Зашла я в церковь тихо-тихо, осторожно дверь за собой прикрыла. Окно открыто и белая занавеска из него выбивается ветром наружу в зеленое лето.Церковь небольшая, даже я бы сказала маленькая совсем. А народа - яблоку некуда упасть, столько людей внутри. И солнце яркое из окон, все как бы рукой своей золотой поглаживает нежно и иконы поглаживает и детишек и отца Сергея, конечно, как такого не заметить. Отец Сергий священник рослый - богатырь настоящий, борода лопатой, глаза строгие голубые, в праздничном одеянии.
Впервые про отца Сергия мы еще в Сухом услышали от Димы.
Дима родился в Сухом и вырос и дорос до 22 лет. Дима рассказал нам, что к ним отец Сергий приезжал: "Борода у него до пояса, ростом под два метра, а может даже и больше, в рясе черной. Приехал на велике, прикиньте? Так знаете, он еще и зимой в одной рясе ходит, здоровый мужик."
Часть, где отец Сергий рассказывает о удаче, не лотерейного характера.
Как служба закончилась, отец Сергий откашлялся и речь завел своим голосом
богатырским, тихо стало в церкви - все слушают внимательно, бабульки, так вообще дышать перестали:
- Повезло, Вам, сумляне, что село Ваше своего святого имеет. Значит заступник есть у Вас. На весь беломорский берег всего два святых и есть Елисей Сумский и Варлаам Керетский.Конечно, действие благодати святого заметно не сразу. Это ни как в лотерею выиграть машину, скажем, "Москвич" или лучше "Пежо" - посовременнее.
Прихожане заулыбались. Легкая атмосфера в церкви воцарилась праздничная и радостная.
Мужчины немного пообсуждали марки автомобилей, сошлись, что Пежо, конечно, лучше, но где же на него запчастей достать. Жигули ближе. Как все поутихли, отец Сергий продолжил:
-Это ни как в лотерею, значит, выиграть. Это крепость духовная. Подвиг Елисея был небольшим трудился он много верил крепко, перед смертью не роптал, несмотря на немощь телесную подбадривал своих братьев Даниила и Савватия.Видел Зосиму Соловецкого, молился в шторм, шторм на Белом море - это страшная штука.
Веру нужно своим примером показывать, не на словах, на деле. Вот и церковь у нас строится в память Елисея, уже третье лето на исходе. Дел, конечно, много еще
осталось, да Вы и сами знаете, но самое главное уже сделали. Трудимся, во Славу Божию.
Опять приход оживился, стали обсуждать. Что три лета уже, как строится, что в первый год фундамент заложили, а во второй сруб поставили, а сейчас крышу доделали и отделочные работы уже пошли.
Тут в церкви замечаю я Любовь Сергеевну Зайцеву, мы с ней в краеведческом музее в Беломорске познакомились. Муж Любови Сергеевны, приехал в Беломорск церковь новую расписывать. И в Сумпасаде церковь тоже он будет писать, уже и эскизы готовы в мастерской.Муж Любови тоже Сергей, одет по городскому: светлые джинсы, джинсовая жилетка,рубашка в клетку взгляд сильный, сразу из толпы выделяет, притягивает.
Опять отец Сергий подождал, как схлынет волна всеобщего оживления, снисходительно, как воспитатель в детском саду и продолжил:
- Хорошо, что мужчины в церкви есть, детей много - приятно посмотреть. Ты, Коля,
крест бери, он тяжелый.
Часть в которой рассказывается о Сергее местном меценате и количестве батюшек на душу населения в беломорском районе
После крестного хода все достаточно быстро расходятся. Немного в стороне от церкви,но с хорошим на нее обзором у старого амбара, где трудят двери рабочие,
остались отец Сергей, женщина председатель управления и Сергей во дворе дома
которого мы поставили вчера свою палатку.
Сергей уже в годах, но очень активен и в доме у него все ладно и на работе и здесь за рабочими приглядывает.Жена у Сергея хозяюшка - печет сейчас пироги с морошкой, с малиной и с рыбой для гостей. Ткаченко Сергей - предприниматель, держит магазины автозапчастей и автомастерские здесь и в Беломорске.Новая церковь в Беломорске во многом строилась и на его пожертвования, три года назад и в родном селе решили церковь поставить.
- Приход есть. Есть приход, - говорит Сергей, - бабки едут и с Колежмы и с Вирмы и с Лапино и с Хвойного, словом, со всех окрестных деревень.В Колежме вот до сих пор клуб в здании церкви. Строим церковь на месте подворья Соловецкого монастыря, на месте двора постоялого, от сюда раньше паломники на Соловки уезжали.
- А почему не на старом месте, где раньше церковь была?, - интересуюсь я.
- На месте старой церкви магазины стоят, землю дорого было выкупать.Церковь полностью на пожертвования строится, а с пожертвований сильно не разгуляешься., - отвечает Сергей.
На том месте, где сейчас церковь строится раньше был двухэтажный дом со стодвадцатью комнатами. Приходили монахи со всей Руси, ночевали в том доме, а потом садились на карбасы, ехали на взморье. Там молебен в часовне на правом берегу служили, а потом суда их уже на Соловки забирали.
- Молодцы какие, традиции чтите. Решились и всем селом церковь поставили. Вон какая красавица получилась., - говорю я.
- Не так все радужно. Поморов в селе почти не осталось, традиции утрачены, лодки уже никто не строит. В Сумпасаде рыбзавод, железная дорога, в общем, постаралась советская власть, самобытности поморской не осталось.
- А как с батюшкой. Отец Сергий не будет же к Вам каждый день ездить?
- Вот с батюшкой у нас проблема. Всем проблемам проблема. На весь Беломорский район всего два батюшки.Как бы нам батюшку найти, да никто ведь не поедет, в глушь, в Саратов.
Подвиг Елисея Сумского для тех, кто задался этим вопросом. В качестве бонуса - малое путешествие мощей Елисея.
Какой же подвиг совершил преподобный Елисей Сумский? Вот жил-жил человек, служил
Господу,работал непокладая рук и "подвигов ратных с знаменами сияющими" и не
совершал. Пока не поехал Елисей однажды с Совватием и Даниилом, по благословению
игумена Соловецкого монастыря, рыбу ловить на реку Выг у порога Золотец.Тут в самый разгар рыбной ловли и говорит брат Даниил, не будь он другом Елисею: «Почто брате Елисее всуе труждаешися, уже ловля твоя минула. Не имаши рыб ливити, се бо ти смерть приближися». Конечно, Елисей стар уже был, но кому не страшно умирать, тем более, что хотел перед смертью Елисей принять постриг в великую схиму.
Ближайший священник был в Сумпасаде в Соловецком подворье.
И поехали они. Тут буря страшная на море началась. Елисей занимог совсем телом, но духом был крепок. Успокаивал братьев своих Савватия и Даниила и молился заступнику Зосиме. В общем промытарившись порядком, добрались братья все промокшие и продрогшие до Сумпасада. А тут и обнаружили, что умер Елисей. Стали братия Бога молить еще жизни Елисею даровать. Бог смилостивился и ожил Елисей, снесли его в келью,игумен совершил постриг и причастил, на том Елисей прославив Бога и мирно упокоился.
Вроде бы на этом и сказочки конец, да не тут-то было.
Закончилась история человека и началась история его тела.
1. Тело было погребено в Сумском погосте.
2.В 1688 и 1710 годах исследовали мощи Елисея
3. Стали происходить чудеса исцеления у алтаря Никольского храма, где были захоронены мощи.
4. могилу опять вскрыли и причислили Елисея к лику святых
5.в 1929 году советская власть уже вскрыла мощи Елисея и передала их в Краеведческий музей г. Петрозаводска, как экспонат, где они находились около 70 лет в подвальном помещении в "пыли забвения".
6. в 1990 году мощи опять были вскрыты Русской Православной Церковью. Мощи,
распространяли благоухание, тогда их освидетельствовали и перенесли в
Крестовоздвиженский собор в Петрозаводске, где они покоятся и по сей день.
Долго ли они будут еще покоится и когда их снова "перенесут, освидетельствуют или
поместят в музей" на эти вопросы ответит история. Только она старушка.
В гостях у Сергея, пирожки за гранью приличия.
Вернулись к Сергею, а у него уже пироги готовы, запах с сеней слышно. В большой комнате печь свежебеленая, стол накрыт, на печи и на полках много утвари старинной, как в музее.Как мы не удерживались поменьше съесть, но куда уж, когда такая вкусната тут уже не до приличий.
На полу играет еще один Сергей, внук Сергея, во дворе дома, которого мы поставили палатку и в комнате которого мы сейчас с таким неземным удовольствием уплетаем пирожки, которые приготовила его супруга.
Супруга Сергея с внуком сегодня тоже была на службе. Маленький Сергей, не плакал,не пищал, слушал внимательно что-то, вел себя, как взрослый, вот только крест не дали понести. Но вырастим!