"Народ, не имеющий национального самосознания есть навоз, на котором произрастают другие народы"
П.А.Столыпин достаточно прямо сказал. Уж он то знал, что бывает с таким народом. Не знаю, намекнул ли он на русских, но то что мы чаще всех остальных забываем свою историю - правда, очень горькая правда.
Сегодня корни этой проблемы кроются в обычной российской школе. На уроках истории слушают с интересом учителя максимум четверть класса. Остальные слушают либо из-за своей воспитанности и ответственности, либо не слушают вообще. А чтобы знать историю, ей нужно хоть немного заинтересоваться. Но как же это сделать, ведь правы те люди, которые утверждают, что у каждого свои интересы и не всем интересна история? Надо сказать, что правы они не полностью. Сегодняшние уроки истории действительно скучны, интересны только тем, кто увлекается ею. Я считаю, что построение урока истории должно быть особенным, не в форме монолога учителя. Иногда, пожалуй, вообще вне школьного кабинета.
Почему многие подростки сегодня называют Россию "рашкой", почему нет среди молодежи такого же патриотического подъема, как у взрослых, почему молодежь с удовольствием принимает западные стереотипы о России, не считая это пропагандой, а все опровержения этих стереотипов считают "пропагандой рашки"? Они не знают историю страны. Причем я сейчас говорю не о школьном курсе. О чем я тогда говорю? Изучая историю, мы познаем нашу Родину. Значит надо исходить из понятия "Родина". Что это? Для каждого это что-то свое, но все же более-менее общее представление сформулировать можно. Родина, как я это понимаю и, как мне кажется, как это нужно понимать - это многовековой труд наших предков на этой земле, это потраченные усилия наших предков ради абстрактного будущего, которого могло и не быть, это их потомки, которые трудятся сейчас. Наши предки эту землю обрабатывали, строили, они тратили огромные силы на совершенствование этой этой земли. Так что Родина - не просто какая-то территория и населяющие ее народы. Родина - это труд нашего народа на данной территории.
Дальше нужно отталкиваться от понятия "труд". Здесь я немного видоизменил его, но лишь чуть-чуть. Труд в данном контексте - усилия, совершенные человеком для того, чтобы его народ процветал. Это не только работа в поле, на какой-нибудь стройке, но это еще и отстаивание независимости Родины в войне, это ведь тоже усилия, причем, пожалуй, самые-самые...
Я долго пытался понять, что для меня это значит. Кристаллизация моей точки зрения закончилась, как мне кажется, не так давно. Но это первая, может и примитивная, точка зрения. Она будет видоизменяться, но основой точно останется вот это мое понимание того, что такое Родина.
Продолжим. Я не предлагаю объяснять это в школе, это глупо и приведет к таким же результатам. Большая часть продолжит зевать на уроках истории. Нужно заставить молодых понять наших предков, а это возможно будет только тогда, когда они на своей шкуре прочувствуют, что такое труд. Именно поэтому стоило бы наладить тесное взаимодействие учителей труда и истории, но для начала возродить уроки труда в том виде, в котором они имели место быть в СССР. Изучаешь Древнюю Русь - на уроках труда работаешь с теми орудиями труда, которые свойственны периодам истории Древней Руси. Ну и так далее.
Но это все будут в пустую потраченные силы, если не объяснять школьникам, сколько сил тратили на это наши предки. Сколько часов они так работали, каков у них был отдых и так далее. Только через понимание этого они начнут уважать наших предков, я в этом уверен. Нужно придумать, как можно посчитать весь труд наших предков в какой-нибудь период. Самый простой пример. Взять нормы рабочего дня, количество часов в годы индустриализации в СССР и умножить на количество рабочих. Мы получим громадное число. Это будет количество часов, которые потратит ОДИН человек, если будет работать столько же. Почти у каждого, я уверен, отпадет после таких цифр желание говорить слово "рашка". Он будет вспоминать, сколько бы ему пришлось работать столетий без перерыва, чтобы создать то, что создали наши предки. Особенно учитывая тот факт, что массовым было стахановское движение рабочих, которые перевыполняли норму рабочего дня... Только последняя мразь после осознания этого скажет "пора валить в Европу". Ради тебя это все делали, АУ!
Именно так история и уроки труда должны дополнить друг друга, скооперироваться, если позволите.
Только в таком случае появится уважение к нашей истории. Пусть плохо будут знать какие-то даты (разве что священные для нас даты забывать нельзя - это как минимум 1812-14 и 1941-45), но зато будет уважение, мы же этого хотим достичь. Углубленным изучением будут заниматься те, кому это интересно, кому это надо. Но уважать (а это не значит интересоваться) должны все. Пущай есть много исторических фальсификаций, исторических вопросов, которые остались без ответов, много добавленной грязи, но одно нельзя оспорить: какой бы ни была наша история, труда предков все-равно имеет место быть в любом случае и это нельзя отрицать!
Конечно я не учел еще некоторые свои идеи. Стоило бы например возобновить практику поездок школьников в деревню на работу, стоило бы ввести урок начальной военной подготовки (вспоминается цитата Жириновского: "Не надо нашим детям учить английский в школах! Надо их учиться пользоваться АК, чтобы весь мир говорил по-русски!"), причем как-нибудь скооперировать опять-таки с уроками истории и физкультуры, можно и на стройки отправлять.
Понятно, что это не тянет на программу действий, нет. Формат статьи не тот. Это лишь очень общие предложения, над которыми еще стоит поработать и очень много, если хотим добиться хороших результатов. Все это вместе даст, я вас уверяю, хороший результат. Этим результатом будет выпуск воспитанных в духе реального патриотизма людей, которые будут действительно ценить Родину, которые не дадут над ней смеяться, как не дали бы смеяться над своей матерью, хотя есть и такие... С такими жителями (сознательно избегаю слова "гражданин") страны нашему руководству не надо будет опасаться за будущее, так как внешние угрозы нас не пугают, а внутренние будут сжаты до таких размеров, что смешно будет их опасаться. Главное - уважать самих себя, а все остальное прибавиться потом. Это будет наше моральное импортозамещение, мы перестанем смотреть на Запад, зная, что предки наши трудились не ради Запада, а ради себя самих.
Репост приветствуется.