Открытие петроглифов на мысу Корюшкин Нос.

Sep 18, 2011 01:17

   В мире древних наскальных изображений большие и малые открытия происходят постоянно. Теперь Онежских петроглифов стало чуть больше. В экспедиции этого года - 2011-ого, помощником в открытии очередного скопления способствовал старый добрый солнечный свет. …



Третьего августа выдалась удивительно холодная ночь. Мы с мужем проснулись рано утром и решили выйти из палатки, прогуляться, чтобы прогнать озноб. Взяли удочку, фотоаппарат и пошли по любимым местам. Солнце уже поднялось и висело за лесом, мы неспешно дошли до мыса Корюшкин Нос и там, где Игорь в прошлом году нашёл одинокое изображение лебедя, в скользящем утреннем свете мы сразу углядели ещё три изображения.
  Новых! - для нас - праздничных птиц! Неразличимые на скале в дневном и вечернем освещении, они так явственно проступали сейчас, в шесть утра: вот круглый знак солнца на отдельном камне, вот странная крестообразная фигура на валуне рядом, вот Игорев прошлогодний лебедь на скале возле воды.    Вот только самое верхнее изображение понять сложно - слишком много сколов испещрило гранит… что ж, надо звать Надежду, руководителя нашей экспедиции.


Археолог Надежда Валентиновна Лобанова пришла сразу после завтрака, но в девять утра свет уже «ушёл» и тонкий контур петроглифов-найдёнышей затерялся среди выбоин и трещин и так, замаскированный затих до следующего рассвета.
  Но обнаружение даже очень старых, очень потёртых и едва различимых изображений на скале возможно под непроницаемой для света черной пленкой. Один край её приподнимается, и впущенный луч света обрисовывает поверхность скалы, являя взору исследователя послания из прошлого. Мы показали места на скале, где ещё три часа назад спокойно наблюдали петроглифы, и Лобанова нырнула под непроглядную завесу. Её голос из-под движущегося купола подтвердил достоверность нашей находки. Потом показалось возбуждённое лицо: «Да, петроглифы. Очень странные, стилистически немного отличающиеся от уже известных. И все они такие… как будто не добиты. Будто кто-то начал выбивать, а потом бросил…» - высказала она свои первые предположения.  

Днём я не торопясь выполнила микалентные копии «своих» изображений, дабы их портреты стали ещё более явными.
…Нужно особо сказать, что микалентный тип копирования в настоящее время хоть и редок - его используют археологи из Сибири да у нас теперь, - но он позволяет изготовить самый точный оттиск наскального рисунка. Свойства бумаги таковы, что при намокании, она заполняет собой все трещинки и маломальские углубления в скале. А при высыхании сохраняет сложный микрорельеф камня. При дальнейшей работе с красками легко выявляется поверхность, обработанная когда-то человеком - она имеет вид плотно посаженных остреньких сосочков, тогда как природные выбоины имеют «слепые» незаполненные отбойником следы. Соответственно и краска их не берёт, лишь скользит по поверхности бумаги, совсем не оставляя следа, если выбоина глубокая, или делая на бумаге акварельный «размазанный» след.
   Так, микалентное копирование поставило последнюю точку в первоначальном обследовании «найдёнышей». Самый верхний от уровня воды петроглиф оказался лебедем. Таким же длинношеим с плоским тельцем, как и его собрат, что чуть ниже, а множественные линии вокруг оказались всего лишь естественными потертостями скалы - природными выбоинами.



Скромная находка, но эти четыре изображения являются, на мой взгляд, большой удачей, поскольку впервые отвечают на извечный вопрос о процессе создания рельефных картин на скале. Говоря о нем, о процессе, учёные и просто любители всегда пытаются понять - «Есть ли смысловая связь между отдельными изображениями в пределах панно?» - и - «Какова последовательность выполнения рисунков?»
   Рассматривая эту «недоделанную группу» петроглифов, понимаешь, что контурная линия выбивки на первом этапе отсутствует, все четыре изображения имеют лишь редкую насечку, которая показывает ЧТО здесь будет и КАК это примерно будет выглядеть, а с другой стороны, Где это изображение должно находится относительно других знаков.
   Мне представляется очевидным, что древний художник не выбивал петроглифы последовательно, один за другим. В этом случае можно было бы говорить о простом «пересчёте» различных изображений. Напротив, человек с кремнёвым отбойником, наметив несколько фигур сразу, практически одновременно, продемонстрировал нам теперешним, что базовый тезис изобразительного искусства «от общего к частному» имеет многотысячелетнюю историю. Потому как подобный каменный набросок является своего рода разметкой на листе (извините, на скале).
   Потом уж он сам или с помощниками доводил отдельные изображения до совершенства, создавая четкий пластичный контур, плотно заполнял этот контур выбивкой, делая изображение глубоким и выразительным.

Выходит, что элементы на одной скале или в одном скоплении надо стараться рассматривать в композиционном единстве, где есть смысл, повествование и цельность.



А какой сюжет может быть у найденной группы? Не претендую на абсолютную достоверность, но уверенно предполагаю - здесь показано что-то вроде сообщения о встрече, приходе разных людей, представителей племен Лебединого тотема. Это видно по направлению лебединых фигур: по Чёрной речке пришёл один - верхний лебедь. Его изображение ориентировано с Юга на Север. Другой, нижний лебедь, пришёл со стороны Андомской горы - из мест нынешней Вологодчины. Он ориентирован с Запада на Восток. Здесь на месте впадения реки Чёрная в Онежское озеро два лебедя встретились, о чём повествует крестообразная фигура на отдельно стоящем камне, а Солнце (солярный знак) предвещает благополучную жизнь на этих землях.
   Такие первые выводы возникли у нас с Игорем, «первооткрывателей нового скопления онежских петроглифов» - так нас Лобанова назвала, а место это, мыс Корюшкин Нос, давно вписано на карты…



Островок с петроглифами у мыса. Любимые места...

Карелия : Пудожский район, Карелия : Онежское озеро и Заонежье, Тема: человек и природа

Previous post Next post
Up