Город Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра . Крепостные стены и монастырские церкви.

May 29, 2018 01:43

Город Сергиев Посад был основной целью нашего путешествия по Тверской и Московской областям, и мы его оставили напоследок, чтоб выделить на него побольше времени в конце поездки. В первую очередь нас интересовала знаменитая Троице-Сергиева Лавра, которая считается духовным центром России, а также она была в прошлом одной из сильнейших русских крепостей. Правда, есть ли там духовность сейчас - это еще большой вопрос, но даже отвлекаясь от богословских вопросов, это место привлечет многих красотой архитектуры. Да и сам город тоже оставил весьма любопытные впечатления. И дальше будет мой очень подробный рассказ, с множеством фотографий




1.Пляж на Лесном озере

Первым делом мы поехали на городской пляж, что находится на озере Лесном. После жаркого майского дня многим хотелось отдохнуть у воды.



Тут следует сделать уточнение, чтоб жители Севера понимали: в Подмосковье почти нет ни озер, ни лесов, и Лесное озеро - дважды неправда, там рядом лишь небольшой лесопарк, на какой жители Ленинградской, Псковской или Новгородской областей даже не обратили бы внимание, а само озеро - это искусственный пруд на реке.



Вся природа, какая была в Московской области - почти полностью уничтожена. Озера тут только искусственные - это пруды и водохранилища, леса - это небольшие рощицы. Глядя на все это, понимаешь, что как бы богато ни жили москвичи, как бы ни надували щеки - но они очень несчастные, потому что выехать на природу для них - задача нереальная, а то, что они считают природой - таковой не очень является. Зато красивые пейзажи все равно есть.



Засчет этих пейзажей - Сергиев Посад намного привлекательнее, чем другие города Московской области.



Лесное озеро - по меркам Северо-Запада довольно мутноватое, как и все водоемы Подмосковья. Но местные купаются, значит будем и мы - не выпендриваться же, сидя на берегу.



Пошли купаться.



Пляж немного расстроил - это было единственное место в тот день, где мы вообще видели мусор. До этого Московская область производила впечатление более чистой, чем наша Ленинградская , а тут иллюзии слегка рассеялись. Но все равно, обстановка тут была в целом нормальная. Пьяные не кидали бутылки, вели себя скромно, у нас с этим хуже. Еще здесь висело объявление, что пляж обработан от клещей.



Вода была достаточно теплой для начала мая, хотя в Ленинградской области, как мы убедились через пару дней, она была теплее. Но чем прохладнее, тем лучше снимается усталость. В любом случае, ноги не сводило!



Купание приятно освежило, а те, кто не купались, просто помочили ноги, и им тоже стало легче.



2.Город

Сергиев Посад - город довольно большой (население около 100 тыс)  и оживленный. По улицам носится много общественного транспорта и машин, ходят большие толпы людей, как местных, так и туристов. В нем красива не только Лавра, куда приезжают паломники, но и улицы города тоже.



В самом городе чисто и опрятно. Окурков на дороге, как в Петербурге, здесь нет. На фото - здание бывших Торговых Рядов, построенных в 1903 году.



Троице-Сергиева Лавра - монастырь-крепость, который дал толчок к появлению здесь города.



Перед ней, как водится, Ленин



А рядом - памятник Сергию Радонежскому



Сергий Радонежский основал здесь небольшую обитель, вокруг которой потом вырос монастырь, ставший мощной крепостью. Кто хоть немного изучал деятельность Сергия и его учеников, тот знает, что все они уходили по делам христианским, проповедовать веру, или чтоб молиться в глуши - и всегда там, где они были, появлялись мощные крепостные стены потом. Откуда следует вывод - что Сергий Радонежский внес огромный вклад в оборону Московского государства, и делал это сознательно. И именно сюда приезжал Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, чтоб заручиться поддержкой могучего старца.




Неподалеку - памятник его родителям. От благодарных потомков. Кто эти потомки? Дети Сергия Радонежского, и рожденные потом от них? Загадочная какая-то история.



Городской пруд. Носит название Келарский.




Одна из улиц. Чисто, и много скамеек, где можно отдохнуть. Уютно!



Очень игривый памятник пожарному. Сразу настраивает на позитивный лад.



Разукрашенная стена дома

Недалеко я видел несколько пьяных людей. Девушку, выпившую 2 литра пива, парня, вскрывавшего банку с килькой. И поразился вот чему: несмотря на поддатое состояние, они все делали очень аккуратно. Выпившая деваха потом кинула бутылку - и ровно в урну, и парень тоже старался не расплескать рассол из консервной банки. Пьяные, но вежливые и культурные. А в Петербурге, хоть и зовет себя культурной столицей, бухают всегда как свиньи.



Родник возле монастыря. Тут принято набирать воду.



Введенская церковь, построена в 1547 году. Памятник древнерусской архитектуры. Находится за пределами Лавры.



3.Внутри монастыря

Честно говоря, подобного я никогда еще не встречал. Ходят огромные толпы людей, ездят туда-сюда машины... И это в обычное воскресенье, что же тут на праздник творится?



Монастырь играет роль главного развлекательного центра в городе. И ему это явно нравится.



Входим внутрь. Вход производится через двойные ворота в двойной стене. Очень разумно в плане обороны.



Надвратная башня крепости, она же церковь.



Воротная башня, вид изнутри



В воротах красивая роспись. Стоит обратить внимание еще и на огромную толщину стен.



Мы внутри. Девушки в мини-юбках, мужики в шортах...



Люди несут святую воду, которая представляет собой воду из-под крана, правда кран этот в виде креста



Вот здесь ее набирают



В своем фотоотчете я старался фотографировать только красивые виды, поэтому он не вполне объективен. На самом деле, огромную часть пространства заполняют многочисленные инвалиды, больные, страдающие всех видов, которые отчаялись получить помощь от медицины и государства, и идут сюда за последней надеждой на исцеление. Все это выглядит мрачно. Соседствуют с этим многочисленные паломники, для которых монастырь - обязательная часть развлекательного круиза по церквям. Они запасаются сувенирами, делают много селфи, много-много крестятся и целуют святыни, но во всем этом чувствуется больше дань моде, чем искреннее чувство.



Успенский собор. Построен при Иване Грозном в 1559-1585 годы.



Колокольня. Строилась с 1741 по 1770. Тоже долго.. Ее высота 88 метров. Внутри торгуют ювелирными изделиями.



Церковь во имя сошествия Святого Духа. Построена в 1470-е годы. Тоже очень древняя



Построили ее псковские мастера , приглашенные из еще независимой Псковской республики, с ее традициями архитектуры и инженерного мастерства.



Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой.



Вот даже если кто-то ярый атеист - здесь бы ему все равно понравилось, потому что это место больше напоминает Эрмитаж, нежели церковь. Все очень красиво



Информация о церкви. В каком же году она была возобновлена? Вместо цифр буквы...Для нас это останется тайной



Красиво, не правда ли?




Внутри сходство с Эрмитажем еще больше



Не знаю насчет духовности, но вот в плане развития искусства и культуры, Троице-Сергиева Лавра - и правда была центром.  В те времена образованность и грамотность исходили из монастырей.



Иконы здесь больше похожи на картины.



Смотреть и любоваться можно долго...



Идем снова гулять по монастырю



Успенский собор, вид с другой стороны.



Вот тут надо остановиться особо. Здесь похоронены Годуновы. И место, значит, историческое. Борис Годунов был одним из самых лучших правителей России, уж в те времена - точно. После жуткого правления Ивана Грозного, когда тот разорил в крови северные земли, потопил в крови население, довел до ужасающей нищеты многие княжества, проиграл разгромно войну полякам и шведам, Борис Годунов сделал многое, чтоб хоть как-то попробовать восстановить Россию из пепла. Ему удалось отвоевать у  шведов назад русские крепости, упрочить положение России, основать ряд новых городов и крепостей, многие из которых до сих пор поражают нас, например Смоленская крепость и Кирилло-Белозерский монастырь, где именно при Борисе возникли мощные каменные стены и башни. Но неблагодарный народ не ценил это, особенно бояре. Он их не казнил, а они воспринимали это, как признак слабости. Он давал людям хлеб бесплатно из царских запасов - а люди считали, что царь не настоящий, потому что не царского происхождения... И ему нет даже ни одного памятника.



После смерти Бориса его сына Федора бояре и воеводы через несколько месяцев предали. И убили.Вместе с матерью. А потом побежали к Лжедмитрию, который шел со своим ополчением, и радостно ему о своей "услуге" отчитались. Через год и Лжедмитрия тоже убили, а потом предали и своего выдвиженца - Шуйского, и вообще предавали всех направо-налево московские элиты в те времена.



Убитая мать молодого царя. Никому она не мешала, не угрожала, но бояре убили и ее, потому что были не просто предателями, но и обычными выродками. Можно понять, почему в будущем царь Петр Первый так не любил московское боярство, и всячески старался выдвигать за службу, а не по знатности происхождения.



Дочь Бориса Годунова тогда оставили в живых, чтоб подарить ее как приз Лжедмитрию. Вот тут и стало ясно, настоящий он царь или самозванец. Ведь самозванство его никем не доказано, то, что он Гришка Отрепьев - в общем-то выдумка пропаганды тех лет. И можно было бы предположить, что это и правда спасшийся царевич. Если б не один его поступок. Получив в дар дочь Годунова, Лжедмитрий ее изнасиловал, а потом отправил в монахини. Монашкой она и жила до конца своих дней. Так вот, цари так - не делают. И этот поступок и доказал, что он самозванец - больше, чем все, что писали про него потом бояре



Могила самого Бориса Годунова. Оболганного и забытого русского царя.



Вид на внутреннее пространство со ступенек колокольни.



Это здание называется Царские Чертоги с храмом Покрова Божией Матери.



Внутри церковь, но там почти не было света, и ничего, кроме колокола, я не сфотографировал. Какое-то мрачное место, где во тьме шла служба, а еще масса семинаристов с мобильными телефонами, которые тут учатся.



Продают рядом пряники с гербом СССР. И это внутри монастыря. Символика государства, которое в 1930-е годы истребило почти всех священников поголовно. Что-то не так в этой Лавре, и очень сильно



Троицкий собор. Современное здание построено в 1422 году.



Архитектура несет в себе дух древности, о чем повествует и эта табличка



Внутри лежат мощи Сергия Радонежского, и к ним длинная очередь из тех, кто хочет поцеловать ящик с ними. Многие верят, что это их исцелит.



Закуток в Лавре, который является полной копией похожего угла  в Ростовском Кремле!



Закрытая для посещения территория. Туда могут ходить лишь семинаристы. Для обзора доступна лишь малая часть монастыря, все остальное перекрыто, и к стене крепости нельзя подойти вообще нигде. Монастырь наводнен охраной, что тоже очень непривычно.



К этой церкви тоже нельзя подойти. Она на поповской территории



4.Обход крепости снаружи

Обход монастыря снаружи по периметру лично для меня - самое интересное. Во-первых, снаружи исторический облик, как правило, больше всего сохранен. Во-вторых, именно там видно, что почти каждый монастырь был крепостью. И таким образом, крепостные стены и башни монастыря - не только место религиозное, но и памятник русского оборонительного искусства. Поэтому и в Сергиевом Посаде обход крепости вдоль ее стен был для меня очень важен.



Увы, здесь это оказалось сделать  - невозможно! Почти все пространство захвачено РПЦ, и огорожено ею от случайных глаз посетителей! Что-то отделено старинной оградой монастырских садов, что-то современными заборами... И не смогут те, кто любят Родину, кто хочет приобщиться к ее истории, узнать больше о ней - увидеть большую часть такого важного исторического наследия! И это - очень плохо!



Нелегально я зашел в одну калитку для рабочих, и сделал пару фотографий там. И вот никто ж такую красоту теперь не увидит...



А ведь крепость, которую непонятно почему захапали себе люди, не имеющие к ее строительству никакого отношения - сыграла очень выдающуюся роль в истории нашей страны...



Эта часть стены недоступна. Она вся огорожена шикарными особняками, которые возводит себе РПЦ, и пространство вдоль нее перекрыто заборами и охраной. Никто не сможет увидеть, ощутить, осознать, какую мощную крепость возвели тут наши предки. И все слова о воспитании патриотизма, о любви к истории, что произносятся у нас властями - пустой звук!



Историческая справка. Крепость в Троице-Сергиевой лавре выдержала осаду польских войск с сентября 1608 года по январь 1610 года, когда поляков отогнали войска Михаила Скопина-Шуйского и шведского полководца Делагарди. Целая польская армия штурмовала ее 16 месяцев, непрерывно шли жесткие бои у стен монастыря - и ничего не удалось полякам!



И вот место боевой славы России - вот так забыто...Идем вдоль небольшого участка крепости, что доступен обзору.



По бойницам на стене видно, что было несколько этажей - боевых крепостных ходов вдоль стены, где стояли вооруженные защитники, стрелявшие из ружей и луков по врагам.



Очень необычная крепостная башня, которая со временем стала произведением искусства.



У башен и стен видны бойницы наклонного боя, характерные для всех московских крепостей. Они позволяли стрелять сверху-вниз по врагу, который подошел к стене крепости, с намерением ее штурмовать.



Мощная башня, такую просто так не пробьешь, у нее очень толстые стены.



Каждая башня представляла собой небольшую крепость, со своим гарнизоном, пушками, запасами пороха.



В  монастыре я не ощутил какой-то особой духовности, это по моим ощущениям просто успешное коммерческое предприятие, получившее в собственность выгодную недвижимость. Но это одновременно и ценнейший памятник русской архитектуры, здесь храмы 15-16 веков, изумительно красивые фрески и иконы. А еще это памятник нашей истории, место боевой славы русских войск. И побывать здесь обязательно стоит каждому русскому человеку!



----------------------

Туристический клуб "Восемь Врат" (Спб)

Previous post Next post
Up