Про цепные мосты города Остров в этом сообществе написано немало. И всё же я риску предложить вашему вниманию ещё один рассказ на эту тему.
Признаюсь, с момента поездки в рамках "Северной Экспедиции": на поиски крепостей ленинградской и псковской областей - в сентябре 2015 года прошло два года, и я уже не помню, ради чего я ехал в город Остров - только ради висячих мостов или ещё хотел посмотреть на остатки крепости, расположенной когда-то на острове города Остров (тавтологическая экспедиция какая-то!) С осмотром крепости я опоздал. Века на три надо было раньше приехать, а я проспал до обеда. Сейчас на месте крепости находится краеведческий музей (коричневая крыша рядом с опорами моста на другом берегу реки) и церковь. Если присмотреться - а другого выхода у вас нет, потому что я не сфотографировал руины - можно заметить кусочек крепостной стены между дальними опорами моста и рекой.
Хотя крепость города Остров была выстроена на острове и её с двух сторон омывала Великая река и протока Слобожиха, сам город Остров выстроен по обоим берегам реки(и протоки с дивным названием). Великий русский абсурд, доведённый до совершенства ещё в 1341 году. Во всяком случае, с этой даты начинается отсчёт летописной жизни города.
Когда к середине 19 века горожане осознали, что они запарились каждую зиму выкладывать дорогу по льду реки, потом пережидать паводки и выстраивать временный деревянный мост или кататься на пароме, встал вопрос: как жить дальше и кто виноват. Виновного нашли сразу - польский король Стефан Баторий, разоривший и спаливший город во время ливонской войны в 1581 году - вот виновник всех бед. Жаль, на дворе был 1840 год и совы, отправленные в Польшу с хулительными грамотами, пожрали все письмена в дороге. Так что остался только один вопрос: как дальше-то жить? Тем более, что город к этому периоду уже перестал быть военным гарнизоном, начал торговать льном. В городе появились каменные торговые ряды, каменные общественные и жилые дома. Не было только связи с большой землёй; город оправдывал свой название. И тогда в Петербурге решили разориться и выстроить такой мост, чтобы на зависть и загляденье был. Лучше сразу два моста. Два моста - вдвое больше поводов для зависти. Так, чтобы ездить из столицы мостов в маленький городок - и зеленеть от зависти.
Не буду критиковать малые архитектектурные формы на набережной. Тем более, что набережная есть, а малых форм - нет. На прогулку нужно ходить со своей табуреткой.
Я фотографирую с пролёта южного моста с первых картинок и мне открывается вид на второй мост и церковь Николая Чудотворца, возведённую в середине 16 века. За моей спиной лежит дорога на Смоленск и Киев - так называемое Динабургское шоссе, передо мной открывается светлый путь в Псков.
Собственно, что в этих мостах такого удивительного? - спросите вы. И я вам отвечу, что это единственные сохранившиеся в России транспортные цепные мосты 19 века. По первому из утверждённых ещё в 1841 году проектов планировали выстроить трёхпролетный мост выше крепости по течению реки. Потом, исследовав дно и берега, решили строить два однопролётных моста через место, на котором когда-то стояла крепость, заодно соединив уже подходившие к городу с севера и юга трассы в одну. Десять лет ушло на рассмотрение различных проектов, согласования, поиск финансирования и пересмотр утверждённых проектов. Наконец, в 1852 году строительство началось.
Спроектированный инженером путей сообщения Михаилом Яковлевичем Краснопольским мост по первоначальному проекту был шире, цепи висели не друг над другом, но параллельно и разобщённые каменные опоры соединялись аркой. Изменения внесли из-за экономии средств. Хотя когда в результате испытаний изготовленных в Петербурге металлических звеньев цепи выяснилось, что они не выдерживают заявленную нагрузку - цепи пришлось заказать в Англии. Из интересных - как мне показалось - решений, я расскажу об одном. Каменные опоры замечательно выдерживают статичную нагрузку сверху-вниз, но плохо приспособлены для работы на изгиб. Поэтому цепи подвесов не крепятся к опорам, а лежат на чугунных цилиндрах на вершинах опор и могут скользить по ним в зависимости от динамической нагрузки на мост. Скольжение-скольжением, но законы физики по части резонанса они не отменяют. И потому, чтобы 93-метровые мосты не уплыли по течению вместе с любопытными зеваками, по мостам запретели ходить строевым шагом или собираться всем городом и одновременно подпрыгивать.
Обстоятельная, интересная статья о мостах на сайте regionavtica.ru, рекомендую Церковь Николая Чудотворца. Любопытна тем, что её алтарь направлен на север, а не на восток. Безымянные историки из интернетов считают, что это связано с особым отношением местного населения к Пскову, в подчинении у которого был город Остров.
Слева вдали - Троицкий собор, построенный в 1790 году по указу Екатерины Второй. До него мы ещё дойдём.
Хотел сказать о состоянии мостов, но зачем сто раз говорить, если можно один раз показать? А выводы каждый из вас сделает сам.
Троицкий собор. Выстроен, как я уже говорил, по указу Екатерины Второй по центру торговой площади, на месте, где ранее стоял деревянный Воздвиженский храм. В отличие от современных практик, когда ради строительства в центре нужно сначала что-нибудь снести, тут было свободное место. Ещё с тех времён, как город навестил Стефан Баторий. В городе вообще довольно долго не было ничего, кроме ничего и дергающегося глаза у каждого второго местного жителя.
Кстати, похожий по архитектуре храм можно приехать посмотреть в усадьбу Кусково.
Северный мост.
Южный мост.
______________________________________
И о дороге.
Для переезда из Порхова в Остров я выбрал какую-то безымянную трассу. Про неё я могу сказать только одно: русский деревня - харашо, дрянной дорога - машина капут.
Это двухполосная трасса. Впрочем, кто часто ездит - после слова лопата не смеётся, а добавляет "в багажнике".
И под конец истории - пасторальная картинка из
Пушкинских гор, где утром следующего дня я гонялся за солнцем и туманом.
О других объектах "Северной Экспедиции": о Шлиссельбургской крепости, Приоратском дворце в Гатчине, о Псковском кремле и Пушкинских горах можно прочесть
у меня в жж или дождаться публикации рассказов в этом сообществе. Также я рассчитываю написать рассказы о развалинах укреплений в Высоцке, о крепостях Изборска, Порхова и Приозёрска, которые я посетил во время поездки.
Все посты о поездке можно почитать по ссылке
Северная Экспедиция или найти в жж по тегу SeverExp.