Отыграли в воскресенье квест Драконы 2 для младших.
Все прошло отлично. Старшие в роли экспертов были неотразимы, а младшие очень добросовестно выполняли все задания и очень ответственно охотились на дракона!
[Spoiler (click to open)]Было много смешных моментов, у детей всегда полно идей и фантазий : например, если поцеловать дракона , он превратится в лягушку , или откуда берётся мертвая вода - с завода ( намек на пожар на хим заводе в Руане).
Мы впервые устраивали такое занятие, где старшие дети помогали проводить квест. Лично мне было волнительно , так как старшие готовились почти самостоятельно ( я попросила их заготовить магические метки и придумать задания ) и заранее не было известно, что из всего этого получится. Спасибо мамам за поддержку и помощь старшим.
Расскажу кратко как все проходило .
Пока старшие готовились к роли экспертов, мы с младшими беседовали о драконах и проводили расследование в драконьем замке : * Tак как нашей целью был поход к драконам, нам нужно было узнать о них как можно больше. ( В прошлом году я слушала книгу Марины Аромштам " Kогда отдыхают ангелы", тогда мне очень понравилась идея похода на дракона, описанная там, и я подумала , что интересно было бы сделать нечто подобное. Потому вы позже узнаете и драков и волшебное покрывало :))
Пришла пора обратиться к экспертам, помните они уже раз встречались с драконом и победили его в нашем сентябрьском квесте? Мы договорились с одной мамой, что я ей позвоню с вопросом : Эксперты готовы? Видели бы вы какое впечатление произвёл на младших этот звонок другу ! Я поставила телефон на громкоговоритель, они все склонились к телефону и в буквальном смысле слова замерли !
Эксперты были на высоте! После короткой презентации каждого из них , они разошлись по своим станциям, а мы с младшими стали раскручивать колесо Фортуны с вопросами о драконах. Ответив на вопрос, младшие по очереди отправлялись к одному из экспертов на выполнение задания, за которое получали магические метки. « На приёме » у одного эксперта было за один раз 1-2 « стажёра ».
Когда метки были собраны , мы приступили к рисованию обережных поясов, ведь дорога к дракону полна опасностей .
Дракона мы решили не убивать , а превратить в доброго. Слушайте внимательно , может кому -то и пригодится для перевоспитания :). Сначала мы приготовили метательное оружие с зубами ведьмы. Затем сварили волшебное зелье, смешав живую и мертвую воду (в отвар краснокочанной капусты вливали лимонный сок, и мертвая вода из темно-синей превращалась в ярко розовую, очень зрелищно). * Закончив приготовления, мы вышли на драконью тропу . Помните здесь нас поджидали опасности? Не сразу , правда, замешкались :) ( наши старшие сменили роль экспертов на роль драков и дракона, переодевались :) ) Но как мы и ожидали, на наших смельчаков ( хотя я их и страшно запугивала , как только мы отправились в путь) напали драки, жуткие существа. Напали очень натурально, пытаясь сорвать обережные пояса. Но они не знали, что у нас было волшебное покрывало, спрятавшись под которым нас было не видно!
В итоге нам все же удалость пробиться к логову дракона. Почуяв непрошенных гостей, дракон рассвирепел. И тут мы пустили в ход наше метательное орудие с ведьмиными зубами! Пять метких попаданий и дракон падает парализованный.
А теперь зелье . Опускаем руку дракона в зелье, и ждём когда распустятся цветы, это будет означать , что дракон стал добрым.
Здесь было тихо, все ждали и смотрели. И казалось, что действительно именно так все и должно быть...
Сейчас уже почти все перешли в ФБ, потому отчет появился там раньше , а так жэ и комментарии к нему. Но мне удобнее здесь , для истории.
А теперь я расскажу то , что было за кулисами и как вообще проходила подготовка.
Если помните, то вначале наши занятия-квесты мы готовили и проводили с другими родителями, а потом я начала делать все сама. И если помните, то у нас ситуация такова, что русского общения очень мало, а детей , говорящих по-русски ещё меньше и все они живут на значительном расстоянии. Потому когда нам удается собираться , раз 5-6 в год на мероприятия или квесты, одна из целей - получить максимальную пользу при ограниченных возможностях. Оптимизация занятий . Я уже пыталась оптимизировать возможности ещё пару лет назад, тогда мне хотелось, чтобы дети учавствовали в наших квестах, не только выполняя задания взрослых, но и чтобы сами их проводили. И были попытки более-менее удачные. Но потом я оставила эту затею.
Этой весной я узнала, что в наших занятиях хотят поучаствовать дети помладше (6-7 лет), но объединить их со старшими на квесты было сложно, слишком большая разница в возрасте и , главное, в языке, у младших язык не выше среднего, у старших от уверенного до родного. Тогда я подумала, что можно попробовать сделать для младших отдельные занятия , но с помощью старших, и мы провели с сыном такой квест для малышей по Египту . Я тогда писала какие положительные моменты для языка я в этом вижу как для страших, так и для младших детей, причем разница в уровне языка в таком случае уже не играет большой роли.
Потому на нашем сентябрьском квесте со старшими, им было предложено поучаствовать в квесте для младших. Идея была принята с энтузиазмом . Оставалось, только придумать как все это реализовать.
Я исходила из следующих соображений :
1. Дети все активные, но в то же время все разные, плюс живём мы все далеко друг от друга и возможности репетировать или консультировать лично очень ограничены. Исходя из моего небольшого опыта , я знаю, что активные дети не всегда могут ладить между собой, если их заранее на это не настроить и не провести репетицию ; значит нужно, чтобы у каждого была своя зона действия , не пересекающаяся с другими и , главное, не противоречащая. Плюс принцин все равны. 2. Надо было спланировать так , чтобы все дети в каждый отдельный момент были чем-то заняты, иначе может начаться разброд и шатание в массах. Я могла занять одновременно всех младших, и расчитывала на интерес и самостоятельность старших. Но и их самостоятельностью нельзя злоупотреблять. 3. Большинство детей 10-ти лет (это наши старшие), любят возиться с малышами, более того если им поручить какое-то дело и сделать так, чтобы они почувствовали себя ответственными, они именно так себя и поведут. При этом им должны быть даны четкие и понятные инструкции, в пределах их возможностей. 4. Я могла рассчитывать на поддержку мам, но опять-таки в пределах разумного.
И тогда появился вот такой сценарий, где у каждого есть своя роль, свое место, где нет конфликта интересов, где дети могут проявить свою изобретательность и фантазию, где старшие не будут скучать, потому что младшие ещё не справились с заданием, а младшие не будут себя чувствовать не у дел, потому что они не так быстро могут сообразить и не хватает языка.
Теперь к делу.
Шаг первый. Сценарий. Вот объявление-сценарий из группы кружка для родителей:
Драконы - 2. На этот раз старшие будут помогать в проведении занятия. Старшие будут выступать в роли ЭКСПЕРТОВ, что логично, они ведь уже встречались с драконом и даже победили его. Такое занятие мы будем проводить впервые, и если все получится, стучу по дереву, будем продолжать в том же духе. Организации много, потому не взыщите, если что-то не так .
Как все будет происходить: 1. Сьезжаемся в 14.00. Краткий брифинг для старших - 15 мин, потому младшие могут подьехать в 14.15. Если младшие приедут вместе со старшими, я попрошу родителей их занять, чтобы они не слышали, о чем мы будем говорить со старшими. Добавим немного секретности для суспенсу . 2. 14.15 - cобираю младших на 10 минут и делаю вступление, старшие в это время готовятся. 3. Затем вызываем ЭКСПЕРТОВ (помпезно), каждый из них делает короткую презентацию (2 мин) о том , в какой драконьей области он является экспертом. Дальше ЭКСПЕРТЫ расходятся по своим местам (станциям). 4. Младшие со мной раскручивают колесо фортуны, дети должны будут ответить на вопросы о драконах, вопросы простые, например, умеют ли драконы летать, сколько голов у змея горыныча и так далее. Ответив на вопрос, каждый ребенок получает жетон, с которым направляется к одному из экспертов для выполнения задания. (Таким образом у эксперттом будет 10 мин на то, чтобы устроиться на станции, пока мы крутим колесо, и дождаться младших). К каждому эксперту будет приходить по 1-2 ребенка одновременно, эксперт делает с ними задание и вручает им метку с магическим знаком. Задания и метки эксперты заготавливают заранее (ориентировочно по 1-2 заданию, так как его можно повторить со всеми детьми, и по 3-4 метки). По мере получения меток, младшие возвращаются ко мне, мы снова раскручиваем колесо , отвечаем на вопросы и они идут к другому эксперту на задание. 5. Метки с магическими знаками собраны. Начинаем готовиться к походу на дракона. Используя магические метки, делаем обережные пояса по три на человека - рисуем. Плюс волшебные палочки (или зелье). Старшие в это время нам помогают а затем переодеваются на драков. Пояса готовы - отправляемся на поиски дракона. Убивать мы его не будем, жалко, живой ведь, а расколдуем и превратим из злого в доброго. 6. По пути на нас будут нападать драки, это такие вредные существа (в реальности переодетые старшие - это их вторая роль). Они будут незаметно подкрадываться и пытаться сорвать обережные пояса. Но у нас будет волшебное пoкрывало, спрятавшись под которым, нас не видно. 7. Добравшись до дракона , расколдовываем его, волшебными палочками или зельем (пока в разработке). 8. Потом празднуем победу (полдник)!
Заранее подготовить: Для младших: взять с собой пояс по одмому на каждого, можно одеться в рыцарей и принцесс по желанию. Для старших: 1. придумать в какой области они эксперты, можно придумать костюм 2. придумать по 1-2 заданию для младших (обсудим заранее или я могу прислать готовые) 3. нарисовать 3-4 метки: кружок из бумаги диаметром 5 см, на нем магический знак, например крест или сердце (не сложный, младшим нужно будет его срисовать) 4. подумать и принести с собой во что переодеться на роль драков: например, накидка, черная майка, полосы гримма на лице, маска или что-то в том же духе.
Сценарий можно прочитать старшим и даже нужно, мы с ними еще и все обсудим, а вот от младших прошу все держать в секрете, пусть будет сюрпризом.
Шаг второй. Подготовка. К одной из наших старших девочек мы подьехали в одно из воскресений с сыном - обсудили сценарий, уточнили детали. Дальше они готовились самостоятельно. С остальными (еще 3 детей из 2-х семей) предполагалась всреча по скайпу. Но не получилось. B итоге мы созвонились с одной из мам и обсудили с девочками по телефону. Другая мама меня предупредила, что они не смогут учавствовать по серьезным проичинам.
Шаг третий. Проведение. Комментарии по некоторым пунктам сценария. 1Краткий брифинг для старших - 15 мин : брифинг получился краткий и плодотворный, мы отрепетировали отдельные моменты, прошлись по маршруту, я проговорила ключевые фразы, по которым старшие могли ориентироваться и понимать, что делать дальше. Обьяснила как вести себя с младшими, если у них не получается выполнить задание. 4Колесо фортуны и задания экспертов. Все инструкции старшими были четко соблюдены. Я сидeла к их станциям спиной и была занята младшими, потому не видела , что там происходило, но время от времени до меня долетали фразы: Вот смотри, это надо сделать так, а вот здесь вот так ... Молодец... Давай я тебе помогу… 5 Обережные пояса, зелье и ведьмины зубы. Старшие также были с нами, продолжали в том же духе, помогали, подавали фломастеры, завязывали пояса. Им явно понравилась роль инструкторов. 6Драки, дракон и покрывало. Во время брифинга проговорили и этот момент : обережные пояса все не срывать, чтобы не было расстройства, главное пугать. Очень забавно получилось , когда звучала команда : Всем под покрывало ! дети сбегались очень серьёзно и быстро, и очень серьёзно молчали под покрывалом, как мыши, а драки хорошо претворялись, что не видят детей, даже нюхали воздух. С драконом мы заранее порепетировали его появление, свирепство, паралич и оживление.
В целом то , на что я расчитывала: воображение младших и ответственность старших, оправдалoсь. Такие слаженные мероприятия у нас с мамами получались лишь после года совместных мероприятий .
После квеста я поговорила с мамами старших, мне нужно было yзнать их мнение о подготовке и насколько это их обязывало. У них заняло на все не более 2 часов у каждой (повторю дети активные и креативные) , но обе согласились, что детей , надо все же контрoлировать и подталкивать, у нас с сыном было также.