Вологда: как что

Dec 02, 2017 05:19









Какие ассоциации при слове "Вологда"? Берёзки, храмы, деревянные дома, север, "Вологда-гда".

3.


Не в последнюю очередь благодаря знаменитой песне, город для многих стал воплощением чего-то исконно русского - как в Средней Полосе, но незамутнённее и чище. В чём-то это так, в чём-то не совсем, некоторые из этих качеств в большей степени присущи региону, Вологодской области, и поневоле переносятся на региональный центр.

4.


Вологда - это ближний Север, с северной чистотой и прозрачностью, по-северному живописный, но почти без северного паршивого климата, с уменьшенным содержанием неприкаянности и разрухи.

5.


Первый крупный город в этой подборке, Вологда на протяжении практически всей своей истории была городом немаленьким. До основания Санкт-Петербурга - главный центр управления и торговли на Севере, была одним из крупнейших городов Русского царства. Но - долго оставаясь небольшим городом, Вологда и сейчас даже в своём регионе уступает суровому индустриальному Череповцу. Как следствие - относительная сохранность исторического наследия; город является одним из крупнейших туристических центров России за пределами Золотого Кольца.

6.


Да и Вологодская область в целом - один из богатейших регионов Севера, так что благоустройству и реставрации исторических памятников здесь уделяется какое-никакое внимание. Хотя это внимание тоже, как это часто бывает, идёт во вред.
Конечно, в 300-тысячном региональном центре, пусть даже и историческом, не может быть такой атмосфере, как в каком-нибудь старинном маленьком городке. Но Вологде удалось избежать многих негативных последствий урбанизации и городского развития последнего столетия - масштабной и неразборчивой индустриализации, реконструкции и сноса целых районов.

7.


Конечно, и тут возводились заводы и новые районы, и сносились церкви и старые кварталы - но такое ощущение, что соседний промышленный Череповец оттянул на себя почти все эти мероприятия, а в Вологде город строился осторожно, исторический центр оказался мало затронут.

8.


И здание обкома, как в каком-нибудь Владимире, в Вологде построили в сторонке.

9.


Соборы, церкви, уютные улочки с прекрасными деревянными особняками (именно особняками, а не домами деревенского вида, как это бывает почти во всей остальной России) над тихой рекой, северная атмосфера в сочетании с относительной цивильностью и заботой о памятниках - это Вологда.

10.


Кажется, максимальное в России количество сохранившихся памятников деревянного зодчества.

11.


Хотя, конечно, как и полагается губернскому городу, в Вологде немало и исторических каменных зданий.

12.


Свою роль сыграло и то, что город, фактически, ни разу не подвергался массовым разрушениям со времён Смуты - Гражданская война прошла в Вологде максимально безболезненно, а немцы в Великую Отечественную сюда не дошли.
Впрочем, охрана памятников деревянного зодчества здесь нередко понимается своеобразно и по-российски: очень многие дореволюционные деревянные памятники оказываются или сгоревшими, или брошенными, или благополучно сносятся, реставрируются немногие, и не всегда с полным сохранением исторического облика, так сказать - наличие денег опять не идёт на пользу эстетической стороне российской действительности.

Другое дело, что в городе есть определённая мода на современные дома и особняки в "вологодском стиле" - нередко они строятся из кирпича или даже бетона, но обшиваются досками "под старину".

13.


И, надо сказать, часто получается весьма неплохо и внешне действительно похоже на то, как строили 100 или 200 лет назад. Наверно, лучший региональный архитектурный стиль, что я видел в России - не только по сравнению с оригинальным, но рвущим все шаблоны и чувство прекрасного "новоалтайским стилем, но и гораздо более достойным елецким стилем из одноимённого "старого города Липецкой области.

Но контрасты, контрасты - рядом дома под старину и настоящие старые дома, но в ужасном состоянии, или вообще в руинах.

А временами пропадает асфальт и как будто бы сам город.

14.


Но, так или иначе, Вологда остаётся одним из самых атмосферных и живописных крупных городов России.

15.


Город как-то уютно расположен, по-другому и не скажешь - небольшая, прихотливо петляющая река, разбросанные по обоим берегам районы, довольно много парков.

16.


И северные леса - совсем близко, видно из самого центра города.

17.


Если ориентироваться на официальную дату основания города, то Вологда - абсолютный ровесник Москвы: киевский монах Герасим основал Троицкий монастырь на реке Вологде, примерно на месте современного города, в 1147 году. Основание же укреплённого города чаще относят к XIII веку, и сделано это было, скорее всего, новгородцами - главными первопроходцами на Русском Севере в ту эпоху. С середины XIV века наблюдалась очень любопытная картина: после захвата города московским князем Дмитрием Донским в городе, фактически, было московск-новгородское двоевластие, главной опорой московской власти в северном городе был Спас-Прилуцкий монастырь, примерно тогда же основанный одним из учеников Сергия Радонежского.

18.


Впрочем, в самом конце XIV века Вологда была присоединена к Москве. Уже в XV веке Вологда благодаря своему выгодному географическому положению была одним из основных центров Русского Севера, её жители вместе с новгородцами играли важнейшую роль в освоении северных и восточных земель - так, именно вологодскими купцами Калинниковыми было начата разработка камских соляных промыслов на месте будущего Соликамска, откуда, в свою очередь, через полтора столетие началась русская экспансия в Сибирь. А в XVI веке Русский Север переживает, наверно, величайший подъём за всю свою историю - регион становится главными воротами Русского царства во внешний мир, и по Северодвинскому пути на Архангельск идёт основная часть торгового и культурного обмена с Западом. Вологда - ворота на Север; здесь товары перегружали с гужевого сухопутного транспорта на водный (Сухона - Вычегда - Северная Двина), и город становится крупнейшим городом Севера, входит в число крупнейших городов государства и становится одним из важнейших транзитных пунктов на внешнеторговых путях, и даже первым русским послом в Англии стал именно вологжанин. В довершение всего, Иван Грозный решает сделать Вологду столицей опричнины и в конце 1560-х годов начинает строить здесь каменный кремль.

19.


Кремль так и не был достроен, но в городе появился совершенно московских масштабов Софийский собор, город становится фактической северной столицей Русского царства. Смута долго обходила город стороной, но в 1612 г. Вологда всё же была взята и сожжена польско-литовским отрядом; впрочем, в XVII веке последовал новый расцвет город - Север оставался главным "окном в Европу" для Русского царства.

20.


Взамен невоплощённого Кремля появился Архиерейский двор - подобный ростовскому но поскромнее, ставший настоящим ядром города.

В то время, по некоторым источникам, Вологда была третьим по величине городом государства.

21.


При Петре I всё это закономерно закончилось - внешняя торговля пошла через Петербург; в довершение всего, Вологда перестала быть административным центром, когда её определили в Архангельскую губернию. Немного получше стало, когда уже при Екатерине II была образована Вологодская губерния, но новый экономический подъём в городе начался ближе к концу XIX века и был связан с такими событиями, как открытие движения по Северо-Двинской водной системе, строительство железных дорог от Москвы и Санкт-Петербурга, развитие производства знаменитого вологодского масла. "Захолустный статус" Вологды в XIX веке подчёркивался и тем обстоятельством, что Вологда и Вологодская губерния были самым близким к столицам местом политической ссылки.
После 1917 года власть в городе практически сразу перешла в руки красных, и бои Гражданской почти не затронули Вологду, но в первое десятилетие город опять пришёл в некоторый упадок. Как многие "классово чуждые", не очень промышленно развитые исторические города с большим количеством церквей, "опорные пункты старого порядка", Вологда была под пристальным и недоброжелательным вниманием новой власти: почти все церкви были закрыты, город опять перестал быть губернским/областным центром, перейдя в подчинение Архангельска. Впрочем, это было недолго: была образована Вологодская область, и ближе к середине 1930-х годов в город пришла индустриализация, хотя и не в самых больших масштабах - предприятий гигантов в Вологде не появилось, что, несомненно, способствовало и способствует сохранению в городе исторической атмосферы. Город оставался далёкой провинцией, о чём свидетельствует, в частности, то, что первая асфальтированная улица и канализация появились в Вологде только в 1950-х годах.
В Великую Отечественную главное значение города, находившегося в глубоком тылу, было в том, что через Вологду шёл почти весь поток эвакуируемых из блокадного Ленинграда.

22.


Развитие города после войны шло довольно обычным для русской провинции СССР образом - продолжалась индустриализация (приняв гораздо большие масштабы, чем в 1930-е), уже в 1970-е развернулось массовое строительство спальных районов и был пущен троллейбус. Впрочем, в эти десятилетия гораздо быстрее развивался соседний индустриальный Череповец, к 1980-м годам опередив Вологду по всем основным показателям; таким образом, Вологодская область стала уникальным для нашей страны регионом с "двойным центром".
Постсоветские преобразования Вологда, как и регион в целом, пережила относительно безболезненно - но если область жила и живёт во многом за счёт "Северстали" и других череповецких предприятий, то Вологда деиндустриализировалась и всё больше зависит от туризма и других отраслей сферы услуг.

23.


С 1989 года рост населения составил 6%, что является максимальным показателем не только в регионе, но и на всём Севере, и сейчас в Вологда проживает чуть больше 310 тысяч человек, она почти догнала по этому показателю Череповец.

24.


Положительная динамика численности населения - это, как почти всегда бывает в городах, следствие миграции, а не высокой рождаемости; сказывается относительно благоприятная экономическая обстановка в Вологде и положение самого южного города Севера.

25.


Примечательно, что Вологда - самый русский из крупных городов России, а Вологодская область - самый русский регион страны; доля титульной нации здесь доходит до 97%, а совокупная доля всех славянских народов превышает 99%.

26.


Повышенная (более 90%) концентрация русского населения характерна для большинства областей Русского Севера, но Вологодская область выделяется даже на их фоне.

27.


Это вдвойне удивительно, если учесть, что регион не самый бедный (что всегда привлекает мигрантов); кроме того, строительство заводов-гигантов - таких, как череповецкая "Северсталь" в советское время всегда приводило к притоку кадров из других республик Союза.
Несмотря на деиндустриализацию, многое сохранилось, и город производит около 10% промышленной продукции региона - что, впрочем, не так уж много, учитывая, что здесь проживает более 25% населения Вологодской области. В отличие от других промышленных центров региона - Череповца и Сокола - здесь больше диверсификация производства, как между отраслями, так и между отдельными промышленными предприятиями. На первом месте то, что принято называть "обслуживающей город отраслью" - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, которых тут вырабатывается почти половина от регионального объёма. Примерно одинаковую роль играют машиностроение (обычная ситуация для российского несырьевого региона) и пищевая промышленность (уже не так типично; подозреваю, виной тому вологодское масло). Интересны отрасли, мало где выжившие в пределах - электронное приборостроение и производство льняных тканей.
Главный вологодский индустриальный гигант - это подшипниковый завод, построенный уже в позднесоветские десятилетия на западной периферии города, за старой объездной дорогой; в условиях обвала этой отрасли в России сейчас вологодское предприятие - ведущий производитель подшипников в России (25% рынка).

Но, несмотря на солидную площадь под промзонами, в целом Вологда - это административная, культурная, туристическая, наверно даже транспортная и торговая столица; но экономическая столица - это Череповец, имеющий в своём распоряжении одно из крупнейших в России предприятий и формирующий значительную часть бюджета региона. Но такое ощущение, что в Вологде уровень жизни выше, чем в Череповце, страдающем многие проблемами многоголов при индустриальных гигантах, что обостряет вечную конкуренцию между двумя центрами региона; в целом, Вологда выглядит самым богатым и цивилизованным городом Русского Севера - если не сравнивать её с Петрозаводском и Мурманском.
Не последнюю роль в развитии непроизводственной сферы в Вологде играет то обстоятельство, что город расположен очень выгодно не только по отношению к своему региону, но и по отношению ко всему Северу. и даже в национальных масштабах. Перекрёсток федеральных автодорог М8 Москва - Архангельск, Вологда - Санкт-Петербург.

28.


Также от Вологды идут прямые дороги на Великий Устюг - республику Коми и на Вытегру - Медвежьегорск - Мурманск, что делает город крайне важным транспортным узлом, который в условиях северного бездорожья очень сложно объехать.

29.


30.


Кроме того, через Вологду проходят железные дороги с напряжённым траффиком - пассажирским и особенно грузовым, здесь пересекаются линии Москва - Архангельск и Санкт-Петербург - Киров - Урал - Сибирь (Северный ход Транссиба).

31.


По некоторым данным, расположенная на восточной окраине Вологды сортировочная станция Лоста - одна из крупнейших в России. Именно через Лосту идут основные железнодорожные грузовые перевозки из континентальной России в порты Санкт-Петербурга. Если говорить проще, то Вологда - это перекрёсток дорог из Москвы на север и из Санкт-Петербурга на восток и северо-восток.
Вологду - во многом по транспортно-географическому признаку - можно считать столицей Северного экономического района.
В этих условиях особенно печально выглядит ситуация с автомобильной инфраструктурой: объездную дорогу здесь строят примерно с начала 2000-х, но пока построили только половину, 14 километров от выезда на Череповец - Санкт-Петербург до выезда на Архангельск.

32.


Так что если ехать с Питера в Коми или к поморам, то Вологду объехать можно, а вот если с любого направления в Москву - то уже нельзя, и транзит через старую вологодскую объездную, фактически уже давно ставшую внутригородской улицей, становится одним из самых запоминающихся событий для многих следующих из столицы по трассе М8.




С 2007 года, когда была закончена половина объездной, велись разговоры о "скором возобновлении дальнейшего строительства", но реальные работы начались только в этом году, и достроить обещают только к 2020 году.
Но - в самой Вологде дороги неплохие (хотя это часто заканчивается, стоит только сойти с главных улиц). На недоделанной пригородной дорожной сети покрытие на основных выездах в последние годы более чем хорошее. Город компактный, сравнительно небольшой, ощущение, что улично-дорожной сети хватает, несмотря на то, что через реку Вологду в черте города всего 2 автомобильных моста - при том, что на левобережье расположена как минимум четверть Вологды. Фактически, весь транзитный поток в северную и восточную часть города идёт через исторический центр.
Ну и сами дороги неширокие - кажется, не видел здесь ни одной улицы шире 4 полос.
Так что с пробками всё в порядке.

33.


Я не говорю уже о недостроенной объездной.
Вообще, как уже упоминалось выше, река петляет по всему городу, она неширокая и какая-то даже уютная по северным меркам; но нормальных набережных, конечно, не хватает - но кого этим в России удивишь.

34.


Несмотря на небольшой размер Вологды, в городе немало свободного места и много парков.

35.


Для северного города тут много частного сектора, но выглядит он в основном довольно прилично - особенно если ехать со стороны барачной Архангельской области. Думаю, это не в последнюю очередь благодаря давней вологодской традиции истинно городского, изящного деревянного домостроения.
Хотя бараки и попадаются кое-где.

36.


Вообще, город кажется меньше, чем он есть на самом деле, и это не только следствие многочисленной деревянной застройки. В Вологде почти нет размаха, приличествующего советскому/постсоветскому региональному центру - широких площадей и масштабных проспектов. И главных улиц в городе немного, и с парадными въездами не очень - улично-дорожная сеть более равномерна и как-то горизонтальна, в смысле менее иерархична.
Кроме того, главные улицы часто не переходят в главные выезды из города - как, например, в Москве Варварка в конечном итоге переходит в дорогу на Рязань - в тех случаях, когда сухопутный транспорт стал играть большое значение достаточно поздно, уже после окончательного формирования планировочной структуры города. Это верно для Вологды - на Севере магистральных проезжих автомобильных дорог не существовало чуть ли не до позднесоветского времени, единственное исключение - собственно, дорога на Москву.

Исторически - к моменту революции 1917 года - Вологда была немаленькой, и старый город занимает немалую часть города современного.

37.


Кое-где застройка очень цельная - во многом благодаря чему Вологда и стала для меня одним из самых красивых российских городов - кое-где не очень. Но и более новые дома, включая построенные в постсоветские годы, не режут глаз, и вдвойне приятно обнаружить в каком-нибудь более-менее новом микрорайоне церковь XVIII века.
Чего в Вологде мало - так это конструктивизма (город, судя по всему, был "старорежимным", а в первые десятилетия советской власти внимание и инвестиции в такие города шли по остаточному принципу) и сталинского ампира (город был неиндустриальным, нестоличным и тыловым, почти не пострадавшим в войну, что исключало три основные предпосылки массовой застройки в те годы.

38.


Южная и юго-западная часть центра - это в основном советская многоэтажная застройка, юго-западная и восточная периферия - это главные вологодские спальные районы, где живёт больше половины населения, как мне кажется.

39.


40.


Периферия города на юго-востоке, востоке, юго-западе, западе - промзона, концентрирующая основные индустриальные мощности Вологды.

Она неадекватно большая, если иметь в виду не самую большую индустриальную мощь города; значительная часть промзоны заброшена или очень вяло используется, особенно в её восточном секторе. Помимо заводов и крупнейшей сортировочной, это также и важный в прежние времена речной порт - отсюда прямой выход в Сухону и северодвинский бассейн. А ещё восточнее практически сразу за городом начинаются болота - север даёт о себе знать. Впрочем, с других сторон Вологду окружают благодатные для этих широт земли, напоминающие Среднюю Полосу - пастбища и поля, обжитые и довольно плотно заселённые.
На севере и западе города меньше, чем на юге и востоке - сплошная застройка здесь быстро заканчивается, уступая место разбросанным небольшим промзонами и посёлкам; многоэтажных зданий здесь почти нет. Важно место здесь занимает парк Мира, своими размерами сделавший бы честь иному городу-миллионнику.

41.


Вообще, как уже упоминалось, Вологда богата парками - их тут примерно 7; впрочем, почти все они расположены в центре и на севере города, в то время как наиболее густо заселены юго-западные, южные и восточные микрорайоны.

42.


Но, так или иначе, если сопоставить с соседним Архангельском или с далёким Владивостоком с его двумя парками, то сравнение выходит очень в пользу Вологды. Кроме парков, посёлков и промзон, на севере Вологды находится вторая после исторического центра достопримечательность - Спасо-Прилуцкий монастырь, один из самых красивых на Севере.

43.


В следующей части - о моём любимом транспорте.

Вологда

Previous post Next post
Up