тысяч человек? Между тем, поисковые отряды каждый год продолжают находить там останки наших воинов, пополняя печальный список, а на хребте Муста-Тунтури до сих пор валяются гильзы, ящики от пулеметных лент, бронещитки, мотки колючей проволоки…



Итак, основная цель экспедиции определилась - съемка фильма о великом военном прошлом Заполярья. Маршрут был разбит на два этапа: Республике Карелия (первый этап) и Кольский полуостров, включая полуостров Средний и полуостров Рыбачий (второй этап). Наша задача была пройти вдоль всего Карельского фронта (самого протяженного фронта во время Великой Отечественной войны: около 1600 км).

Главная часть маршрута первого этапа была проложена по местам, где проходила первая в Карелии государственная дорога - «Осударева дорога». Построенная еще при Петре I в 1702 году, она послужила для переброски сухопутным путем от Белого моря до Онеги малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», использовавшихся при штурме шведской крепости Нотебург в ходе Северной войны. А основной целью этого этапа было доставить из Москвы и установить мемориальную доску с именами красноармейцев, погибших в местечке Петровский Ям в бою с финскими диверсантами в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года.

Старт экспедиции. 
День 01 (03.09.2011).
Старт: 9:00.
Время на маршруте: 10,5 часов.
Пробег: 586 км.
Ср. расход топлива (л): 11,4/100 км.

03 сентября в 9 утра мы выехали из Москвы. Пробираясь через многокилометровые пробки по Ярославскому шоссе, останавливаясь для видеосъемки, к пяти часам вечера мы добрались до Вологды, ненадолго остановились у Спасо-Прилуцкого монастыря, и решили заночевать в 80 километрах за Вологдой на берегу Кубенского озера.



Спасо-Прилуцкий монастырь (г. Вологда).




Берег озера Кубенское (Вологодская обл.).





День 02 (04.09.2011).
Старт: 8:30.
Время на маршруте: 8 часов.
Пробег: 272 км.
Ср. расход топлива (л): 12,2/100 км.

На следующий день мы выдвинулись к первой промежуточной цели нашего путешествия - Андома горе, откуда открывается прекрасный вид на Онегу. Вытегра - последний крупный населенный пункт перед Андома горой. Находится практически на границе Вологодской области и Республики Карелия.

Сретенская церковь (г. Вытегра).



Кстати, в Вытегорском районе до деревни Деветины идет очень плохой грейдер. На скорости свыше 60 км/ч ехать невозможно - дорога, как стиральная доска. Два раза "прихватывало" пневмоподвеску из-за перегрева компрессора.

Зато в самом городе есть вполне приличная заправка "Лукойл" с магазином.

"Город Вытегра известен с 1710 года как Вянгинская пристань (Вянги), где производили перевалку грузов с речных судов на сухопутный транспорт и обратно. Через Вянги проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург. По указу Петра I в 1710 г шотландский инженер Дж. Перри произвел исследования на водоразделе между Онежским и Белым озерами, составил проекты для будущего канала. В 1715 г выше Вянгинской пристани была заложена государственная верфь, где строили суда (до 1847). С 1773 город стал именоваться Вытегра.

Интересно то, что в годы Великой Отечественной войны линия фронта подошла к окрестностям города и через Мариинский канал проходила эвакуация населения. В 1944 территория Вытегорского района была освобождена [источник: www.geocaching.su]."

Следует отметить, что в городе есть интересный музей, который мы, к сожалению, не успели посетить из-за плотности графика. Это музей «Подводная лодка Б-440».

К вечеру второго дня мы достигли Андома гору. Сказать, что Онежское озеро производит впечатление - значит ничего не сказать. Даже мой штурман, который много где побывал, не ожидал, что перед нами откроются такие просторы. Закатное солнце щедро разливало свет по прибрежным лесам и по гребням волн, постоянно меняя их расцветку. Хотелось все это как можно скорее сфотографировать… В общем, палатку ставили в темноте.













Вид на Онегу с Андома горы.



Первая партизанская бригада Карелии.
День 03 (05.09.2011).
Старт: 10:45.
Время на маршруте: 11,5 часов.
Пробег: 150 км.
Ср. расход топлива (л): 14,5/100 км.

На следующее утро мы, наконец, встретились со вторым экипажем, который смог выехать из Москвы только накануне.







Очередной целью нашего путешествия был город Пудож и встреча с местными краеведами, после чего мы должны были отправиться на мыс Бесов Нос, знаменитый своим древними петроглифами.

В Пудоже нам удалось записать рассказы очевидцев и исследователей истории о действиях первой партизанской бригады на территории Карелии во время войны. Съемки этих встреч вошли в фильм.

"29 июня 1942 года Первая партизанская бригада Карельского фронта в составе шести отрядов под командованием паданского карела майора И. Григорьева выгрузилась на разъезде Суглицы и взяла курс на запад к линии финского боевого охранения между Сегозером и Елмозером. Уходили надолго, на целых два месяца. За плечами у каждого из 648 партизан свыше двух пудов груза - оружие, патроны, двадцатидневный запас продуктов, взрывчатка походное снаряжение…

Так начался незабываемый рейд, который в исторических исследованиях, многочисленных статьях и мемуарах как у нас, так и в Финляндии, называют "легендарным", "героическим по силе мужества людей" и "беспощадным по количеству потерь. [сайт, посвященный жизни и творчеству Д.Я.Гусарова]"

День 04 (06.09.2011).
Старт: 10:30.
Время на маршруте: 12 часов.
Пробег: 79 км.
Ср. расход топлива (л): 19/100 км. (На маршруте до Бесова Носа)

На следующее утро писатель и краевед  Виктор Никандрович Смирнов продолжил свой рассказ на одном из захоронений австро-венгерских военнопленных, которое находится в 15 км от Пудожа. Хотя боевых действий за исключением единственного "официального" сражения на территории этого района не велось, только в одной Шали было около 1500 военнопленных. 





Участники экспедиции с местными краеведами Виктором Смирновым и Валентиной Мининой.



Желая уже, наконец, внести в экспедицию и спортивной составляющей, после экскурсии в 15:30 мы отправились на мыс Бесов Нос.

В нашей экспедиции эта дорога стала первым серьезным испытанием и для автомобилей, и для экипажей.







Машины были загружены под завязку, да еще мы везли мраморную плиту с подставкой и мешок с цементной смесью, добавивших 170 кг веса, но техника справлялась уверенно.



Примерно 12 км пути до Бесова Носа - сплошные "засады" из грязевых ванн, болот и ям с жидкой глиной. Помогали лебедки и рывковые тросы.  Мы не спешили, старались проверять все сложные и неоднозначные участки и проходить их с минимальным риском. Ведь через пару дней нам предстояло решить главную задачу первого этапа - доставить мемориальную плиту в  Петровский Ям. А до него дорога, по рассказам уже проходивших ее джиперов, тоже очень непростая.









Похоже, что некоторые и понятия не имеют о существовании корозащитной стропы...







На ночлег пришлось расположиться в трех километрах от мыса, но на следующее утро мы все-таки выбрались на песчаный берег Онежского озера. В итоге 14 км было пройдено за 7 часов.

Бесов Нос.
День 05 (07.09.2011).
Старт: 10:30.
Время на маршруте: 10 часов.
Пробег: 18,6 км.
Ср. расход топлива (л): 58,3/100 км.

Утром, разведав местность, мы поняли, что заночевали перед последней лужей. Дальше начинался затяжной подъем.



А вот и брошенная деревня Шальское. До мыса осталось совсем немного.



"Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера, который находится в полутора километрах к северу от места, где в Онежское озеро впадает речка Чёрная.
Мыс знаменит выбитыми на прибрежных скалах петроглифами, которые относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Финоскандии (Скандинавии и Финляндии). Выделяется антропоморфное изображение длиной ок. 2,30 м, называемое "бесом".  Этому изображению около 5 тысяч лет. Название "бес" изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI в. Рядом с изображением "беса" позднее был выбит православный крест [источник: Википедия]."

Удивительно, после таких говен выехать на песчаный пляж. Солнце, песок, море... В смысле Онега.





А дальше по пляжу и на мыс.













Маяк на мысу Бесов Нос. Такая фотография, наверное, есть у всех, кто сюда добирается. Кстати, у местных жителей из села Каршево во всю процветает бизнес "Довезу на лодке до петроглифов". В деревне, когда мы ее проезжали, было много городских машин, а местные на нас подозрительно косились.

Петроглифы.





А вот и сам Бес. Поразительно, но этому рисунку почти 5000 лет.



А это уже более позднее творчество.





Увы, но пора возвращаться. Следует отметить, что обратная дорога заняла у нас всего 3 часа. Хорошо, когда дорогу уже знаешь, все трудные места отмечены и способы их преодоления известны.






















На выезде из леса нас уже ждал третий участник на Toyota FJ Cruiser, который в этот день проделал путь из Москвы. К сожалению, он успел где-то простудиться и заболел. Поэтому в дальнейшей экспедиции участвовать не смог.



Так прошли первые дни экспедиции "Война за Полярным кругом". Скоро нам предстоит посетить места, где проходила Осударева дорога, проехать вдоль линии Карельского фронта по старой военно-медицинской дороге и установить мемориальную доску в Петровском Яме, то есть выполнить то, зачем мы сюда приехали. И держать курс на Кольский полуостров.

Продолжение следует.

Карелия : Пудожский район, Тема: поездки вообще, Тема: всё сразу, Рассказы и очерки: о путешествиях, Онежское озеро, Подборка фото

Previous post Next post
Up