На месте бывшего Даниловского монастыря течет источник питьевой воды. Я попробовал ее, но пить не хотелось. А хотелось представить, что же здесь было во времена расцвета.
Вот что написано об этом в книге Н. Я. Озерковский. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому:
«Даниловский монастырь, лежащий на реке Выг, прибежище сузиомских старообрядцев.
Получил свое название от некоторого дьячка Шунского погоста Данилы Вакулина, который вместе с бежавшими во время осады Соловецкого монастыря монахами в 1695 году поселился в сем месте и построил мужской монастырь. После его смерти в 1707 году выбран настоятелем Андрей Денисов, который собрал старинные книги, в защищение староверства служащие, и построил в 1709 году девичий монастырь».
В результате внутри монастыря - кожевенный завод, медеплавильная фабрика, больница, богадельня, гостиница, часовни, трапезные (теплые).
«Зимой на питье скоту греют воду в большом медном котле, который в кухне закладен и в который впускают оную насосом по желобу, а из котла выпускают трубою».
В той же книге объясняется и то, где был такой «Шунский погост, который лежит на Путкозере, с расстоянием не большим чем за версту от Онежского озера».
А вот самое интересное про Данилов монастырь можно почерпнуть в других источниках.
Представьте, человека с улицы берут в монастырь, кормят, поят, учат ремеслу, потом посылают в мир, в другой город, дают подъемные средства в размере 100 рублей (большие деньги), но через несколько лет тот должен отдать монастырю 500. И отдавали, и монастырь еще более богател...
Фактически разорили монастырь царские солдаты тем, что отобрали монастырскую библиотеку. Разделили ее на две половины. Одну половину отправили на Соловки, другую - в Каргополь. После этого местный народ понял, что защиты нет, и место постепенно захирело еще ранее, чем случился октябрьский переворот 1917 года.
Еще посетил курорт Марциальные воды:
«Последний столб к Марциальным водам показывал от Москвы 949 верст…
вода напиталась от купоростной земли и железной руды, которая под землей в разном углублении попадается гнездами. Происхождение ее можно приписать колчедонистому сланцу, который во всей оной стране в изобилии находится».
А ранее водопад Кивач на реке Суне - «непорядочный утес поперек реки, с третьего уступка уже».
А позднее - старообрядческую деревню Тихвин Бор (жилую) и две брошенных старообрядческих деревни на Выге. Но про них подходящих цитат в книге не нашлось. А фотографию кладбищенской часовни бывшего Березовского скита Выгорецкой старообрядческой обители я
публиковал в сообществе 31 августа.