Ситуация вокруг КумАПП возникла не вчера и даже не позавчера. На момент распада СССР и начала структурного кризиса в экономике в объединении работало двенадцать тысяч человек, то есть почти четверть населения Кумертау - небольшого города на юге Башкирии. В 90-е завод испытывал те же самые проблемы, что и всё российское машиностроение, недостаток заказов и оборотных средств, невозможность выплачивать зарплаты месяцами. За период становления «свободного рынка» закрылся машиносроительный завод «Искра», КумАПП избавлялся от «непрофильных» активов, а численность рабочих сократилась с двенадцати до трёх с половиной тысяч человек.
Почему всё стало хуже
В 2008 произошёл перевод предприятия из категории ФГУпов в ОАО с дальнейшей передачей управления холдингу ОАО «Вертолёты России». Холдинг принадлежит ОАО «ОПК „Оборонпром“», который в свою очередь входит в госкорпорацию «Ростех». Вся эта пирамида замыкается на одном человеке - генеральном директоре «Ростеха», председателе совета директоров «Оборонпрома» и старинном друге Путина ещё со времён работы в КГБ - Сергее Чемезове.
Проблема такого рода структур в РФ следующем: наши «государственники» будучи, по сути своей либералами-рыночниками ставят во главу угла прибыль и только прибыль. Это было бы нормально с точки зрения руководства частного предприятия, но для государственной компании такой подход преступен.
На заводе все эти движения высших сфер отражаются самым непосредственным образом.
Во-первых, руководство завода стали подбирать по критерию лояльности, а не по критерию компетентности.
Во-вторых, планомерное «снижение издержек» привело к сокращению «неэффективных» направлений и в итоге к уничтожению станкостроительного производства «Искра».
В-третьих, вошла в норму практика замены производства узлов импортом готовых, кроме того вместо станков, которые производились на «Искре» приобреталось зарубежное оборудование. На приобретение станков брались кредиты в валюте и за валюту же покупались готовые узлы.
И наконец, в-четвёртых, в 2013 году уже было принято решение
перевести сборку вертолёта Ка-32 в Китай, а Ка-26 на другой завод. Фактически это означает прекращение сборочного производства, и приведёт к уничтожению КумАПП, как единого предприятия.
Пока валютный курс был стабильным, а ставка по кредитам адекватной, такая схема худо-бедно работала, «неэффективных» рабочих понемногу сокращали, но стоило доллару скакнуть вверх, а ЦБ задрать ставку предприятие пошло в минус.
Недоотменённый митинг
Информация о грядущих сокращениях на заводе стала появляться с начала года. Причём находились и письменные подтверждения таким планам.
Управляющий директор завода Виктор Новиков 3-го февраля
фактически подтвердил планы по сокращению, но это было больше похоже на попытку оправдания. Цифра в семьсот человек управленцев, в число которых зачем-то включили инженерно-технический персонал, выглядит неадекватной реальности. Так или иначе, работники завода были в курсе о планах сокращений и оптимизма подобные новости ни у кого не вызывали. Довольно быстро из числа заводчан и жителей города сформировалась инициативная группа, которая решила бороться за сохранение завода.
О намерении провести митинг активисты объявили 15 февраля и почти сразу подали заявку в правительство РБ. Митинг запланировали провести в 12:00 на главной площади Кумертау. Однако руководство завода было явно не в восторге от того, что проблеме придадут публичности, и, по видимому, не без участия властей решило изобразить «многоходовочку».
План такой:
1. Профком завода (надеюсь, не надо объяснять, зачем на предприятиях существуют подконтрольные профкомы?) подаёт заявку на то же место, на весь день, только чуть раньше;
2. Активистам объявляют, что площадка занята, и митинговать можно только в русле, обозначенном профкомом;
3. За день до начала профком отзывает заявку на митинг;
4. Подать другую заявку даже на пикет по закону уже нельзя;
5. Все сидят дома.
Правда, с последним пунктом вышла заминка. Значительная часть рабочих и горожан пришли в 12:00 на площадь, всего собралось около пятисот человек. На месте они обнаружили мотивирующий плакат …
… и председателя профкома г-на Сердюка со своим уфимским коллегой г-ном Калякулиным, выполнявшим примерно ту же функцию.
Народ, однако, по домам расходиться не собирался, и профсоюзнику пришлось отдуваться за своё руководство, и отвечать на вопросы рабочих, ветеранов производства и простых горожан. В том числе, чем он занимался 25 лет на своей должности и почему начал отстаивать интересы трудящихся только после того, как трудящихся сами начали протестовать против уничтожения завода. Успокоить народ у Сердюка и Калякулинв не получилось, тем более на сходе не было руководства завода. Заявления в духе тех, что Сердюк делал в прессе, цитата:
«Директор предприятия внес проект приказа, но он был заблокирован профсоюзом», тоже никого не убедили. Очевидно, что председатель прикормленного профкома - немного не та фигура, которая способна что-то заблокировать. Так или иначе, люди понемногу стал расходиться с площади. Всего собрание граждан (если говорить юридически корректно то именно так) продлилось часа полтора.
И хотя нет уверенности, что сокращений не будет, главная цель рабочими и активистами достигнута. Митинг пусть и в форме собрания граждан заставил обратить на себя внимание властей и руководства завода и холдинга. Больше пятисот человек на площади города, всё население которого составляет 60 тысяч человек это не совсем то, что можно проигнорировать.
Click to view
Выводы
Очевидно, что ситуация далека от разрешения. Решение о сокращении никто не отменял (во всяком случае, пока), а заводчане не собираются молча смотреть, как уничтожается завод. Прошедшая акция оставила ощущение недосказанности, рассказы представителей профкома о том, что всё на самом деле хорошо, а будет ещё лучше, не убедили никого из работников, а руководство завода от общения со своими сотрудниками до последнего уклонялось.
В принципе отмена решения о переводе сборочного производства в Китай и применение неких временных компромиссных вариантов в виде неполного рабочего дня или недели смогли бы сгладить острые углы, хотя бы на время, до улучшения ситуации в экономике. Во всяком случае, это явно лучше сокращений квалифицированных специалистов, даже растянутых на длительный срок.
Но главная проблема КумАПП и всей отрасли в целом заключается в системном изъяне экономической модели госкорпораций. Эти экономические монстры, владеют громадными активами созданными порой несколькими поколениями нашего народа, но распоряжаются ими, ставя во главу угла исключительно показатели прибыли. Ситуация в Кумертау аналогична недавней проблеме отменённых пригородных электричек, когда максимизация прибыли РЖД привели к локальному социальному коллапсу.
Так и тут: с точки зрения чисто рыночного подхода оптимизация издержек перевод производства в Китай было логичным шагом (по крайне мере до кризиса), но любой завод, построенный в СССР «тащил» на себе ещё и социальную нагрузку, а в случае с такими предприятиями был основой существования города.
Но когда структура собственников представляет собой такую «матрёшку», то проблема монетарного подхода усугубляется тем, что кроме экономических показателей руководство не за что больше не отвечает. Ни «Вертолёты России» ни «Оборонпром» ни тем более «Ростех» не интересует судьба какого-то там городка. За скупыми цифрами отчётности никто не видит и не хочет видеть живых людей. Вопрос сейчас в том, смогут ли заставить люди обратить на себя внимание и считаться со своими интересами. И не менее важный вопрос сможет ли руководство «Вертолётов России» и «Ростеха» перейти от ущербной политики эксплуатации активов и минимизации издержек к политике развития отрасли. Во всяком случае экономическая ситуация в стране не оставляет много вариантов.
Константин Кузнецов