Приезжая в новый для себя город было бы не плохо сразу прикинуть, куда надо сходить обязательно, а на что не стоит тратить время. Мы вот тут по Пензе прогулялись и составили свою обязательную программу с элементами необязательности. Вперед!
Достопримечательностей музейного характера окрест Пензы превеликое множество, чего одни Тарханы стоят. Но это все летняя программа с покатушками по окрестностям и кормлением комаров. Мы приехали на поезде и были ограничены в перемещениях в том числе и температурным режимом - зима. Зимняя Пенза - это как холодная котлета из моего детства, отдельное блюдо и даже отдельная история, замкнутая внутри городской черты. Пенза, как многие города, сама по себе музей под открытым небом, в первую очередь, конечно, деревянного зодчества и религиозной архитектуры.
Музейная культурная программа никогда не является для нас камнем преткновения, мы вопрос всегда изучаем, но идем (за редким исключением) в музеи, расположенные по пути. Первым музеем на нашем пути стал «Дом Мейерхольда». Это музей-театр и музейная часть настолько ошеломляюще-захватывающая, что «Дом» стал нашим основным и самым ярким впечатлением от города. Только вам придется поверить мне на слово, потому что в музее по совершенно не понятной причине нельзя фотографировать, но можно купить буклет с фотографиями за 200 рублей (покупка буклета, к сожалению, не дает права фотографировать). Мне страшно жаль, что не удалось сделать фотоматериал об этом музее, потому что экспозиция там отличная. Тут и оригинальные эскизы костюмов к «Маскараду», и наглядность биомеханики, и чемоданы, и мебель, и старые афиши и записки! Есть материалы, посвященные аресту и смерти Мейерхольда, единственное, что экскурсовод разрешила нам сфотографировать, это справка о расстреле. Это ужасно, шестидесяти шестилетнего старика пытали и расстреляли, как врага народа. Качели колеблются быстро, от гордости народа до врага один толчок. Как мы все можем прочесть благодаря справке, выданной лейтенантом госбезопасности Кривицким, Всеволода Эмильевича Мейерхольда, театрального режиссера, актера и педагога расстреляли 2 февраля 1940 года. Как раз завтра, кстати.
Собственно, само здание музея - это отчий дом создателя «биомеханики» и большого поклонника театрального гротеска Всеволода Мейерхольда с интересным решением пространства - жилые комнаты собраны в эдакую анфиладу, зато есть коридор, по которому в отцовский кабинет ходили деловые люди решать большие и маленькие винные вопросы (отец Всеволода - Эмиль Мейерхольд выл винозаводчиком и выпускал, в том числе водку). И кабинет этот, доложу я вам, наполнен всяческими деловыми и бытовыми мелочами под завязку. Не знаю, как вы, а я обожаю разглядывать всякие старые предметы, и мы с трудом покинули Дом-Музей-Театр, чтобы вечером вернуться на спектакль «Вдовы». Театр пользуется большой популярностью, и мы, два странствующих блогера одного блога, выманили себе билеты хитростью, уловками и подкупом. Театр тут не простой - все по Мейерхольду, женские роли играют мужчины. Да, они переодеты в женские платья. Нет, это не похоже на Верку Сердючку. Актеры играют не женщин, а женские характеры и играют с блеском! У меня было изрядно скепсиса, но мне очень понравилось! Театральная, как и музейная часть «Дома Мейерхольда» - это не просто интересно, это повод в Пензу съездить и своими глазами увидеть, как великий режиссер уходит за своей Музой.
Еще нам по пути попался такой не типичный «Музей одной картины» - идея в том, что здесь гастролируют полотна из художественного Пензенского музея. Мы попали на «Таракановские недели» в макдональдс - выставляли авторскую копию «Княжны Таракановой» Флавицкого. Сначала, причем, показывают пафосное костюмированное кино про героиню полотна, а потом по всем законам жанра поднимается занавес (!), и все идут смотреть картину. Очень театрализовано, но, по-своему интересно, хотя и довольно время затратно. Кино на 40 минут, а посмотреть, собственно, полотно можно не больше минут пяти-семи, а дальше - освободите помещение у нас новые зрители на подходе.
Единственный музей, в который мы, можно сказать, шли специально - Музей народного творчества, и он стоит того, чтобы до него дойти, но совершенно не стоит того, чтобы заходить внутрь. Как же так? Все очень просто, сам музей - это такой сказочный теремок, настоящий памятник деревянного зодчества, красивый и даже немного вычурный, с миллионом деталей. Внутри же это нечто среднее между музеем капитал-шоу «Поле чудес» и выставкой самодеятельных подарков старшей группы детского сада №8. Свистульки, вышивка, скульптуры из каряг и глины, картинки, поделки из шишек, (из шишек, Карл!) гобеленчики и прочее, чему нет числа. Но начинается все с кабинета бывшего хозяина дома. Мы вокруг обходили и рассматривали деревянные кружева наличников вдвое дольше, чем вихрем промчались по залам.
Мы много чего не нашли и не зашли, но это же только повод вернуться, так?