Продолжаем гулять по московским переулочкам. Милютинский переулок находится между Мясницкой улицей и Сретенским бульваром.
Первоначально назывался Казённая ул. по находившемуся на ней казённому полковому двору (складу) Семёновского полка. Современное название получил в XVIII в., когда на ней разместилась (на углу с Бобровым пер.) основанная А. Я. Милютиным шелковая и позументная фабрика. В 1927-1993 гг. назывался ул. Мархлевского в память о польском коммунисте Юлиане Мархлевском (1866-1925).
Бывший дом Фалеевых.
40-ые года
2000 год.
Шести-восьмиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом. Построен в 1897-1898 гг. архитектором Н Г. Фалеевым. В данном здании в 1918-1920 гг. находился Народный комиссариат торговли и промышленности РСФСР. В 1920-е гг. в доме проживали сотрудники различных советских ведомств, а также семьи красных латышских стрелков.
1970-1980 года.
2 сентября 1812 г. в Москву вошли французские войска и оставались там до 11 октября. Церковных служб в это время в Москве не было. И вдруг 15 сентября раздался гулкий звон. Звонили на колокольне церкви Святого Евпла. Службу вел священник одного из армейских кавалерийских полков отец Михаил Тратинский. Позднее в честь этого события была даже выпущена литография.
В 1925 г. руководство четырех советских трестов обратилось в президиум ВЦИК за разрешением построить семиэтажный дом на месте существующей церкви. Несмотря на протесты архитектора А.В. Щусева и других архитекторов и ученых, церковь снесли, хотя дом на ее месте построен не был. Дом причта церкви Евпла Архидиакона (XIX в.) на Мясницкой улице, 9, построенный в стиле позднего классицизма, стал последним уцелевшим фрагментом ансамбля. Он был снесен уже в «ельцинские» времена, в 1996 г. Сейчас на пустыре стоит здание Высшая школа экономики.
На удивление истории у дома нет.
В 2015 году был снесен двухэтажный кирпичный бывший доходный дом церкви архидиакона Евпла 19 века.
Деловое здание. Архитектор П.Н. Струков. Строение 1915 г.
Центральная телефонная станция, АТС 923, 926.
После слома старинного здания на этом участке в 1909 г. в сотрудничестве с компанией Ericsson было возведено кирпичное здание станции Датско-шведско-русского Телефонного Общества, ставшее самым высоким зданием Москвы нач. XX в. Комплекс станции Датско-шведско-русского Телефонного Общества был задуман еще в 1901 г. и первоначально спроектирован в шестиэтажном варианте архитектором А.Ф. Мейснером. Однако осуществляться он начал в 1902-03 гг. по другому проекту, и первым был построен торцевой (по отношению к улице) корпус по проекту А.Э. Эрихсона. Обращённое к улице огромное восьми-девятиэтажное здание с подвалом, возведённое на втором этапе строительства (1907-08 гг.), по своей функции уникально для Москвы нач. XX в., только начинавшей тотально обзаводиться телефонами.
1903 год.
До этого времени самой передовой в техническом отношении считалась стокгольмская телефонная станция, но московская её превзошла. Емкость в 60 000 линий долгое время оставалась мировым рекордом. Как многие технические или производственные здания начала XX в., станция выстроена в стилистике неоготики - её выразительные глухие брандмауэрные стены с башенками-нишами видны со многих близлежащих улиц. Кстати, это сооружение, самое высокое в Москве того времени (76 м), построено на основе железобетонного каркаса известной строительной конторой Ф.Ф. Миритца и И.И. Герасимова, по-видимому, внёсшей изменения и в архитектурные формы сооружения: нижняя часть здания отлична от созданного О.В. Дессином проекта. В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, в пятах которой размещены гротескные скульптурные изображения - веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. Выразительны металлические украшения - решетки окон и ворот, кронштейны.
В советское время здесь находился Центральный телефонный узел (ЦТУ).
Строение является объектом культурного наследия регионального значения.
В красном крыле, кстати, располагается сейчас отдел или как он там, в общем те, кто занимается реновацией, видимо филиал.
Главный дом усадьбы А.Г. Григорьева - памятник архитектуры. Собственный дом архитектора А.Г. Григорьева, в котором он жил и работал в 1843-1868 гг. Построен в 1843 г. по проекту владельца в стиле московский ампир. Сохранился фрагмент ограды.
Объект культурного наследия федерального значения.
1993 год.
1980 год.
Бывшая городская усадьба А.Ф. Елировой. Бывшее доходное владение А.А. Колли и В.К. Тубенталя. Построено в 1894 г., архитектор Н.И. Якунин; перестроена в 1913 г. по проекту архитектора И.А. Германа.
2009 год. Знаю, что за это здание боролись три организации. Жгли втроем походу... А потом остался только фасад, сделали 2 подземных этажа (для парковок наверно) и отремонтировали... теперь даже не в курсе что там.
В этом доме в детские годы жила народная артистка СССР Тамара Синявская. А училась она в средней школе, расположенной напротив и чуть дальше - в доме № 7.
Новодел, офисного назначения. Именно на месте возведенного новодела находились одноэтажные кирпичные (конец XIX века) и деревянные здания усадебной конюшни, одно из которых 2010 году арендовало "Камеди-Клаб" (пока не переехали на Мещанскую улицу). Крайне печально то, что происходит сегодня с главным зданием усадьбы графа Милютина (Милютинский пер., д.14), а именно: в июне 2015 года фактически выдавлен арендатор путём установления "заградительного" размера арендной платы, за счёт которого проведен восстановительный ремонт здания, в том числе восстановлена позолоченная лепнина и прочее убранство т.н. "хозяйских" помещений, расположенных на втором уровне здания ("цокольный" этаж предназначался для проживания прислуги, кухни, буфета). Данный арендатор занимал данное здание многие годы (более десяти лет). С июля 2015 года здание фактически заброшено: не эксплуатируется и, по всей видимости, не отапливается, что крайне негативно сказывается на состоянии многочисленного деревянного убранства помещений и мебели. В то время, как на менее ценные исторически и архитектурно строения по-соседству, занимаемые Москомспорта (Милютинский, 16), установили декоративную подсветку.
Французский лицей им. Александра Дюма.
Этот дом с самого момента постройки и до сегодняшнего дня является учебным заведением. Судьба его, однако, не так проста, как кажется на первый взгляд.
Рождение его было определено в середине XIX в., когда некая мадам Детуш из рода Депре, католичка, решила уйти в монастырь. Часть своего состояния она передала церкви Св. Людовика для постройки мужского реального училища. Депре были известными виноторговцами, и у них было родовое имя - Филипп. И школу мадам пожелала назвать именем Св. Филиппа Неррийского. В том же десятилетии другой католик, купец Жан Виллуа, также пожертвовал деньги на школу, но уже для девочек, Св. Екатерины.
В 1897-1899 гг. архитектор О. Ф. Дидио построил здание двух французских школ. Правая часть, более поздняя, - мужская; левая, построенная первой, - женская. Они объединены центральным входом в виде арочной ниши.
Школу для девочек закончила народная артистка В. П. Марецкая.
После 1917 г. школы закрыли. В 1930-х гг. здесь разместили химико-индустриальный техникум, затем - школу-четырехлетку, позже - школу рабочей молодежи. К этому времени про французские школы все забыли.
В 1990-х гг. один из сотрудников французского посольства случайно наткнулся на дореволюционную открытку с изображением кирпичного здания и надписью: «Училище при французской церкви». Эта находка положила начало возрождению частички Франции на этой улице.
В 1997 г. между Россией и Францией было заключено соглашение, по условиям которого здание передается в аренду французскому государству на 49 лет. Французский президент Ж. Ширак открыл на здании будущего Лицея мемориальную доску.
Реконструкция продолжалась несколько лет. Фасад был отреставрирован в соответствии с первоначальным проектом О. Ф. Дидио.
В 2005 г. состоялось торжественное открытие Лицея, названного в честь Александра Дюма. В настоящее время здесь учатся около тысячи детей, обучение ведется на французском языке.
По французским законам, при строительстве какого-либо объекта один процент от стоимости строительства надо потратить на предметы искусства. Французы в шутку так и называют продукт этого закона - однопроцентное искусство. Лицей потратил свой процент на...пиратов. По всему зданию: в фойе, кабинетах, коридорах - разбросаны схематичные изображения забавных одноглазых пиратов. Что и говорить - французы!
1997год Юрий Лужков и Жак Ширак открывают французский лицей.
1958 год. В этой школе учились будущие народные артистки СССР В.П.Марецкая и Т.И.Синявская.
А теперь дети французских экспатов.
А в 1920-е здесь, похоже, находилась Единая трудовая школа I и II ступени №57 Сокольнического района.
Памятник архитектуры - «Дом жилой». Бывший «Дом ОГПУ» в Милютинском.
Построен А.Я. Лангманом в 1927-1928 гг. Напоминает по своей планировке с тремя параллельно идущими лестницами (парадной и двумя чёрными) внутреннее устройство дореволюционных доходных домов. Архитектор пошёл здесь на компромисс, взяв лучшие черты сложившегося внутреннего устройства буржуазного городского жилища и строгие формы архитектуры авангарда.
План его причудливый, как и положено было в эпоху модерна: передняя и задняя части дома образуют полуэтажи - задняя часть дома выше и для подъёма достаточно пройти всего один пролёт лестницы. Фасады отражают архитектурную моду периода авангарда: это крыша-терраса (запроектированная, но не построенная), вертикальное окно над входом, несколько круглых окон.
Архитектура московского модерна и венского Сецессиона, несомненно, оказали влияние на некоторые решения жилых домов периода авангарда, в то числе и на Аркадия Лангмана, учившегося в Вене. Как и в случае с домом в Милютинском пер., создателям доходных домов - коммерческой архитектуры - удавалось эффективно использовать отведённые для строительства участки. На дореволюционные прототипы здесь очень походят и респектабельные квартиры, состоящие в данном случае из двух, четырёх и пяти комнат (не считая каморок прислуги). Их три на этаже и они очень хорошо изолированы, так как не примыкают друг к другу (между ними расположены лестницы). Каждая квартира имеет большую гостиную и закруглённый эркер, углы здания также скруглённые.
Жильцами дома были такие деятели как: А.Х. Артузов - начальник контрразведывательного отдела ОГПУ; Т.Д. Дерибас - начальник секретного отдела ОГПУ; Д.А. Трилиссер - начальник иностранного отдела ОГПУ.
Перед первой мировой войной участок по адресу Милютинский переулок, д. 9 приобрело французское правительство под строительство восьмиэтажного жилого дома для французской колонии. Но 1914 г. изменил планы, и строительство дома не состоялось: успели только сломать стоявший здесь дом 18 в. В доме было всего 9 квартир, по 3 на этаж. Со двора есть два черных хода. Здесь до ареста в 1937 г. жил Генрих Ягода - один из главных руководителей советских органов госбезопасности (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД) нарком внутренних дел СССР (1934-1936). Чекисты между собой называли этот дом "ягодинским особняком".
Восьмиэтажное здание. Построено в 2009 году. Видимо относится к ФСБ, так как очень много камер. На сегодня все, продолжение следует.