Ярославль: самый столичный после Москвы

Nov 10, 2021 06:24









3.


В Центральной России, стоит только покинуть дальние пригороды Москвы, пугающе быстро наступает запустение. В Московской области хорошие дороги и регулярное автобусное сообщение, но за 90-м километром сельская местность держится в основном на дачниках, особенно если ехать на север, запад или восток. А уж если добраться до любой смежной области, то тамошние деревни выглядят куда как хуже деревень какого-нибудь далёкого сибирского региона; печальнее дела обстоят только на Русском Севере. Впрочем, и города Центральной России - те, которые не в Московском регионе - выглядят в большинстве своём печально и провинциально, в том числе и крупные города. Тут парадоксально играет негативную роль близость Москвы, которая и вытягивает лучшие кадры, и служит вечным примером превосходства, всегдашним большим братом, которого никогда не догнать. Областные центры Средней полосы тяготеют к столице, и их сложно представить самих по себе: и многие из тех, кто не уехал в столицу, ездят в неё на работу. Это чувствуется даже в Нижнем Новгороде, который, строго говоря, уже не совсем средняя полоса, и вообще город-миллионник со своим метрополитеном и своей немаленькой системой пригородов.
Но вот Ярославль держится особняком.

4.


Северо-восточнее Москвы, в историческом центре России, лучше всего сохранились старые города.

5.


Ведь недаром и Золотое кольцо, самый известный в стране туристический маршрут, целиком проходит по этим местам.

6.


Здесь очень давно не было войны, а промышленный бум, который пришёл сюда раньше ещё до революции - гораздо раньше, чем почти во все остальные регионы страны - прибавил этому региону не только населения, но и своеобразного старопромышленного очарования.

7.


Оно неплохо накладывается на очарование старорусской архитектуры.

8.


9.


А Ярославль - неофициальная столица этого самого Золотого кольца.

10.


Ярославль - один из самых старых городов Северо-Восточной Руси.

11.


Он был основан в начале XI века, когда эта глухая окраина Киевской Руси с преобладанием финно-угорского населения только начинала за счёт колонизации превращаться в населённый и урбанизированный район, центр будущей России.

12.


Ярославль - первый русский город на Волге (ниже верховьев).

13.


И если в XI веке, когда русские земли заканчивались устьем Оки, это были не только возможности (торговля), но и угроза (прямой путь для врагов), до в дальнейшем такая особенность географического положения очень пригодилась Ярославлю.

14.


Но и потом Ярославль, в отличие от других старых центров этого региона, не отставал от страны.

15.


Это в XVI веке он стал важным пунктом на пути из центра страны на Север, который тогда был главным экспортным маршрутом и ещё важнейшим пунктом волжской торговли.

16.


Волга как раз вся оказалась в границах России и приобрела огромное транспортное значение.

17.


И даже после XVIII века, когда северный путь по причине основания Санкт-Петербурга предсказуемо утратил популярность, волжский путь стал даже более востребованным.

18.


И Ярославль, в отличие от Архангельска или Вологды, остался в числе крупнейших городов страны.

19.


И с культурой тут было всё нормально, что не очень часто встречалось в провинциальной России.

20.


Так, первый в нашей стране публичный общедоступный театр появился именно в Ярославле.

21


Так и получилось, что этот древний город никогда не терял своего экономического значения, и оставался самым большим в этой исторической, но в большой степени утратившей свою роль местности.

22.


23.


Сейчас Ярославль - второй по величине город Центральной России.

24.


Хотя со своими 600 тысячами населения он не сильно опережает Рязань (530 тыс. жителей) и Тулу (470 тыс. жителей), но он заметно отличается от них по атмосфере.

25.


26.


27.


Здесь чувствуется хоть и небольшая, но столичность, даже лоск.

28.


По крайней мере, в центре и на главных улицах.

29.


30.


Тут даже кришнаиты почти как на Арбате:

31.


32.


Своё бульварное полукольцо, многочисленные музеи, театры, собственные зоопарк и планетарий, набережные, пешеходные зоны, сложная и разнообразная городская планировка, городские контрасты, бизнес-центры, заводы и многоэтажки, большая территория под городской застройкой, в конце концов.

33.


34.


35.


Благоустройство к празднику:

36.


После всего этого не оставляет чувство, что ты не просто в ещё одном российском региональном центре, пусть даже старом и заслуженном.

37.


38.


Влияние Ярославля чувствуется вдоль всей трассы Холмогоры до самого Архангельска, да и Кострома больше похожа на райцентр Ярославской области, чем на центр отдельного региона.
Автобусы ярославского "ЯрКампа" можно увидеть даже в Москве, "Ярпиво" в прошлом было не менее известным брендом, чем "Жигулёвское", а более продвинутые люди вспомнят Ярославский шинный завод или связанную с ним футбольную команду "Шинник".

39.


Ярославль кажется качественно больше и сложнее, чем соседние областные города.

40.


И я вижу в нём именно тот "центр среднего звена" между столицами и провинцией, здесь именно ту "промежуточную центральность", которой так не хватает именно в центре страны, где от какого-нибудь западного района Москвы до вымершей периферии может быть километров 100.

41.


Но Ярославль - он не сам по себе, у него есть свой "хинтерланд", свои окрестности, которые во многом делают его таким какой он есть.

42.


Ярославская область - вернее, её юго-восточный кусок, исторически входивший в состав Владимиро-Суздальского княжества - тяготеет к Владимирскому и Переславскому опольям, слагавшим чуть ли не самый большой в Нечерноземье плодородный район.

43.


Поэтому ярославская деревня и сейчас порой выглядит лучше обычной деревни средней полосы.
При этом высокая в течение веков плотность населения быстро привела к тому, что местных жителей стало больше, чем могли прокормить даже здешние почвы, и местные осваивали другие занятия.

44.


Это прежде всего была торговля и ремёсла, а не только отходничество, как во многих более бедных окрестных регионах; крупные сёла превращались в небольшие города, каменная застройка могла дать фору многим уездным центрам в других русских регионах.

45.


Всё это привело не только к тому, что на Ярославщине большая даже для Золотого Кольца плотность архитектурного наследия, привлекающая массу туристов (хотя много и почти не посещаемых мест), но и к тому, что в окрестностях Ярославля чувствуется какая-то своя атмосфера, можно даже назвать её красивым словом "самосознание". Вроде как местные выглядят более самодостаточными и активными по сравнению с жителями окрестных областей - в смысле что их легче представить вне всякой связи с Москвой; может, дело в том, что отсюда меньше уезжают в эту самую Москву. Вроде как ещё Гоголь упоминал "расторопного ярославского мужика".

46.


Но при всём этом мне Ярославль никогда особенно не нравился - в отличие от многих городов области, того же Рыбинска или Ростова Великого.

47.


Да, тут красивый исторический центр, по своему размеру и концентрации старинных церквей сравнимый с московским.

48.


49.


Но цельность старой застройки часто нарушается:

50.


Да, территориальные масштабы Ярославля, многоэтажки и даже одна небольшая сталинская высотка тоже создают атмосферу большого города.

51.


И в культурном отношении тут не чувствуешь себя в провинции: рестораны, кафе и хостелы, музеи, театры и всякие мероприятия позволят скрасить досуг почти как в столице.

52.


53.


Но Ярославль обладает почти всеми недостатками большого города, не обладая некоторыми важными его достоинствами.

54.


55.


Да, он велик - больше 25 километров вдоль Волги, да ещё и на обеих берегах.

55а.




6 административных районов, дюжина промзон, десятки микрорайонов и исторических местностей, деревни и сёла, без особых изменений включённые в состав города.

56.


Городская среда разнообразна: есть и старый город с целыми улицами сохранившейся исторической застройки, и парки, и промзоны, и позднесоветские спальные жилмассивы.

57.


58.


Но при этом территория города освоена далеко не вся.

59.


Много незастроенных участков, ещё больше неосвоенных.

60.


Значительную часть городской территории занимает частный сектор, в основном неблагоустроенный, часто без канализации и водопровода.

61.


Вот такой пейзаж можно встретить в старинных Коровниках, районе прямо напротив исторического центра, через реку Которосль:

62.


За счёт неосвоенных и не до конца освоенных площадь города ещё больше увеличивается; соответственно, растут и внутригородские расстояния, что особенно чувствуется в условиях отсутствия скоростных и внеуличных видов общественного транспорта.

63.


При выезде из центра и многоэтажных микрорайонов нередко исчезают тротуары и другие приметы города.

А некоторые посёлки и кварталы попросту заброшены:

64.


65.


Многие периферийные малоэтажные районы города (особенно в заволжской части Ярославля) - это бывшие деревни и сёла, которые город поглотил, но не смог переварить. А между районами и бывшими деревнями и сёлами во многих местах вклиниваются и дачные посёлки, после которых ощущение города исчезает совсем.

66.


Один плюс: на Ярославщине сохранилось гораздо больше старых сельских храмов, чем в среднем по стране, и вот теперь они украшают собой периферийные районы Ярославля.

67.


68.


И даже в густонаселённых районах сложная ситуация с зимней уборкой снега.

69.


70.


Хотя, честно говоря, эта ситуация непростая и во дворах центра города:

71.


Да и на улицах центра города, чего уж тут скрывать:

72.


А уж в брагинской промзоне вот, смотрите, целая фура застряла:

73.


Ещё больше эта неосвоенность города видна на примере общественных пространств.

74.


75.


Например, за пределами центра благоустроенных парков почти нет.

76.


А крупных городских зелёных пространств в Ярославле совсем немного - кроме Тверицкого и Яковлевского боров в Заволжье, кажется.

77.


В принципе, и в центре парков немного, и вообще в Ярославле не очень с зелёными зонами, и пригородные леса тут не спасают: город окружён в основном освоенной территорией, в большой степени занятой сельхозугодьями.

78.


В целом - если смотреть на весь город, не только на центр - Ярославль выглядит довольно депрессивно, не в последнюю очередь благодаря описанным выше проблемам с благоустройством и освоением городского пространства.

79.


Городские заводы в основном работают, но, как водится, не на полную мощность, а на одних шинах и нефтепереработке такое количество промзон и заводских районов не вывезешь. Такое ощущение подтверждают и некоторые социально-экономические показатели - например, демографические.

80.


С 1991 по 2020 год ярославцев стало меньше на 5%, вместо 640 тысяч в 1991 году в городе на 2020 год проживало 608 тысяч человек.

81.


Это не так уж плохо по меркам российской провинции, но довольно печально для такого крупного города: среди городов с населением свыше полумиллиона человек более существенная депопуляция отмечалась ещё только в 5 городах.

82.


Да, с 2007 года население Ярославля росло, но недостаточно быстро для того, чтобы компенсировать демографические потери предыдущих лет, ну а с 2019 года по понятным причинам население города опять стало уменьшаться, и стремительно: к концу 2021 года тут проживает лишь немногим более 600 тысяч человек.

83.


Вплоть до последних пары лет демографическая ситуация по районам города была относительно стабильна, население везде росло (примерно одинаковыми темпами), кроме Заволжья и призаводских кварталов севернее и северо-западнее исторического центра (Ленинский район).

84.


Вы можете возразить, что такие проблемы характерны почти для любого большого провинциального города в России. Да, это обычная проблема крупных центров в российских регионах. Но в Ярославле она накладывается на большие размеры и контрастирует с видимыми признаками благополучия и даже богатства в центре города.

85.


Ну и ещё с тем, что в городе за пределами центральных районов ощущается явный дефицит улично-дорожной сети.

Транспортная связность явно недостаточна - как между отдельными городскими районами, так и в городском масштабе. Так, через город можно проехать только по паре улиц (а между центром и южными районами - вообще только по одной), через Волгу по всей длине города есть только два автомобильных места (и ещё один железнодорожный, но железная дорога играет совсем небольшое значение во внутригородских перевозках).

86.


А во многих районах проблемой является отсутствие покрытия на улицах.
Эту невесёлую картину можно завершить тем фактом, что в Ярославле, расположенном на федеральной автодороге "Холмогоры", по которой значительный траффик из центра на север страны, так и не достроена окружная дорога. К 1000-летию города, которое праздновалось в 2010 году, было кое-что сделано в плане развития транспортной инфраструктуры - например, был расширен Московский проспект (единственная связка между центром и югом Ярославля):

87.


И был закончен долгожданный второй мост через Волгу - Юбилейный.

88.


Этот мост был сдан в составе северного участка окружной дороги, который дал прямой выход из густонаселённых северных районов города (Брагино) и с рыбинской трассы на выезд в сторону Вологды и Архангельска, были построены подъезды и транспортные развязки.

89.


А вот западный и юго-западный участки окружной, соединяющие север города с югом и выездом на Москву минуя центр Ярославля так и остались в старом исполнении - в виде четырёхполосной дороги с одноуровневыми пересечениями (в том числе и с московской трассой).

90.


Ещё хуже обстоят дела с южным участком объездной, который обеспечивает прямой выезд из Москвы на Кострому: там не только одноуровневые пересечения, но и проезжая часть местами сужается до одной полосы в каждую сторону.
На 600-тысячный город всего семь разноуровневых транспортных развязок, из которых 4 - в составе пересечений рек и железных дорог.
Первый автомобильный мост через Волгу - Октябрьский, и ещё есть один железнодорожный мост на магистральной линии Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск.

91.


Как результат, очень большая доля транспортного потока проходит через самый центр города, в первую очередь - по бульварам:

92.


Городу такого масштаба необходима соответствующая система общественного транспорта.

93.


Расстояния в Ярославле (особенно если ехать с севера на юг) - как в городе-миллионнике.

94.


Понятно, что метрополитен городу никогда не светил - и это даже хорошо в наших условиях, посмотрите на Челябинск или Омск.

95.


Но вполне можно было бы расширить и модернизировать трамвайную сеть, и/или организовать выделенные полосы для автобусного движения, и/или запустить внутригородские/пригородные маршруты по железной дороге.

96.


97.


Или хотя бы содержать в надлежащем состоянии оставшуюся с советских времён систему электротранспорта.

97а.


Как видно, охват линий не очень большой, транзитных маршрутов через центр нет.

Или можно было бы организовать высокопровозную (с автобусами большой вместимости на основных маршрутах), разветвлённую и чётко работающую автобусную систему.

98.


Но в рамках подготовки к юбилею Ярославля в 2010 году была демонтирована значительная часть трамвая в центре города (который существует здесь с самого 1900 года, почти как в Москве), а троллейбусная система в целом осталась без изменений.

99а.


Она по-прежнему худо-бедно связывает северные, центральные и южные районы города.

99.


100.


Исключения - линия по Большой Октябрьской улице, открытая взамен ликвидированной в 2009 году линии трамвая, и демонтаж длинной линии в промзону нефтезавода по улице Гагарина, который произошёл в 2004 году.

101.


102.


103.


А вот с автобусами наблюдаются некоторые подвижки: в декабре 2020 года было объявлено о транспортной реформе, в ходе которой предполагается заменить все маршрутки муниципальными автобусами, ввести единое билетное меню (универсальные транспортные карты), оптимизировать интервалы и схему движения.
Вроде как на втором этапе, с июля 2021 по июль 2022 года, предполагается уже начать замену маршруток на автобусы. Но в октябре 2021 года я проехал на двух автобусах почти через весь город (от юго-восточного въезда до северо-восточного выезда) и особых изменений не заметил: автобусы с маршрутками всё также неторопливо, со всеми остановками едут из далёких периферийных микрорайонов и посёлков в центр.
По ощущению, даже в 2021 году среди общественного транспорта в Ярославле преобладают маршрутные такси, что для более чем полумиллионного города с регулярными заторами на главных улицах - мягко говоря не эффективно; но здорово, что городские власти хотя бы осознали и признали это. Как говорится, лиха беда начало.

104.


Да, проехать куда-нибудь миновав центр в Ярославле малореально: надо делать пересадку. Это было бы не очень большой проблемой (может быть было бы и достоинством), если бы расписание разных маршрутов было бы выстроено с учётом друг друга.
Городская трамвайная система, когда-то обслуживающая северные и центральные районы Ярославля, плюс районы на юге центра (за Которослью, включая Красный Перекоп), сейчас функционирует только между центром и севером города, плюс ответвление на запад.

104а.


Почти везде она так или иначе дублируется троллейбусом, единственный по-настоящему "трамвайный" район - это так называемая Пятёрка западнее центра. Даже своё название эта часть города получила по номеру трамвая, который запустили туда в начале 1960-х годов.

105.


Причём до основных транспортных узлов центра ярославские трамвайные линии не доходят, заканчиваясь в Бутусовском парке (примерно полпути между старым городом и железнодорожным вокзалом).

106.


Впрочем, с главных городских улиц трамвай стали убирать ещё в 1970-е годы, но последняя серия закрытий окончательно сделала этот вид транспорта второстепенным для Ярославля.

107.


Справедливости ради, надо сказать что после 2010 года демонтажей трамвайных линий в городе не было.

108.


И на севере Ярославля, в самом густонаселённом районе Брагино, трамвайная сеть сохранилась в полном объёме.

109.


Другое дело, что после закрытия большой части линий в центре города трамвай стал гораздо менее актуален как транспорт до центра города.

110.


Так или иначе, сейчас городская трамвайная система с её 19 километрами линий (44-е место в России), 67 вагонами, которые перевозят менее 30 тыс. человек ежедневно по 4 маршрутам, не играет решающей роли даже в основном транспортном коридоре, который она обслуживает (центр - север, самый загруженный в городе).

111.


112.


Троллейбусная система тоже относится к числе старейших в России (1949 год) и к концу советского времени охватила большую часть города - кроме заволжских и юго-восточных районов, а также фабричных кварталов и частного сектора вдоль Которосли, за железнодорожным вокзалом. С тех пор сеть осталась в целом без изменений, и по российским меркам относится к "крепким середнячкам".

113.


114.


По 46 километрам линий (27-е место в России) курсируют 120 троллейбусов семи маршрутов, которые перевозят более 70 тыс. пассажиров ежедневно (22-е место), связывая север, центр и юг города.

115.


Но троллейбус как вид транспорта явно отстаёт от автобусного и тем более автомобильного транспорта: линии не прокладываются в новые районы, не обгоняют уличное движение по выделенным линиям, да и почти обычных для российской троллейбусной сети линий с автономным ходом тут пока нет.

116.


117.


Железная дорога присутствует во всех районах Ярославля, в границах города расположено 12 железнодорожных станций, на 2 из которых (Ярославль-Главный и Ярославль-Московский) останавливаются поезда дальнего следования.

117а.


Многие станции расположены рядом с точками формирования пассажиропотока - крупными (и отдалёнными) жилыми районами, промзонами и другими местами концентрации рабочих мест. Движение пригородных поездов в городе относительно интенсивное, всего 17 пар: 5 в сторону Рыбинска и Костромы/Нерехты, 4 в сторону Данилова и Александрова/Москвы.

118.


Многие пригородные поезда проходят город (или хотя бы большую его часть) транзитом, не заканчиваясь на вокзалах в центре города, что повышает потенциал этих поездов как городского транспорта, и в некоторых районах (прежде всего, на юго-востоке города) я даже замечал реализацию этого потенциала.

119.


Но говорить о городском железнодорожном транспорте в Ярославле всё же не приходится: недостаточно транзитных поездов, большие интервалы, не всегда оптимально расположенные станции.

120.


Кроме того, Рыбинское направление не электрифицировано, что не позволяет использовать там такой же подвижной состав, как на других участках. Хотя гипотетически интенсификация железнодорожного сообщения в границах Ярославля и пригородов позволило бы улучшить транспортное обслуживание на некоторых участках, прежде всего на юго-востоке (Ивановское направление) и востоке (Даниловское направление).

В городе сохранился большой исторический центр, сопоставимый со своим московским аналогом: его окружность, если считать по старым валам, набережным Волги и Которосли, превышает 6 километров.

121.


Тут сохранилось рекордное количество церквей допетровского времени (XVII век и старше), выполненных в уникальном ярославском стиле (купола характерной формы):

122.


123.


Вместе с тем, запоминающихся старых памятников, городских доминант в Ярославле особо нет, и роль эрзац-кремля выполняет Спасо-Преображенский монастырь.
Впрочем, в этом вина не только и не столько самого Ярославля: в 1918 году, во время подавления "белогвардейского мятежа" большевики с помощью бронепоездов и авиации разнесли значительную часть старых кварталов, а в 1970-х годах для строительства здания обкома была снесена часть ансамбля центральной Советской (Ильинской) площади.
Подозреваю, в рамках подготовки к юбилею города, да и в целом за последние десятилетия город лишился многих памятников архитектуры.

124.


В целом, в российской провинции центры крупных городов - это основные районы строительства нового элитного жилья.

125.


Но в целом исторический центр Ярославля сохранился хорошо - если сравнивать с другими историческими городами России такого размера. Так что к этому аспекту города у меня гораздо меньше претензий, чем к транспорту и зонированию.

Но даже со всеми своими недостатками - а иногда и благодаря им - Ярославль остаётся одним из самых интересных городов Центральной России. После красивых и атмосферных, но немного безжизненных малых городов Золотого кольца, даже после какой-нибудь не такой маленькой Костромы в Ярославле можно ненадолго окунуться в суету и контрасты городской жизни, при этом не отрываясь от исторического наследия.

126.

Ярославль, Ярославская область

Previous post Next post
Up