Поездка в Архангельскую область: Часть 2 (Архангело + Ошевенское)

Oct 06, 2011 01:07





В первой части своего отчета я уже начал рассказывать о том, как в конце июля в первые девять дней своего отпуска я вместе с друзьями съездил в Архангельскую область. Я уже рассказал о том, как, приехав субботним утром 23-го июля на ст. Няндома, мы добрались на автобусе до Каргополя и провели там целый день, гуляя по городу и осматривая достопримечательности. В следующий же день, переночевав в гостинице "Каргополочка", мы съездили в Архангело и Ошевенское - древние села Каргопольского уезда. Именно там сохранились старинные деревянные храмовые ансамбли XVIII-XIX вв и развалины Александро-Ошевенского монастыря. А теперь обо всем по порядку...


На берегу реки Онеги в 55 км к северу от Каргополя по трассе Р-1 в старинном селе Архангело (дер. Шелоховская) располагается старинный деревянный храмовый ансамбль, построенный в XVIII - XIX веках. Именно туда мы и решили съездить воскресным днем 24-го июля.
Доехать до села Архангело можно или на пригородном автобусе Каргополь - Троица (Семеновская) (отправляется в 8-30 и в 18-00 во все дни, кроме вторника и четверга) или на междугороднем автобусе Каргополь - Плесецк (отправляется в 6-00 в понедельник, среду, субботу и воскресенье).
Раннее утром 24-го июля.... Еще нет 6 утра, а мы уже на автостанции. Через несколько минут подают автобус и мы в него садимся. На удивление желающих уехать в Плесецк совсем мало, большая часть мест свободна. Становится ясно, что смысла волноваться и покупать билеты заранее не было никакого.
Трасса Р-2 до моста через Онегу сейчас уже полностью заасфальтирована, так что еще не было семи утра, как мы приехали в дер. Шелоховская. Быстро убеждаемся, что единственное кафе в деревне имеет преимущественно вечерне-ночной распорядок работы (а у меня еще теплилась надежда позавтракать в нем) и отправляемся осматривать храмовый ансамбль.
Сам ансамбль в настоящее время стоит из двух старинных деревянных церквей - летней церкви Михаила Архангела 1715 года постройки и более поздней зимней Сретенской церкви 1803 года. Существовала еще каменная колокольня, но она была утрачена в советское время.



Деревня Шелоховская. Впереди уже виден храмовый ансамбль.







Церковь Михаила Архангела. Была построена в 1715 году на месте сгоревшего одноименного храма. Храм уникален, так как это единственный сохранившийся храм с "кубоватой" кровлей на Верхней Онеге (вообще такой тип храма более характерен для Поонежья и прионежского берега Белого моря). В храме сохранились небеса, но наблюдать их можно только через зарешеченные окна, так как сам храм закрыт на вялотекущую реставрацию.







Церковь Сретения Господня. Построена в 1803 году на месте сгоревшей одноименной церкви. Изначально к церкви была пристроена трапезная с Фроло-Лаврским и Георгиевским приделом, но в советское время трапезная была разрушена. Сейчас церковь закрыта на вялотекущую реставрацию.

Осмотрев храмовый комплекс, мы прогулялись на берег р. Онега и там позавтракали тем, что было с собой.







На берегу р. Онега.

Позавтракав же, мы продолжили нам маршрут и отправились в Ошевенское - старинное село, расположенное в 45 км севернее Каргополя. Когда-то в нем проживало более двух с половиной тысяч человек, а само село состояло из 12 деревень, но время идет и от 12 деревень осталось лишь пять - Погост, Ширяиха, Низ, Большой Халуй и Гарь, а количество жителей сократилось до 600. Но тем не менее Ошевенское остается одним из самых крупных сел Каргопольского района.

От дер. Шелоховская до села около 20 км и, когда я планировал маршрут, то предполагал, что это расстояние мы пройдем пешком, так как, судя по отзывам в интернете, еще в прошлом году дорога между этими населенными пунктами находилась в весьма плачевном состоянии и была пригодна для проезда только в сухое время года.
Но нам повезло - идти все 20 км пешком не пришлось, так как, буквально через пару километров, нас подобрали, проезжавшие мимо строители на УАЗике, которые ехали в дер. Погост к строящемуся мосту через р. Чурьега - так, что идти 20 км по жаре нам не пришлось и сэкономленное время мы могли потратить на более внимательный осмотр села.
Кстати насчет дороги - дорогу в этом году привели в порядок, на всем протяжении она представляла собой вполне приличную грейдерную дорога, по которой без особого труда можно проехать (хотя возможно осенью и весной с проездом могут возникнуть большие проблемы, так как часть дороги идет через весьма сырые места).



Дорога из дер. Шелоховская в с. Ошевенское.

Как я уже упоминал, мост через р. Чурьега на основной трассе из Каргополя разобрали (строят новый мост, пройти можно только пешеходам по временному мостику). Весь транспорт (в том числе и автобус) едут по временной дороге, проложенной вдоль р. Чурьега, и пересекают реку по мосту дороги в дер. Большой Халуй. Кстати, возможно именно из-за этого и привели в порядок дорогу в дер. Шелоховская.

На южной окраине села, на противоположном берегу р. Чурьега, располагается Александро-Ошевенский монастырь, основанный в середине XV века в 1453 году св. Александром Ошевенским. В советское время монастырь был сильно разрушен и в настоящее время он находится большей частью в руинированном состоянии, хотя работы по восстановлению ведутся, но крайне медленно. Монастырь сейчас действующий, но в то в то время, когда мы были, никого из братии не было.





Александро-Ошевенский монастырь. Надвратная церковь Николая Чудотворца (1830).





Угловые башни монастыря.



Братский корпус.











Полуразрушенный собор Успения Пресвятой Богородицы (1707). Очень трудно поверить, что собор действительно был построен в XVIII веке - глядя на фундамент, построенный из огромных каменных блоков, создается впечатление, что собор имеет гораздо более древнюю история. Хотя возможно, что в XVIII веке собор построили на гораздо более древнем фундаменте. Сейчас собор находится в руинированном состоянии и перспективы его восстановления достаточно туманные.



Колокольня Успенского собора.

Осмотрев Александро-Ошевенский монастырь, мы возвратились на северный берег р. Чурьега, и отправились осматривать старинную деревянную церковь в с. Погост.



Река Чурьега.







По дороге через с. Погост.







Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г. в дер. Погост. В храме сохранился старинный деревянный иконостас и расписные небеса. Нам повезло, так как ко времени нашего прихода храм была открыт и нам удалось попасть во внутрь. Был еще соблазн попасть на колокольню (судя по некоторым отзывам в интернете, это возможно), но так как хранительница уже уходила, проситься мы не стали.







Следующая на нашем пути деревня - Ширяиха - центр села Ошевенское. В деревне сохранились купеческие дома, построенные еще в XIX веке. В центре деревни в одном из старинных деревянных домов находится гостевой дом (нам про него рассказала хранительница Богоявленского храма). Нам повезло - удалось застать хозяйку и договориться, чтобы через несколько часов нам приготовили обед. Вообще, если кто соберется в эти края, то договаривать об обеде лучше заранее по телефону.

А пока обед готовился, мы продолжили осмотр села и отправились на север - в сторону деревень Низ и Большой Халуй.





В деревне Низ.





Часовня Георгия Победоносца в дер. Низ (начало XIX в). Нам снова повезло и к часовне мы подошли как раз в то время, когда там заканчивалась экскурсия, так что нам и тут удалось попасть во внутрь.

От часовни можно спуститься к реке Чурьега, сесть в тени на берегу и полюбоваться красивыми видами.



Река Чурьега.

А немного отдохнув, мы продолжили наш путь уже в дер. Большой Халуй. В отличии от деревень Погост, Ширяиха и Низ, которые идут вплотную друг за другом, деревня Бол. Халуй несколько удалена.



Р. Чурьега, вид с моста по дороге в дер. Бол. Халуй.



На том берегу осталась дер. Низ, а нам идти дальше.





Окрестные виды.

Около дер. Бол. Халуй протекает одноименная река Халуй. Река очень интересная - она в одном месте уходит под землю в карст, а потом снова выходит на поверхность. Мы очень хотели посмотреть на эту реку, на тот момент, когда она уходит в карст, но нам не повезло - крайне сухое и жаркое лето сделало свое дело и вместо реки мы увидели лишь высохшее русло, вода же была только под мостом.
Вообще с этим местом связано несколько легенд. Одна из них говорит, что в древности в поисках места для монастыря Александр Ошевенский присмотрел место около деревни Больщой Халуй. Но местные жители боялись, что с основанием монастыря, их земли перейдут к обители и поэтому прогнали Александра Ошевенского, даже не дав ему напиться. С тех пор он и проклял их, сказав, что "они будут жить у воды, но без воды".



Единственная вода, что мы нашли в реке.







Сухое русло.



Обетный крест на месте разрушенной часовни. С этим местом тоже связана легенда.
Появление часовни связано с чудом. В 19-м веке неожиданно ослепший крестьянин (Проня Офонин) увидел сон: будто в родной деревне ему является Александр Чудотворец, который показывает место у самого «шипуна» - так называют на Халуе курган, где по велению преподобного река уходит под землю. Святой сказал Проне, что зрение ему вернется, но в благодарность за это он должен поставить в этом месте крест. Прозревший через пару дней, крестьянин вернулся домой, но креста поставить не удосужился. Через пять лет ему вновь приснился сон, где преподобный напомнил ему о данном обещании. Испугавшись не на шутку, Проня не только водрузил с помощью двух односельчан большущий крест, но и восемь лет добивался, чтобы поставить на этом месте часовню, которая была открыта в 1909 году.
В советское время какой-то охотник разобрал часовню и построил из бревен зимовку, в которой завелся полтергейст: предметы летали и норовили попасть в хозяина. Он отдал зимовку под скотину, а та сдохла. После то, что осталось разобрали на дрова. А охотник очень скоро умер от гангрены. (цитата из http://www.myrusland.ru/places_171.htm).







В дер. Большой Халуй. Хотя деревня достаточно большая, жилых домов крайне мало. В основном дома стоят заколоченными.





Часовня Илии Пророка в Большом Халуе (XVIII в). Попасть внутрь не удалось, часовня была закрыта.

Осмотрев дер. Большой Халуй, мы вернулись обратно к гостевому дому, где нас накормили вкусным обедом. Пообедав и отдохнув в гостевом доме, мы продолжили осмотр села. Прогуляться же мы решили к святому озеру около дер. Ширяиха.
Раньше там на берегу озера была деревянная часовня в честь явления иконы «Всех скорбящих радость», но часовня сгорела, а на этом месте осталось лишь несколько обетных крестов.





Жаркая и засушливая погода сделала свое дело - озеро почти пересохло.



Обетные кресты.

Время приближалось к отъезду в Каргополь и оставшееся до автобуса время мы решили провести на берегу реки Чурьега, где можно было искупаться, спасаясь от жары.







Река Чурьега.

Ближе к 19 часам мы вышли на дорогу сторожить автобус, который вскоре и забрал нас в Каргополь.
Кстати не лишним будет здесь привести расписание автобуса: Каргополь - Ошевенск: 7.20 (вт, сб), 17.40 (вт, сб); Каргополь - Ошевенск - Гарь: 7.20 (пт), 17.40 (пт, вс).

Продолжение следует...

Все фотографии можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/20110724#
При написании отчета использовались материалы с сайтов:
http://www.myrusland.ru/places_category_1_areas_138.htm
http://www.arh-eparhia.ru/monasteries_and_parishes/temples/?ELEMENT_ID=14389
http://varandej.livejournal.com/287740.html - очень интересный отчет varandej, который в какой-то мере меня сподвигнул на посещение сел Архангело и Ошевенское.

Тема: культурный ландшафт, Архангельская обл.: Каргополье, Путевые заметки, Подборка фото

Previous post Next post
Up