Ярославль: южные районы

Nov 15, 2021 02:04






Южная периферия Ярославля не так обширна, как северная или заволжская, но от Московского вокзала вдоль Московского проспекта застройка тянется ещё километров на 7 - если считать нефтеперерабатывающий завод.

2.


А если смотреть в южном направлении, вдоль проспекта Фрунзе - то там Ярославль ещё километров 10 не кончается.

Но главное направление - это всё же по Московскому проспекту, и я начну с него.

3.


И пусть первые дома, в которых жили рабочие железнодорожных мастерских, появились южнее Московского вокзала больше 100 лет назад, основным фактором в развитии южной периферии Ярославля стало строительство нефтеперерабатывающего завода в 1950-е годы.
Первые кварталы посёлка Нефтестрой появились уже в конце 1950-х годов западнее Московского проспекта.
А в 1960-е - 1970-е они стали со всех сторон обрастать микрорайонами нового района Ярославля:
Нефтестрой, официально "Юго-Западный район" отличается в лучшую сторону от большинства таких призаводских спальных районов: планировка тут довольно разнообразна, есть большой парк.

4.


Разнообразна и застройка - есть дома всех десятилетий от 1950-х до 2010-х;

5.


И они не образуют монотонных жилых массивов, как в том же Брагино.

6.


7.


8.


Помогает и живописный рельеф: с высоток на южном выезде из города видна половина Ярославля.

9.


10.


Московский проспект остаётся главной осью района.

11.


12.


По нему проходит единственная в южной части Ярославля троллейбусная линия (и единственная линия электротранспорта в южных районах города).

13.


И оба курсирующих по ней троллейбусных маршрута обслуживают именно микрорайоны Нефтестроя.

14.


Холм, на котором расположен Нефтестрой, традиционно назывался "Крестобогородской горой".

15.


Тут было расположено село Крестобогородское, а Крестобогородская церковь с кладбищем, построенная почти на самой вершине горы в середине XVIII века, сохранилась до наших дней:

16.


Это удивительно - ведь это самый центр современного жилого района, буквально обочина Московского проспекта, но даже самая длинная в Ярославле многоэтажка ("китайская стена") немного отходит в сторону, чтобы дать место храму.

17.


Дело в том, что эта церковь никогда не закрывалась. И когда в 1950-е годы храм вместе с будущим Нефтестроем оказался в черте города, то власти вознамерились её снести, чтобы построить на её месте ДК Нефтяников, то местные жители воспротивились, да так, что церковь так и не снесли.

18.


19.


Парк Нефтяников расположен почти в середине района.

20.


21.


22.


Тут есть пруд, аттракционы и даже свой верёвочный парк, аналог московского "Панда-парка":

23.


24.


25.


Вместо панд образец для подражания тут - Тарзан:

26.


На Нефтестрое живёт не меньше половины населения Красноперекопского района, то есть порядка 35 тысяч человек.

27.


28.


На западной окраине района - своя железнодорожная станция (Полянки):

29.


Там останавливаются электрички в сторону Ростова и Александрова.

30.


Но из всего, что расположено на южной периферии Ярославля, наибольшее влияние на жизнь города, пожалуй, оказывает автовокзал.

31.


32.


33.


Он находится прямо на Московском проспекте, в старой железнодорожной промзоне, от основной части Нефтестроя немного в сторону Московского вокзала.
По идее, восточнее Московского проспекта - уже район Суздалка, выросший из нескольких старых посёлков и деревень вдоль Суздальского шоссе. Это шоссе лет 100 уже не ведёт в Суздаль, теперь это просто городская улица, которая начинается недалеко от площади Подвойского у Московского вокзала, и идёт плюс-минус параллельно Московскому проспекту, но в более южном направлении.
Но Суздалка состоит из нескольких разрозненных частей, слабо связанных друг с другом - многоквартирные дома ближе к Московскому проспекту и Московскому вокзалу;

34.


35.


36.


Частный сектор ближе к железной дороге на Кострому.

37.


38.


И немного старых деревянных бараков не так далеко от Московского вокзала:

39.


Та часть Суздалки, которая вдоль дальней части Московского проспекта, однозначно тяготеет к Нефтестрою.
Нефтестрой и примыкающая к нему часть Суздалки - район довольно густонаселённый и компактный, и уже через пару километров жилая застройка кончается.
Тут к Московскому проспекту с северо-запада подходит городская объездная, которая в этом месте пролегает прямо по городской улице Калинина.
Как и вся западная половина ярославской объездной, этот участок выполнен с одноуровневыми пересечениями и даже без отбойника.
Забитые автомобилями магистральные дороги (в нескольких километрах южнее ещё подходит дорога с Костромы) вместе с нефтезаводом делают южные районы Ярославля одними из наиболее неблагополучных в городе.
А Новоярославский нефтеперерабатывающий завод ("ЯрославНефтеОргСинтез") начинается ещё через несколько километров от перекрёстка, по правой стороне Московского проспекта, который совсем скоро становится Ярославским шоссе (именно так, а не Московским, что было бы логичнее).

40.


41.


Городской НПЗ занимает 7-е место в России по мощности, но неподготовленного наблюдателя он впечатляет ничуть не меньше, чем, например, гораздо более мощный Киришский НПЗ в Ленинградской области.
Тем более что, в отличие от подавляющего большинства НПЗ, "ЯрославНефтеОргСинтез" находится очень близко к дороге и отлично просматривается. Можно сказать, это такой фасад Ярославля для московских гостей: ведь завод - это первое, что видишь, когда приближаешься к городу на автомобиле с южной стороны.

42.


Дальше я опять отправлюсь от Московского вокзала на юг, только не по Московскому проспекту, а по уходящему юго-восточнее проспекту Фрунзе.

43.


Районы вдоль него - это основная часть Фрунзенского административного района, второго по величине в Ярославле и демонстрировавшего в последние 20 лет наиболее высокие темпы роста населения.

44.


С 2002 года жителей здесь стало на 10% больше; собственно, это единственный район города, где наблюдался устойчивый и заметный рост населения.

45.


Но вся эта положительная динамика была достигнута за счёт многоэтажных микрорайонов Сокола в центральной части района.

46.


Они с 2000-х годов возводятся на месте бывшего военного аэродрома, а также новых микрорайонов Дядькова несколько южнее.

47.


Напротив Сокола, через проспект Фрунзе - первый в Ярославле гипермаркет (Metro), да и сам проспект проложили тут только после закрытия аэродрома в 1980-е годы.

48.


По причине такого позднего формирования основной планировочной оси во Фрунзенском районе нет городского электротранспорта - если не считать троллейбусной линии на северо-западной границе, по Московскому проспекту.
Крупное жилищное строительство началось тут только в постсоветское время, а для разрозненных микрорайонов и посёлков, существовавших здесь и раньше, линий электротранспорта не строили.

49.


За Соколом по проспекту Фрунзе - район Дядьково, выросший при судостроительном заводе, он плавно переходит в район Нефтебаза (не путать с Нефтестроем!).
Но в дальней части жилого массива уже не видно новых домов, и по общему пейзажу и атмосфере это уже типичная ярославская периферия.

50.


Ещё дальше по проспекту Фрунзе, но с западной стороны - район Липовая Гора, занимающий обширную территорию.

51.


52.


Тут есть и несколько микрорайонов многоэтажек, и частный сектор, и собственный небольшой парк.

53.


54.


55.


Ещё тут есть аж две станции электрички Костромского направления ("Дунайка" и "Липовая Гора"), через них проходят до 3 пар пригородных электропоездов ежедневно.

56.


57.


Вообще, в южной части Фрунзенского района электропоезда наиболее востребованы как городской транспорт, если сравнивать с другими районами Ярославля.

58.


До центра города тут без малого 10 километров, а станции электричек при этом расположены близко к жилой застройке.

59.


Но Ярославль не кончается и на Липовой Горе: он, как будто в нём живёт по меньшей мере миллион человек, тянется дальше. Проспект Фрунзе упирается в Костромское шоссе, которое подходит от Ярославского шоссе и Московского проспекта и, таким образом, играет роль южной ярославской объездной. Рядом с перекрёстком - посёлок Прибрежный при военной части ("81-я Центральная инженерная база"), и там можно обнаружить симпатичную послевоенную застройку:

60.


Фрунзенский район не исчерпывается проспектом Фрунзе.
Через частный сектор Закоторослья, мимо описанных ранее Туговой горы и Коровников сюда идёт длинная, но узкая улица, альтернативно связывающая район с центром Ярославля. В Закоторослье она называется то Мельничной, то улицей Вишняки, а во Фрунзенском районе становится Тормозным шоссе - это лучшее название в Ярославле, на мой взгляд.

61.


Конечно, эта магистраль так называется не потому, что тут как-то всё особенно медленно, а потому, что здесь было какое-то связанное с тормозами производство.

62.


Но шоссе узкое, асфальт на нём далеко не везде хороший, и на нём действительно особенно не разгонишься.

63.


Ну и, взглянув на Тормозное шоссе, понимаешь, почему во Фрунзенском районе так и не появился электротранспорт: чтобы пустить троллейбусы, тут бы понадобилась коренная реконструкция.

64.


Хотя, с другой стороны, трамвай бы здесь мог прийтись к месту - ходил же он по Архангельску, где всё ещё суровее.
Кстати, Тормозное тут не только шоссе:

65.


Сразу за Коровниками начинается городской речной порт. Всякого рода причалы тянутся ещё километра на 3, плавно переходя в судостроительный завод.

66.


Тот самый, при котором некогда вырос район Дядьково, сейчас многоэтажный и современный.
Дядьково начинается всего в нескольких сотнях метров западнее: расстояние между старой (Тормозное шоссе) и новой (проспект Фрунзе) осями района совсем невелико.

67.


Есть в окрестностях и другие промзоны:

68.


Но в основном по западной стороне Тормозного шоссе - старые пригородные посёлки, совсем не изменившиеся за те несколько десятилетий, что они находятся в составе города. Разве что многие дома заброшены, а на заднем плане маячат многоэтажки вдоль проспекта Фрунзе.

69.


Тротуаров тут почти нигде нет, зато много мусора, пустырей - опять вспоминаешь славный город Архангельск.
Пожалуй, это самая печальная на вид часть Ярославля.

Ярославль, Ярославская область

Previous post Next post
Up