Из Магнитогорска в Надым едет Вадим Гриценко - лауреат Всероссийского литературного конкурса имени Мамина-Сибиряка. С книгой «История Мёртвой дороги»,
обзор которой я делал полторы недели назад. В соавторстве с Вячеславом Калининым Вадим стал победителем в номинации «Краеведение».
Снова о тёмной главе истории Обского Севера - стройке Сталинской, Мёртвой, Полярной, Забытой, Пятьсот-веселой железной дороги - много народных названий у этого осколка ГУЛАГа. Но по документам НКВД одно: «501/503. Воркута - Енисей». За 60 лет вокруг мертвой дороги выросло множество мифов, развенчанию которых посвящена книга. С автором мы пообщались во время короткой остановки в Ханты-Мансийске.
- Как появилась идея написать книгу о 501-й стройке?
- Это все Слава Калинин. Соавтор. Он настоял.
- Долго писали?
- Да, полтора года.
- Это разве долго.
- У нас все материалы уж были на руках.
- Судя по фотографиям, вы на железке с 80-х?
- Да это были первые наши путешествия по дороге. О книге тогда не думали.
- Что больше всего запомнилось?
- Медведь!
- Что же в нем такого особенного?
- Он шел за нами двенадцать километров… Ну, а если серьезно, то, конечно, сами лагеря. Их как будто только что оставили. Печку топи, окна заделывай и живи.
- Какой источник информации по дороге оказался самым важным?
- Один не выбрать. Как минимум Государственный архив РФ и полевые исследования. Плюс бывшие заключенные - самые необычные сюжеты, которые ни в одном архиве не отыщешь.
- Например?
- Как на зону наркотики проносили в сталинские времена.
- Сейчас кто-то остался на Севере из работавших на строительстве дороги?
- Практически никого. Но были удивительные кадры. Бывший зэк той стройки, отучился в Омске на автодоре, и вернулся туда, где сидел. Дослужился в Надымдорстрое до главного инженера.
- А куда делась основная масса заключенных?
- Как только стройку свернули после смерти Сталина, более чем 100-тысячный контингент был отправлен на другие объекты, многие были амнистированы в мае 1953-го.
- Вадим, в чем отличие вашего издания от предыдущих публикаций на эту тему?
- Мы привлекли богатый архивный материал, который ранее нигде не фигурировал. Особенно, что касается рассекреченных документов НКВД.
- Тот самый госархив?
- Да, он огромный. Четырнадцать подъездов по девять этажей. Милиция с автоматами. История у нас охраняется, особенно от народа. Ты ни в коем случае не должен знать свою историю. Это опасное знание. Я по образованию историк. Но после того как я попал в архивы, я понял, что меня учили не истории.
- А чему?
- Мифам.
- Ну и какой самый стойкий миф о вашей дороге? Труп под каждой шпалой?
- Это главный миф. Журналистами в 80-90-е гг был создан образ стройки, где быстро и сильно умирали. А смертность там была ниже, чем в среднем по стране. Существовала систем зачетов. Прогрессивно-сдельная оплата труда. День засчитывался за два-три. Многие зеки по этой причине стремились отбывать срок именно там. Но брали самых здоровых. Паек был сытнее, чем у вольных жителей Салехарда. А про шпалы скажу лишь то, что были они отсюда - с Югры: заготавливались в Кондинском и сплавлялись по Оби до того же Салехарда.
- Меня поразило, что на стройке был свой театр, оперетта, джаз-бэнд. На гастроли по лагерям летали самолеты. Аншлаги - что-то невероятное для ГУЛАГа.
- Да, об этом мало кто знает. Все это не вписывается в известный образ. Там ведь по большей части были политические заключенные - интеллигенция. Мало кто знает и о соцсоревнованиях. За примерами далеко ходить не надо. В этом году объявили о строительстве автодороги Надым-Салехард. Почти по маршруту бывшей 501-й стройки. Запланировали на 7 лет (по офиц. информации 4 года - ilya abramov). У Сталина на этот участок ушло 1,5 года, от момента закладки первой шпалы до первого паровоза. Я не люблю Сталина, я ненавижу большевиков, но полтора года - это результат.
- Сейчас возросли требования к строительству - пытаюсь я возразить.
- У них не было катерпиллеров, катков, бульдозеров. Тачка и лопата - вот и весь инструмент. Но речь даже не об этом. В рассуждениях об ужасах сталинского режима эмоции заглушают все остальное - и совершенно ускользает из вида стратегическое значение строительства. Геополитические соображения. А ведь эта дорога нанизала на себя крупные месторождения углеводородов, которые разрабатываются сегодня.
- Да, но тогда про них ничего не было известно.
- Есть предположение, что у Сталина были основания предполагать иное. В те времена многие важные документы попадали к нему на стол, минуя инстанции. Это могли быть и отчеты геологов, о которых мы никогда ничего не узнаем. История геологических открытий - это тоже государственная тайна. И вообще, многие считали, что на Севере жить невозможно. Оказалось можно. Была задача довести железную дорогу до Берингова пролива. Развить инфраструктуру, промышленность. Нельзя забывать и то, что в то время висела угроза ядерного конфликта. А с нашего севера - кратчайшая дистанция до США. Сейчас такими масштабами не мыслят.
- Сейчас и плановой экономики нет, чтобы такие стройки делать!
- У Николая второго ее тоже не было, но Транссиб построил.
- У государства сегодня нет таких рычагов как у Сталина. Надо обосновать инвестиции, привлечь частный капитал.
- У государства сегодня нет понимания, что и как делать. Нет задачи глобального освоения территории. У нас империя временщиков. От гражданина до президента. Все мечтают куда-то свалить. Отработал на Севере до пенсии - в домик на Кубани, если амбиции душат и денег много - в Москву, совсем много - в Карловы Вары.
- А вы?
- А я нет! Я живу в Надыме, и мне там нравится.
В подтверждение этого, на традиционный вопрос о творческих планах, Вадим сказал, что пишет «Историю Надымского района».
- Вадим, я знаю, многие хотели бы приобрести вашу книгу, но она не поступила в продажу. Как вы это объясните?
- Такова позиция заказчика - Департамента по науке ЯНАО, они распространяют издание по своим каналам, а у меня только авторские экземпляры. Знаю, большая часть тиража хранится в Музейно-выставочном комплексе Салехарда. Туда, и надо обращаться.
- Спасибо!
- Всего доброго!
Доп. материал:
О перспективах развития Ямала в
"Русском репортере" от 8 ноября 2011