Ежегодно в конце февраля в Казыме (ХМАО, недалеко от Белоярска) проводится хантейский праздник оленеводов. Казым - поселок, с численностью 1700 чел., почти все население - ханты, есть немного зырян и еще меньше русских. Основное занятие местных рыбный промысел и оленеводство.
Мы поехали туда в составе экскурсии от краеведческого музея (из Нягани), дорога длинная и утомительная (больше 5 часов), большей частью по зимнику. Но праздник того стоил.
На первый взгляд празднество напоминает русскую ярморку - кругом лавки с одежой, снаряжением, сувенирами и пр. Пахнет шашлыком, который готовят на каждом углу, в том числе и из оленины, горячий чай с шанешками и пирогами.
Но наличие олених упряжек, легких нарт и хантов в традиционных одеждах, сразу добавляют празднику свою специфику и колорит.
Поселок Казым стоит на берегу довольно крупной реки, которая называется так же Казым. На реке и разворачивается основное действо - соревнования погонщиков в разных видах заездов (они там сидя гоняют, стоя, на нарах, на кожаных санях). На другом берегу реки музей под открытым небом, где в одной из избушек женщины-ханты показывают мастер-класс по изготовлению пим (бурок). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (они их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолчонных оленьих сухожилий). Правда пимы дорогие - пара стоит штук 10 р. На фото женщина готовит арнамент для бурок (а может для шубы, шубы они тоже делают из оленьей шкуры, называется сах).
Выделка шкур.
Фераль - месяц твердого наста, как говорят ханты, в это время оленей на выпас не гонят, потому что наст травмирует копыта. Копыта у оленей не такие, как у лошади, они шире и между ороговевшими "пальцами" чувствительные меховые подушки. Самое время устроить праздник и соревнования.
К тому же в феврале у оленей линька. Шерсть отваливается, ломаются рога. Смотреть на окровавленные головы неприятно, но похоже самих оленей это не сильно беспокоит.
В национальной одежде у казымских хантов ходят все, начиная с детей. Даже годовалые малыши, и те одеты в сахи и бурки. Но и современный материал ханты использовать не гнушаются, вот на парнишке накидка камуфляжная, да и фенечка с ценником - видно тамгами мать неподалеку торгует:)
Пока оленеводы готовятся к соревнованиям, народу демонстрируется образец хантыйсткого творчества. Творчество это символично и где-то даже примитивно, но соприкасаясь с ним, не испытываешь дискомфорта, наоборот - какое-то внутренее соучастие, естественность.
Думаю, надо сделать небольшой экскурс в историю, а то я и сам не совсем понял, что написал. Музыкальные инструменты обские угры (это ханты и манси) знали уже тысячи лет назад, в том числе и струнные. Сочиняли они притчи и балады, тексты которых описывали отношения между людьми, между людьми и богами-духами, и носили назидательный характер. Есть и героические эпосы, тоже с тональностью поучения. Теперь же творчество хантов осовременилось, отчасти орусело, но дух того древнего вида исскуства остался. Вот это шоу на фото внизу, тут сразу и танец, и песня (поют по-очереди женщина в сине-красном и женщина в черном), и маленький театр (те же женщины играют сценку, насколько я понял - какие-то разногласия между мужем и женой, я хантейского не знаю, если что). В общем, я смотрел представление с любопытством и удовольствием. Когда следом вышла русская женщина петь русскую песню, мне стало скучно, хотя пела она хорошо :)
Народа было много, толком сфоторгафировать не удалось. Вообще, меня приятно удивило, что на праздник пришло много молодежи.
Все экспонаты казымского музея под открытым небоя я показать не смогу, но вот лодку-долбенку, думаю, показать стоит. Эта лодка называется обласк. Ее делают из единого осинового бревна. Работа долгая и кропотливая. Зато обласк получается легкий, бестрый и маневренный.
Начались соревнования. Много времени между заездами проходило, поэтому для ротозеев вроде меня, состязания текли скучновато, да и мороз был -17 - долго на одном месте не постоишь. Но когда мимо пролетает погонщик на нартах в упряжке - захватывает. Вообще, я быстро понял, что управлять оленями - дело сложное. Нарты - сани легкие, там же только деревянный каркас. Олени пугливы, могут на полном бегу сбиться, спутать упряж, споткнуться - и готово, погонщик улетел в сугроб и нарты кубарем летят следом. Я такое на соревнованиях видел несколько раз. Олени, кстати, не могут бежать долго, да и по скорости лошадь их сделает легко, галопом олени вообще бегать не умеют, только алюром. Но олень способен тащить нарты сутками в сильный мороз, когда лошадь окалеет уже после десятка верст. Кстати, мои соображения позже подтвердил хант, выигравший 1 место в этих соревнованиях (мне с ним удалось поговорить). Он сказал, что управлять оленями ханты начинают учиться с раннего детства.
Ханты - народ доброжелательный, улыбчивый, приветливый и молчаливый. Если спрашивать - отвечают, но коротко, все вытягивать приходится. В общем, чувствуется эдакая настороженность к чужакам. И вот еще что: ханты - низкорослый народ. 160 см росту - предел.
Еще один образец хантейского творчества. Что-то вроде ряженных. Вот такие актеры караулили нас в лесу и разыгрывали небольшие сценки.
Пришло время рассказать о хантейской кухне. Нашу экскурсию кормили 2 раза (кормежка входила в цену билета). Трапеза осуществлялась в двух больших чумах, правда крытых не оленьими шкурами, а брезентом. Там было тепло и стояли низкие столики и лавки. На завтрак нам подали уху, пироги с рыбой, олади и чай. В ухе кроме рыбы (окунь и еще что-то, но не стерлядь), не было ничего - ни картошки, ни крупы, только соль, лавровый лист и перец. На самом деле это и есть настоящая уха, с картошкой или крупой - то уже рыбный суп. Уха была замечательной. Я выпил три кружки в прикуску с пирогами (бульон подают отдельно, отваренную рыку из ухи достают и выкладывают на блюда).
Обед оказался намного разнообразнее и сытнее. На горячее был бульон из оленины, тоже без картошки или крупы, и никакой зажарки. Бульон, как и уха, был сварен только с лаврушкой и солью. Но ничего больше и не требовалось - бульон и отварная оленина оказались божественны (и мне не стыдно за пафас этого слова :)). Дальше, на столе имелись три тарелки с свежемороженой ягодой: морошка, брусника и черника, салат из отварной щуки (очень вкусный), малосольный муксун (для тех, кто не в курсе: не бывает малосольней рыбы вкуснее, чем муксун), струганину из сырой мороженной оленины, и заливное (вроде холодца) опять же из оленины, к чаю подавали ватрушки. Большую часть блюд вы можете видеть на фото внизу.
Как видите, хантейская кухня изысканностью не грешит, но она очень вкусная, да и в условиях тамошнего климата - единтсвенно верная. Ни крупы, ни хлеб в этих землях не родят, и до появления русских, о них слыхом не слыхивали, зато ягод, грибов и рыбы всегда было в изобилии. Пару слов насчет струганины. Замороженная сырая оленина - первый кусочек все брали с опаской. В самом деле - как можно есть сырое мясо? Оказалось очень просто, оленина очень нежная, это вам не говядина и даже не свинина. Взял кусочек, посолил-поперчил и в рот. Не скажу, что безмерно вкусно, отваренная намного вкуснее, но такая себе вполне нормальная еда. К тому же под 50 грамм, как закуска - самое то.
Олени удивительные животные. Я не мог ними налюбоваться. Северный олень, кстати, небольшой, размером с годовалого теленка примерно. Они спокойны, молчаливы (я так и не услышал, чтобы хоть одно животное произнесло какой-то звук), пугливы, потому что к большому количеству людей и людскому гаму не приучены. Стоят там, где их погонщик оставил часами и не шевелятся.
Есть в Казыме и русская православная церковь. Деревянная, в традиции русского деревянного зодчества. Вообще, Казым - довольно аккуратный поселок, на глаз приятный. Хлама-мусора нет, избы и дома как правило деревянные, но дворы ухоженные, все чистенько, аккуратненько.
В завершении прокатился на оленьей упряжке:)
А провожал нас вот такой закат:
Фотограф из меня никакой, так что я в двух режимах сфоткал, и даже не знаю, какой снимок лучше.
Рассказывать можно много еще о прзднике оленеводов, но и так получилось много. Так что на этом заканчиваю. На следующий год ехжайте в Казым на праздник оленеводов, уверен, вам понравится.