Сентябрём по Чукотке.(части 8-12)

Jan 18, 2012 12:26




Утро встретило тихой, пасмурной погодой. Дима ушёл на работу, попросив, что если соберусь уйти, позвонить ему, что бы он пришел забрать ключ. А еще вчера мы с этим человеком не знали о существовании друг друга. У нормальных людей здесь это норма. Если можешь помочь человеку, и тебя это особо не затруднит, почему нет. Даже с точки зрения трезвого расчета, это оправданно. Когда понадобится помощь или поддержка тебе, больше шансов, что не пройдут и мимо тебя. Не посчитавшись ни со временем, ни с усилиями, ни с затратами. На северах, где малая ошибка, или изменения обстоятельств, могут обернуться большой бедой, это более чем важно.
Иду прогуляться по городку, с попутными закупками в магазинах.




В 1762 году, Чаунскую губу, где на удобном мысу, ныне расположился Певек, открыл купец-путешественник из Великого Устюга, Никита Шалауров. Но, здесь, упершись в непроходимые льды у мыса Шелагский, был вынужден вернуться в устье реки Колымы. Через два года вновь отправился на восток, вдоль побережья Чукотки. Здесь и пропал.




10 августа 1933 года, когда пароход «Лейтенант Шмидт» бросил якорь напротив этого места, здесь стояли семь чукотских яранг и один дощатый домик. Началось освоение края и изыскания. Через три года было доказано, что здесь есть промышленное месторождение олова, найдено первое месторождение золота. К весне 1941 года здесь уже два горнодобывающих предприятия. Через год были отстроены четыре пирса Певекского порта, стратегического торгового порта Северного морского пути.




Летом 1959 года заработал прииск Комсомольский, - самое крупное золотодобывающее предприятие Чукотки.
За последние десятилетия, разрушение России политиками-вредителями и поощряемыми ворами-хапугами, не лучшим образом отразилось и на этих, долго и трудно осваимаемых страной местах. Заброшены оловянный рудник «Валькумей» и поселок при нём, развалено и уничтожено большинство промышленных и добывающих предприятий.
К концу девяностых годов в Певеке проживало почти тринадцать тысяч человек, сейчас едва ли более четырех тысяч…
Но, город еще живет. С 1944 года, дымит, греющая город и дающая электроэнергию Чаунская ТЭЦ.




Работают Морской порт и аэропорт, золотодобывающее, геологоразведочное, и несколько обеспечивающих жизнедеятельность предприятий. Много мелких магазинчиков, цены в которых в два, два с половиной раза отличаются от московских. При этом зарплаты, не сказать что бы высокие. Например, мои новые знакомые, восстанавливающие неполадки на линии электропередачи, получают на руки всего тридцать тысяч.
За счёт большого количества раскрашенных в яркие цвета домов, городок яркий, а ветра, поднимающие в воздух и уносящие всё и вся, делают его, более-менее чистым.




Времени у меня было немного, и потому считаю, что мне повезло, что не имел удовольствие испытать на себе «южак». Ураганный силы ветер, приходящий с юга и дующий неустанно, от одних суток до недели. Когда о его приближении в Певеке людей извещают, они затариваются едой, а многие и спиртным, и пережидают «южак» по домам. Когда всё заканчивается, восстанавливают оторванные ветром двери подъездов, устраняют прочие неполадки, и жизнь продолжается.




В последние годы граница льдов Cеверного, пока еще ледовитого океана , летом всё более удаляется от побережья, и белые медведи летом, оставшись на берегу, в поисках пищи, случается, заходят и в город. Прошлым летом таких незваных гостей пришлось выдворять из черты города трижды. Если медведь появляется в городке на берегу, то обычно, милиция с помощью большой машины оттесняет его в море и вынуждает уплыть.




Был случай, когда в городской черте медведица пыталась устроить себе берлогу для выведения потомства.
Здесь это никакой не экстрим, а обычные условия жизни.

Из того на что обратилось внимание, - тротуары поверх теплотрасс и бригада узбеков занимающаяся строительством пешеходной дорожки.




Если первое оправдано и поднятием над заносимой снегом землей и подогревом снизу, то, как сюда попали гастробайтеры, мне неведомо. При здешних ценах на авиабилеты, дай Бог заработать на билет домой.




Вечером в гости к Диме приходят его друзья. Жарим гольца свежего, нарезаем соленого, закусываем. Попутно у них зарождается идея, на недельку, другую, рвануть на вездеходе в Усть-Чаун, на рыбалку и охоту. Принять участие в этой авантюре агитируют и меня. Жаль, что я не располагаю таким временем. У меня, максимум, пять дней, после которых надо будет возвращаться назад в Билибино, пока работает летник.

Начало здесь: http://russkij-sever.livejournal.com/1405140.html
Сентябрём по Чукотке.(9) http://strelec-new.livejournal.com/73280.html
Сентябрём по Чукотке.(10) http://strelec-new.livejournal.com/73679.html
Сентябрём по Чукотке.(11) http://strelec-new.livejournal.com/73788.html
Сентябрём по Чукотке.(12) http://strelec-new.livejournal.com/74079.html
Продолжение будет..)

Рассказы и очерки: о местах, Подборка фото, Север Дальнего Востока, Тема: северные города

Previous post Next post
Up