В деревню на 4 колёсах

Oct 27, 2011 12:02




Все неподписанные фотографии авторства alvizir

Июль. Утро, квартира Миши. Вещи почти собраны, за окном стоит машина. В ней запчасти и желание ехать вдаль. Садимся, вздыхаем, заводимся - и в путь! Впереди тысяча километров нелёгкого пути. На нашей машине.



Жаркий город оставляет полный бак бензина и растворяется в зное. Впереди - сотни километров Ярославского шоссе. Традиционные 90-100 километров в час, на которые способен отечественный автомобиль. За Москвой начинается Россия. Объездная Переславля идёт по высокому холму, откуда виден старинный городок. Заплатка сидит на заплатке, отчего машина скачет по волнам. Снова сворачиваем на трассу. Миша снимает, и теперь я с удовольствием просматриваю получившийся сет - он наполнен дорогой и ветром.







Заезжаем в Ростов Великий передохнуть у Кремля. Больше 40 по городским улицам не сделаешь - сплошные ямы. У Кремля к нам тут же подбегает ребятня клянчить еду и денег. Блеск и нищета.
Я осматриваю машину - беспокоюсь. Мало ли чего где отвинтится, слетит, закипит. Но всё на месте.

Перед Ярославлем шоссе расширяется, едешь плавно всё тарахтит. После спуска на вершине холма возвышаются массивные трубы Ярославского НПЗ. Вдоль него длинным проспектом тянется дорога. Я стараюсь не отвлекаться от руля, но уж больно хороши хитросплетения труб за забором. Потом ещё один спуск к Которосли, встаём недалеко от Кремля. В Ярославле тепло и многолюдно. В самом разгаре радость жизни: солнце, красивые девушки, яркие цвета. И обед.



Двигатель отдохнул, подостыл. Пропускаем вереницу машин и снова в дорогу. Узкий мост через Волгу. Горька доля водителя - нельзя отвлекаться на боковые виды, поэтому Волга остаётся вне поля зрения. Мост как мост.

Заливаю полный бак на окраине, встаю протереть машину. Она начала покрываться слоем нерадивых насекомых.
Тень, дело после обеда, ветерок - идиллия!
Дорога до Вологды по одной полосе, часто тормозят грузовики спереди. А мне чтобы их обогнать не хватает 5 передачи - так и плетусь сзади. Только когда длинная прямая без встречных - там-то уж я тапок в пол и шашки наголо.

Карта говорит, что мы проезжали всякие населёные пункты типа Данилова и Грязовца, но я этого ничего не помню. Уже под вечер мы въехали в Вологду, залились топливом и поехали в центр вдыхать летний вечер.



Вологда - это парадные ворота Русского Севера. Трудно ещё что-то добавить. Я поставил наши Жигули у гламурного бутика. И здесь праздник жизни. Любовь, дети, лето. Естественно, мы пошли в перди к Батюшкову и его коню.











Маленький теплоходик на реке зазывал народ на вечернюю прогулку до Прилук. Я бы даже согласился, если б не дорога и не шансон-бар.








Вымощенные булыжником улочки за Кремлём были наполнены тихой вечерней жизнью. Где-то лаяла собака, где-то беседовали за забором. А в центре красовался храм Варлаама Хутынского.





Подъезжаем к Прилукам. Переезд, а за ним белые стены монастыря и багряный закат с пунцовыми облаками. выезжаем из города, и закат движется с нами вперёд.















Яркие тона уходят, остаётся мягкий вечерний свет. На поля ложится тонкий слой тумана. Сумерки. Окраины Сокола, где-то за лесом большой комбинат. Кадников. А потом начинается лес - это уже массивная тайга, которая дальше будет лишь изредка расступаться перед деревнями с деревянными избами.
Впереди - яркие огни поста ДПС. Это Чекшино, здесь мы сворачиваем с Холмогоров на дорогу до Великого Устюга. С рекламного щита на нас одобрительно смотрит Дедо Мороз. Впереди темно.





Находим уходящую в лес грунтовку, съезжаем. У дороги стоит беседка. Вокруг неё целый мусорный полигон и подстреленный знак. Расчищаем стол и раскладываем свои нехитрые деликатесы. Налетают комары. На небе звёзды, луна освещает силуэты елей. Иногда с долгим гулом мимо проносится грузовик. Потом снова тихо и комары.

Заехали немного вглубь леса, встали на ночлег.



Утром мимо проезжает удивлённая буханка, а мы едим банан и трогаем дальше. Снова ясно и сухо, а дорога всё такая же длинная. Начинаются деревни. Где-то дома буквально нависают над дорогой. Везут лес.



Расстояния меняются. Счёт уже идёт на сотни километров. Между редкими деревнями лес, лес и лес.
Только раз он уступает место надолго - прекрасной Тотьме. Две заправки - на одной никого, на другой все. Я сначала заезжаю на пустую, потом думаю, что народ не дурак, и еду на другую. Рядом самые разные машины.
Тотьма! Одно название чего стоит! А как она мило смотрится на карте! Я хотел увидеть тотемское барокко, и я увидел его. В лесах.










На самом деле, наши дороги очень интересные. Они фактурные. Они звучат. Когда едешь по новому асфальту, то уснуть можно от монотонности. Залатанная же трасса подобна качке в море и создаёт свою непередаваемую симфонию.



За Тотьмой дорога совсем дичает. Встать здесь будет epic fail. Иногда проскакивают сложенные в кучку трубы - параллельно трассе идёт газопровод Ухта - Торжок.





Перед Нюксеницей сворачиваем направо. Въезжаем на мост-красавец через Сухону. Грех не искупаться. Спускаемся по песчаному склону вниз и окунаемся в добрые воды северной реки. Кто-то вдали рыбачит. По мосту изредка проезжают. Хорошо.



Если в Тотьме заправка Лукойла сама тебе заливала бензин, то за Нюксеницей под той же маркой стояли олдскульные аппараты с циферблатом. Там была волшебная кнопка, которую я не сразу догадался нажать. Но нажав, обнаружил довольное побулькивание и гул аппарата.

Дорога до Устюга. Бесконечный старый асфальт, потряхивает, поскакивает. Бесконечный лес и синее небо. Поворот на Опоки. Опоки? Да, это что-то знакомое. Я не знал, что это тут. Мы свернули на Опоки. Опоки оказались приятным местом, куда дорога витиевато спускается с высокого берега Сухоны. Опоки эпичны.









Особенно приятны в Опоках были не опоки, а сосны. Чуть выше деревни на высокой террасе стоит сосновый бор, круто обрывающийся книзу. Остюда открывается потрясный вид на долину Сухоны, а с неё дует задумчивый ветер. По реке идёт могучая рябь.



К обеду мы вливаемся в трассу ВУстюг - Никольск, снова проезжаем над Сухоной. Впереди пост ДПС, который мне разрекламировали в том году. Но - ничего, едем мимо. Вообще за этот вояж ни разу нас никто не останавливал, впрочем как и за весь мой скромный водительский стаж.
ВУстюг мы проезжаем насквозь, съезжаем к парому. Один из них идёт из кустов возле судоремонтного завода (там не нашли), другой с южной части города. Ко второму мы и поехали через ухабы. На паром ведёт трешовый песчаный спуск, а на самом судне приходится маневрировать. Весь процесс заезда добавил мне седых волос, а местные всё делают быстро и виртуозно. Эх, москали!
Корыто завели и пустили в плавание.













На пароме сидела пара. Нет, вовсе не молодых людей, а баба с дедом. Дед уснул на своей руке, а жена его нещадно хлестала большое "Жигулёвское". Паром делает две остановки - на правом берегу Сухоны и уже на правом берегу Северной Двины. Бабуля с баллоном сошла на первой остановке, оставив своего дедулю дремать на свежем воздухе. А сама стала карабкаться по крутому берегу наверх. Не справилась - подталкивали соседи.





На том берегу начинается дикий грейдер от Кузино до Лузы, одна из двух дорог, соединяющих север Кировской области с внешним миром. Первые 13 километров уложен видавший виды асфальт, потом он исчезает, и начинается суровый кировский грейдер. Я намеренно пропустил всех паромных вперёд, чтобы не гоняться в пыли. Здесь если едешь меньше 50, то будет примерно как на велосипеде с лестницы съезжать, а больше 80 уже заносит.
Тем более удивительно в этой глуши видеть жилые дома, спутниковые тарелки и людей. В основном же здесь сосны.
В Чучерах на крутом повороте-подъёме возвышается церковь-ровесница Наполеона:



Где-то на границе Вологодской и Кировской областей счётчик отмотал тысячу километров хода. Для меня и нашей боевой подруги это было настоящим достижением...



Через час мы уже заходили в знакомый дом в Лузе.
На следующий день мы затарились продуктами, рубероидом и взяли курс на Лальск. Каким было моё удивление, когда я увидел здесь асфальт! Да, от Лузы до Лальска клали новый асфальт. Мятый, но асфальт. Это благолепие быстро закончилось, и началась знакомая колея из двух рядом бетонных плит. Опять-таки местные гоняют здесь виртуозно, я же в поту лица пытался не соскочить с колеи и аккуратно разъезжаться со встречными. Стал понимать, почему на севере так матерятся. То и дело машина крякала на ямах и выбоинах (подвеска у меня неидеальная). Из Лальска две дороги - одна в Коми, другая к нам в деревню. Вот и знакомый Таврический с сосновым бором. За посёлком переезд с узкоколейкой - здесь я несколько раз проезжал на тепловозе, а теперь вот с другой стороны.



Двадцать километров песчаного грейдера. Никого. Только всё такое же синее небо.
Через эти 20 километров начинается наш куст деревень. Сначала деревня Степанчиевская пустошь, от которой осталась только пустошь, потом Медведевская, Семёновская, Старчевская, Аксёновская. Встаём у магазина, он уже закрыт, но висит объявление - завтра праздник.



Нам повезло - дорога сухая, можно даже не объезжать церковь. Каждый раз не могу удержаться от кадра с ней. Уж очень хороша. И печальна.



Последний спуск перед ручьём Межевица, деревянный мост и подъём наверх. Будь здесь мокро - я бы не забрался. А так на первой передаче заехали. И вот она - родная деревня. Встаём в густой траве у дома. Да, да, да! Мы доехали! Доехали...























____________________________________________________________________
спасибо за внимание

Тема: поездки вообще, Рассказы и очерки: о путешествиях, Север в целом

Previous post Next post
Up