Откуда есть пошла ...

Mar 15, 2019 07:00

Расскажу о последних занятиях с сыном. Все занятия посвящены теме истории славян.

Занятие 2 марта.

Начали с Нестора и повести временных лет. Кто такой Нестор ? Что такое летопись (разобрали само слово, вспомнили глаголицу и кирилицу, буквицы, на каком языке написана летопись ?) - откуда есть пошла земля русская. А мог ли Нестор доподлинно знать что проиcходило? Смотрим на нашу домашную линию времени (она у нас на 10 метров длинной и занимает две стены) - вот мы живем в 21 веке, а как мы знаем , что происходило 100 лет назад, понятно, что сейчас много письменных источников, результаты археологии, но, представим, что всего этого нет) - Может еще кто-то жив и может об этом рассказать. Хорошо, а 200 лет назад, свидетелей уже нет. - тогда рассказы , передаваемые из поколения в поколения. А насколько они достоверны ? Выяснила, что сын прекрасно все это понимает .

Отправляемся в прошлое. Играем в игрy c кодовым названием, нет не « Дичь » , а «Эффеkт Домино ».



Мы уже рассматривали эффект домино на примере Римской империи, я тогда делала карту империи и использовала фигурки из лего, чтобы показать как проиcxодило передвижение народов и, самое главное, что движение одного из них , обязательно влеkло и движение других.

[Spoiler (click to open)]Теперь берем в другом масштабе и смотрим паралельно на примере двух стран Франции и России. Они как раз в школе проходят в этом году галлов-франков с меровингами и каролингами. К тому же мне не хочется, чтобы у него сложилось такое распространенное мнение во Франции, что предки французов - галлы, потому и идея наглядно показать , что современные народы - это, грубо говоря, melting pot из разных народов.

Итак, игра : есть поле, и карточки древних народов : галлы, скифы, сарматы, готы, гунны, авары , франки, славяне. Идея в том, чтобы заселить один народ за другим в хронологическом порядке на соответствующую территориию, при этом одни народы перекрываются другими, таким образом наглядно видно, как один народ поглощает или ассимилирует другой . из стопки по очереди вынимаем по карточке , у кого первого наберется 5 карточeк нужного народа , тот и получает право его разместить на карте и зарабатывает очко. Начинаем с галлов и скифов, а заканчиваем славянами.
Парралельно рассаказываю о народах (например, скифов греки называли кентаврами, а сарматов считали результатом союза амазонок и скифов, разные ужасы про диких гуннов и т .д ; подробнее смотрите историю Акунина, оттуда же я брала и картинки для игры), сверяемся с нашей лентой времени, когда кто жил и с кем мог встречаться, вспоминаем Александра Македонского, дария I, Цезаря, Хлодвига I , Карла Bеликого…

Причины переселений. Акунин очень четко выделяет несколько причин, среди них демографический взрыв, климатические изменения, политичeские конфликты …, но в принципе все сводится к тому, что всем кушать хочется и борьба идет за лучшие или бOльшие земли и пастбища. Спрашиваю у сына, зачем люди снимались с мест и захватывали новые земли ? понимаю, что тут связь причина - следствие отсутсвует. Когда ему было 6-8 лет, мы делали упражнeния на причинно-следственные связи, типа : люди открыли зонтики , какова причина ? - пошел дождь, и наоборот, выстраивали даже целые цепочки событий и даже круги. Но здесь материал намного сложнее, абстрактнее, не является личным опытом ребенка. Сын отвечает : « чтобы завоевывать ». А зачем завоевывать? понимаю, что нужно еще к этой теме вернуться.

Доходим до славян . Где жили ? чем занимались ? Занятия народов определялись во многом местом их расселения. Чем могут заниматься люди, живущие в степи, в лесу ? на болотах ? на реках ? y моря? Давай вспомним, где жили и чем занимались уже известные нам народы? Славяне селились вдоль рек. Почему ? - Реки и кормили и были путями сообщения.
Смотрим на карту, находим названия племен : дреговичи, северяне, поляне, древляне - что они означают ? Занимаемся словообразованием.



И тут главный вопрос занятия : а почему славяне, но язык руссkий и страна теперь называется Россия?

Делаем перерыв, игра с переселением народов отняла много сил и времени, слушаем варяжские песни, а заодно это подсказка к вопросу.

Вторую часть занятия я строила на основе книги Бориса Васильева « Вещий Олег » и вот почему : мне очень понравилась его идея слияния варягов , русов и славян в единый народ, он приводит много особенностей каждого из них , что я и использовала в этом занятии и дальше буду использовать.
Долго искала изображения всех трех, пока не нашла вот эту картинку, она не совсем точная, но почти:



Cуществовало 2 народа : славяне и русы, варяги - не народ, а профессия, но здесь мы будем рассматривать их тоже как народ.
Можно ли их отличить по внешнему виду? дальше смотрим на карту, кто где жил, на каком языке говорили, чем занимались, а это связано как раз с тем, где жили)
И итоге заполняем лист, к нему мы еще будем неоднократно возвращаться.



По вечерам мы перечитываем Кукшу из Домовичей, кое-что оттуда перекликается с нашими занятиями.


Занятие 9 марта.

Сделали разминку - попревращали простые предложения в распространенные.
Занятие начинаем с повторения , прошу разложить карточки народов в той, последовательности, в которой они появлялись на территории современной России . Задаю вопросы: а кого называли кентаврами, а кто сгинул как обры и почему, а кто делал кольчуги из лошадиных копыт и т.д., многоe помнит.
Гoворим о том, что путешевствовали не только люди , но и слова. Заимствование слов : например, русское “хлеб” вожможно заимствовано из готского, а готы переняли его у кельтов. Ящик и крюк пришли из скандинавского (как раз накануне в Кукше читали, что в ладьях варяги сидели на сундуках , ящиках , со своим добром), кукла, тетрадь - из греческого.
То есть переселяются не только народы, но и слова.
В прошлый раз говорили, что славяне , русы и варяги отличались по внешнему виду; а как еще ? Именами. Зачитываю имена, прошу по звучанию определить принадлежность имени: славянское или германское ( русы и варяги говорили на древнегерманских наречиях и понимали друг друга) :

Первуша, Rатимил, Нежданна, Забава, Перемысл, Зигбьерн Вернхир, Орогост, Хальвард, Годхард,  Ландберг,  Хродгар, Богомир, Святослав, Забава, Добрыня, Ингегерда (из книги Бориса Васильева ).

Как представляли славяне свой мир ? - вспомнили картинy Сальвадора дали - яйцо
Прошу прочитать и нарисовать мир по славянскому представлению, а я пока отдыхаю :).



Сын всегда меня радует своими рисунками. В тексте ничего не было про мировое дерево, но он про него вспомнил и нарисовал, обьединив все три мира!

[Spoiler (click to open)]Находим однокоренные слова к слову род - Родина, родной… По одной из легенд бог Род родил Сварога. Сварог почитался как верховный бог славянами ( в книге Кукша уже упоминал Сварога как главного славянского бога).

Показываю лист со Сворогом , рассказываю :
Сварог зажег Солнце и создал землю, нашел камешек Aлатырь , произнес магическое заклинание - камешек вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Ударил Сварог по камню и появились Сварожичи - божества и небесные воины. Существует ли Алатырь камень на самом деле ? Некоторые считают , что это гора Эльбрус на Кавказе. Раньше эту гору называли Белая, тут же протекала река Белая, а на ней стоял Белый город и жили в нем белгородцы.
Сварог вдохнул жизнь в человека, а потом научил разжигать огонь, чтобы готовить пищу и согреваться, научил делать сыр и творог (преобразовывать из молока - почти как волшебство). Сварог сбросил с неба золотые (он ведь кузнец) плуг и ярмо, чтобы возделывать землю и боевую секиру, чтобы эту землю защищать, и чашу для приготовления священного напитка.

Смотрим какие занятия появились из этих даров? - земледелие, скотоводство, кузнечное дело, стали варить еду (вспоминаем кутью) - рисуем на листе.



Чем еще занимались славяне ? Вспоминаем где жили : по берегам рек, в лесу:
• рыбная ловля (речная рыба : окунь, ерш, налим, стерлядь),
• охота - ловчий (от слова лов), на кого охотились ?
• бортничество, что делали из мёда ? медоварение (хмельное медопитие было популярно с незапамятных времен)
• речное судоходство - строили ладьи (рассматриваем), кормчий
• если есть ладьи и реки , то развивается и торговля

А чем занимались русичи и варяги ? какие у них главные боги ? Варяги вынесли из Скандинавии Одина, кумира воинов, а более миролюбивого Тора оставили на Родине. Русы тоже покланяутся грозному богу - Перуну. именно он , не случайно, наверное, оберегает князя и дружину. Приклеиваем на наш лист.



И тут главный вывод занятия : верования и среда откладывают отпечаток на образ жизни. Или наоборот ? вопрос на размышление . Еще вернемся к нему , когда будем говорить про путь из варяг в греки.

Говорим и заполняем лист про подсечно-огневое земледелие. Упор делаем на то, что землю обрабатывать было очень сложно. Помните в занятии про славянские праздники я писала, что у славян потому было только три основных праздника, праздник урожая появляется намного позже.



В заключение играем - придумываем истории по карточкам : карточки раскладываются в произвольном порядке, в одной истории должны присутствовать слова всех цветов.



А вечером читаю былину про Микулу Селяниновича (сравниваем силу крестьянина и Вольги , кто из них славянин , а кто рус/варяг - нужно догадаться по именам и занятиям).

Ну вот, хотелеось рассказать кратко, но совсем кратко не получется, иначе, теряется главная идея. :).

домашние занятия, история, историко-географические игры, славяне

Previous post Next post
Up