Вологда: Прилуки

Dec 13, 2017 02:55









В средневековье христианский монастырь был не только и не столько местом общежительства и тихой незамутненной молитвы, сколько культурным центром и крепостью - в общем, средоточием цивилизации той эпохи.

3.


Для средневековой Руси это ещё более верно: плотность населения у нас была ниже, города были крохотными и попадались очень редко, сухопутных дорог не было совсем. Так что монастыри были не просто средоточием, а прямо-таки центрами цивилизации, и центрами экономическими - особенно на Севере.

4.


Считается, что и Вологда как город началась с монастыря, основанного на месте современной Ленивой площадки. С каменным строительством и вообще фортификацией в нашей стране тоже было не очень - отчасти по бедности, отчасти из-за нехватки камня, отчасти из-за отсталости строительных технологий, так что роль монастыря как крепости также была очень высока.

5.


Известно, что ту же Москву с опасного южного и юго-восточного направления прикрывали именно мощные монастырские стены; но Север расположен подальше от опасности из Степи, и важность монастырских укреплений здесь была поменьше. Хотя стены, конечно, были не лишними - что доказывает, например, история Соловков.

6.


Роль монастырей выросла после татаро-монгольского нашествия, когда светская власть пошатнулась и ослабела, а экономика и хозяйство были разрушены. Москва по мере своего возвышения способствовала строительству монастырей, особенно на периферийных и спорных землях; после того, как митрополит, глава русской православной церкви, переехал в Белокаменную, такое строительство предсказуемо означало рост влияния Москвы в отдалённых районах. И, наконец, в условиях фактической блокады Руси-России с юга и запада интенсифицировалось освоение Севера - там были соль и пушнина, главные национальные богатства того времени, а потом обнаружился и выход во внешний мир.
Возникновение Спасо-Прилуцкого монастыря в XIV веке укладывается в рамки обеих этих тенденций - отцом-основателем был близкий ученик Сергия Радонежского, первого выдающегося христианского деятеля на московской стороне, и монастырь расположился на богатейших торговых путях, ведущих из центральных русских земель на север и северо-восток, в Заволочье и двинские земли, а потом и к Уралу. Расположенный на холме над излучиной реки Вологды, всего в 4 километрах от тогдашнего города Вологды, монастырь можно было считать пригородным - но, в отличие от московских пригородных монастырей, его роль форпоста была вторична, как вторично было значение самой Вологды как крепости.
Одним из основ богатства северных русских монастырей была добыча соли, которая, будучи сама по себе самым доходным промыслом того времени, в этом случае еще и не облагалась налогом. К концу XVI века Спасо-Прилуцкий монастырь владел соляными варницами в Тотьме и Сольвычегодске, не считая угодий, сёл и подворий в Вологде и Москве; он стал одним из богатейших на всём Севере и в Русском царстве.

7.


Каменное строительство в Спасо-Прилуцком монастыре началось на пару десятилетий раньше, чем в самой Вологде, и поначалу приобрело гораздо большие масштабы.

8.


В Смуту монастырь несколько раз был взят и разграблен - как инородцами (литовцами, поляками, татарами), так и русскими отрядами, причём это происходило уже после 1612 года, когда была освобождена Москва и междоусобная война в целом пошла на спад; начальный и более активный период Смуты Спасо-Прилуцкий монастырь, наоборот, пережил относительно безболезненно.
Впрочем, экономический подъём Севера после этих печальных событий пошёл только быстрее, возобновилась торговля с западными странами, вернулось богатство, соляные и пушные торговые пути - и стал ещё богаче прежнего монастырь; XVII век - время его наивысшего расцвета.

9.


Забавно, что подъём каменного крепостного строительства в России, начавшийся в последней четверти XVI века, достиг пика в XVII веке, уже после Смуты и, как показала история, средневекового типа укрепления очень скоро окончательно утратили своё значение; так и Спасо-Прилуцкий монастырь, обзаведшийся каменными стенами только в середине XVII века.

10.


Расцвет Севера подошёл к концу после смещения торговых путей, вызванных основанием Санкт-Петербурга; но монастырь оставался крупным и богатым, и даже почти не пострадал от екатерининской секуляризации.
Уже с XVI века при у монастыря, как водится, возникали слободы и деревни; к XVIII веку они слились в два села - Выпрягово и Коровничье. Они росли и развивались не только и не столько за счёт обслуживания монастыря и паломников, сколько за счёт торговли и других занятий, вязанных с большой дорогой; в это время здесь появились первая за пределами монастыря каменная церковь.

11.


Здесь сходились Кирилловский и Архангельский тракт; на соседнюю Вологду дорога шла не через Заречье, как сейчас, а через речную переправу и на Верхний Посад; два села окончательно слились в Прилуки только в XIX веке.
В 1898 г. через Прилуки, прямо вдоль стены монастыря прошла узкоколейная железная дорога Москва - Вологда - Архангельск, уже в 1914 г. перешитая на широкую колею - впрочем, судя по всему, через село она прошла только транзитом, не очень сильно изменив местную жизнь.

12.


Хотя железнодорожная станция тут появилась.

13.


История Спасо-Прилуцкого монастыря в советское время печальна и типична: изъятие ценностей, потом закрытие, определение в монастырские помещения самых разных учреждений - от кинотеатра до пересылкой тюрьмы.

14.


Впрочем, уже в 1970-е годы монастырь был отреставрирован и передан Вологодскому музею.

15.


Хотя Вологда медленнее всего росла в северном направлении, как раз по направлению к Прилукам, к концу советского периода город всё же подошёл вплотную к селу и монастырю. И в 1993 г. уже ставшее ближним пригородом село официально вошло в состав областного центра - вместе с десятком других населённых пунктов северной, западной и юго-западной периферии.

16.


Но колорит старого и основательного села тут остался - причём, в отличие от других старых околомонастырских поселений (Сергиев Посад, Борисоглебский, украинский Почаев), колорит не только монастырский и сельский, но и железнодорожный.

17.


Несмотря на свою периферийность и атмосферу окраины, Прилуки сейчас - даже не самый далёкий район Вологды: отдельные юго-западные и южные микрорайоны, имеющие гораздо более городской вид, отстоят от Насон-Города на большее расстояние.

18.


Так что доехать сюда можно очень быстро, и напрямую - по восточной окраине бывшего села проходит дорога из Вологды на Архангельск (продолжение улицы Чернышевского из Заречья).
Монастырь - в юго-восточном углу современных Прилук, сразу за переездом; главная прилуцкая улица с романтичным названием Железнодорожная - бывший Кирилловский тракт - впрочем, по нему можно и сейчас попасть на новую дорогу на Кириллов. Почти все Прилуки - это частный сектор; с 2009 года в этой отдалённой части Вологды строятся ненадёжного вида трёхэтажные многоквартирные дома для переселяемых из ветхого жилья.

19.


Перед монастырём - площадь со старыми магазинами, парком и автобусной остановкой.

20.


21.


Впрочем, парк, да ещё и Монастырский - это сильно сказано: это скорее газон с клумбой редкими деревцами.

22.


Впрочем, он молодой ещё, всё у него впереди.
Зато сюда добралось такое столичное веяние, как современные детские площадки - как-никак, других парков в Прилуках нет, а с благоустроенными дворами, думаю, тут не очень.

23.


А где-то сбоку, где парк переходит в приусадебные участки, обнаружилась лошадь:

24.


А автобусы в Прилуках, как это часто бывают в Вологде - вместительные и даже более-менее современные.

25.


Кстати, именно в Прилуки был в 1938 г. проведён один из первых городских автобусных маршрутов.
Увы, на поезде сюда приехать уже сложно - несмотря на то, что электричка от вологодского вокзала доходит сюда всего за 14 минут, делает она это только один раз в день; о масштабах погрома пригородного железнодорожного сообщения, произошедшего на Вологодчине, я уже писал здесь. На местной станции Рыбкино, наглухо заставленной ждущими отправки в северные порты, Коми и на Ямал грузовыми составами, дежурная очень удивилась, когда я спросил, где тут может быть расписание электричек.

26.


Но вернётся к Спасо-Прилуцкому монастырю,

27.


Уже при взгляде из парка он, как и Вологда в целом, производит впечатление Севера - незамутнённого, чистого, гармоничного, но не такого сурового, более уютного, смягчённого вышкой растительностью и менее скупым архитектурным оформлением. Это впечатление усиливается сразу же после того, как пройдёшь через Святые Врата 1590 г. с надвратной Вознесенской церковью.

28.


Миниатюрная надвратная (первый раз такое вижу) колокольня была, к слову, возведена на полтора столетия тоже, но неплохо вписалась в средневековый стиль всего сооружения.

29.


Несмотря на то, что это действующий мужской монастырь - уже более 20 лет, он необычно ухоженный изнутри, что чаще можно встретить в монастырях женских.

30.


Пруд, сады, зелень - почти всё в близком к идеальному состоянию, и очень красиво обрамляет монастырские постройки.

31.


32.


Нет ни непролазных зарослей, ни голых мест - при том, что туристов тут относительно немного, если сравнивать с крупными монастырями Центральной России.

33.


Но нет тут и чрезмерной и небрежной глянцевости, вылизанности, которую можно увидеть в Троице-Сергиевой лавре или в Дивеево.

34.


Один из самых живописных монастырей, что я видел в нашей стране.

35.


И очень цельный - несмотря на постройки разных лет; субъективно, это самый красивый архитектурный ансамбль, который можно найти в Вологде.

36.


И - огромный плюс в пользу монастыря - всё это совершенно свободно можно обозревать со стен.

37.


Древние постройки не очень велики - так, главный Спасо-Преображенский собор гораздо меньше вологодского Софийского собора; особое очарование ему придают шлемовидные упола.

38.


А Введенская церковь 1550 г. - с "правильным" русским куполом луковичной формы; но цвета купола, как и на других спасо-прилуцких храмах, неяркие, что придаёт облику церквей и соборов какой-то эстетизм и даже благородство.

39.


Соборная колокольня была перестроена в XVII веке и тоже обзавелась куполом луковичной формы.

40.


Ещё из "новоделов" вдоль западной стены есть келарский корпус с пристроенной в его дальнем конце Всехсвятской церковью XVIII века, до которой я так и не добрался.
Но самое новое сооружение из более-менее крупных - это Екатерининская церковь-мавзолей 1830 года, сооружённая на монастырском некрополе местным помещиком над могилами родственников. Сам некрополь, кстати, почти так же очарователен, как и сам монастырь - немногочисленные старые могилы и ели.

41.


Из известных людей на монастырском кладбище похоронен поэт Константин Батюшков - наверное, самый знаменитый вологжанин дореволюционного времени.

42.


43.


Над некрополем возвышается деревянная Успенская церковь 1519 года постройки, привезённая сюда из монастыря на Кубенском озере - самое старое здание на территории Вологды и древнейшая шатровая церковь в России.

44.


А что можно найти в Прилуках кроме монастыря, атмосферных улиц старой деревни и исторического магазина на главной площади?

45.


Полуразрушенную церковь Николая Чудотворца на Валухе, окружённую полузаброшенным кладбищем.

46.


Говорят, что внутри заколоченного храма сохранились остатки росписей, но сам я не проверял.

47.


До этой церкви от ухоженного и с иголочки монастыря - пара кварталов, но тут уже совсем другой мир.

48.


Наверно, такие виды - одна из первых ассоциаций, возникающих, когда мы слышим словосочетание "Русский Север".

49.


Из-за старых деревьев и зарослей Бог весть чего не сразу видно, что церковь и кладбище, как и монастырь - на высоком берегу реки Вологды.

50.


Река не широкая и не узкая, тихая и почти домашняя - можно ли вольному путешественнику найти лучшее место для обеда и освежающих водных процедур?

51.


И эмоциональные, молодые северные утки:

52.


53.


На них, пожалуй, и закончим с Вологдой.
Но не с Вологодской землёй - мне ещё осталось про что рассказать в этом благодатном северном краю.

Вологда

Previous post Next post
Up