Астана: история, общее положение, старый город

Oct 31, 2016 23:55






"Столица" - так буквально переводится название "Астана". По-азиатски просто, примитивно - и символично.
Бескрайняя степь где-то в центре Евразии как нельзя лучше подходит для столицы крупнейшего степного государства в мире; но Астаной - и столицей - этот город стал меньше 20 лет назад.
Ранняя история Акмолинска - именно так называлась теперешняя блистательная Астана - берёт своё начало с 1830 г. Тогда был создан казачий форпост Акмолинский - то есть, как это обычно и бывало в Северном Казахстане, происхождение Астаны по сути западносибирское. В 1861 г. поселение стало городом Акмолинском - почти одновременно с соседними Павлодаром и Кокчетавом. Окончательное присоединение казахских жузов к России требовало создание российской сетки административно-территориального деления, которая не могла существовать без городов-центров округов (округ - аналог уезда на приграничье империи в те годы). Сначала Акмолинск был окружным центром области Сибирских киргизов с центром в Омске, в 1868 г. область была переименована в Акмолинскую. Впрочем, центром всё равно остался далёкий Омск - ближе более-менее крупных городов всё равно не было.
В 1938 г. мрачное по своему значению название города (Акмола - "белая могила") обрело новый смысл - недалеко от Акмолинска, в посёлке Малиновка (сейчас - Акмол) был создан АЛЖИР - Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Это название неофициально, местный лагерь был отделением Карагандинского исправительно-трудового лагеря, но оно лучшим образом отражает суть - это был женский лагерь, и вина более чем половины женщин-заключённых состояла только в том, что они были членами семей изменников Родины (ЧСИР).
Как и в весь Северный Казахстан, новую жизнь в Акмолинск вдохнули 1950-е годы и особенно освоение целины, которой было очень много в этих местах. В 1940-е - 1950-е годы здесь окончательно сформировался главный транспортный узел Северного Казахстана - 4 магистральные железные дороги и 4 автодороги республиканского значения. В 1960 г. город стал центром Целинного края - надрегионального образования, созданного из 5 северо-казахстанских областей с преобладанием русского сельского населения; в 1961 г. Акмолинск вполне логично переименовали в Целиноград.
Уже в 1965 г. Целинный край был ликвидирован, но Целиноград продолжал расти; хотя город так и не перегнал угольную Караганду по населению и экономической мощи, он стал вторым на севере республики.
В 1992 г. - видимо, чтобы город не ассоциировался со всесоюзном освоением целины - Целиноград стал Акмолой, и это мрачное название продержалось до обретения городом столичного статуса. В принципе, на постсоветском пространстве не так много городов, которые столько раз переименовывали.
Проблемой российского и советского Казахстана всегда было то, что он управлялся откуда-то с краю - сначала с северного (Омск), потом с северо-западного (Оренбург), потом с юго-восточного (Алма-Ата). Это было связано, прежде всего, с тем, что в глубине Великой Степи очень долго не было значительных городов; кроме того, все прежние казахские столицы были городами совсем или почти совсем русскими, что в прежние времена облегчало управление коренным казахским населением.
Так вот, чтобы переломить эту тенденцию "окраинности" и чужеродности столицы, Назарбаев в 1997 г. распорядился перенести столицу в Акмолу. Она находится практически в центре страны, тут уже сформировавшийся транспортный узел. Как и почти все казахстанские города, будущая Астана была русской по населению; но было понятно, что столица 15-миллионного государства не останется 300-тысячным городом, и мигранты быстро сделают титульную национальность основной. Казахский город в русскоязычных северо-казахстанских регионах явно способствует объединению и консолидации страны; ведь той же Украине и не снились казахстанские межрегиональные контрасты на момент обретения независимости.
При этом Астана, как это ни парадоксально, находится немножко ближе к Европе, чем более азиатская по ощущению Алма-Ата. Идеи евразийства в Казахстане заметнее, чем в России с её Дугиным; недаром главным до недавнего прошлого столичным ВУЗом был Евразийский университет им. Льва Гумилёва. При этом ведущим университетом страны остаётся Казахский национальный университет им. Аль-Фараби в старой столице Алма-Ате.

2.


В общем, Акмола стала Астаной, и в истории города начался совсем новый этап.

3.


Старый советский Целиноград на правобережье Ишима дополнился новой казахстанской Астаной на левом берегу реки, постепенно увеличившись чуть ли не втрое.

4.


При таком строительстве и инвестициях темпы роста населения в Астане бьют все постсоветские рекорды - за последние 25 лет население города увеличилось более чем в три раза; на момент моего посещения города в 2015 г. его население составляло почти 900 тыс. жителей.

5.


По сообщениям местных жителей, астанинские цены на недвижимость сравнимы с московскими - при несравнимо меньшем разнообразии возможностей трудоустройства и значительно менее развитой инфраструктуре.

6.


Интересно, что несколько лет назад Астану по численности населения немного обогнал Чимкент, главный южно-казахстанский мегаполис. Там не было такого взрывного роста, но он изначально был больше, да и демографический потенциал Южно-Казахстанской области внушительнее; нельзя забывать и о близлежащем Узбекистане. Справедливость была восстановлена, когда летом 2016 года в Астане объявили о рождении миллионного жителя города, тем самым столица вновь заняла второе место в республике после Алма-Аты. Прежняя столица казахской ССР пока остаётся вне конкуренции - она тоже растёт довольно быстро, остаётся вдвое большим по населению городом. Да Алма-Ата и больше пока похожа на мегаполис, чем Астана: больше городской среды и сложившегося городского уклада жизни.

7.


Справедливости ради стоит заметить, что сама Астана в некоторых отношениях тоже выглядит большой, даже больше своего размера - особенно если окажешься на одном из проспектов, достойных города с населением миллиона два:

8.


Обратите внимание на советские автомобили:

9.


Население Астаны растёт в основном за счёт миграционного притока - более трети населения города родились за его пределами.

10.


Это в основном казахи со всей страны; по этой причине этнический состав в городе резко отличается от остальных северо-казахстанских городов.

11.


Ещё в 1989 г. здесь наблюдалось типичное для этих мест преобладание русского населения, сейчас же 75% жителей города - казахи.

12.


Интересно, что южная Алма-Ата - гораздо более русский по составу населения город, чем северо-казахстанская Астана.
Так что Астана выглядит самым казахским и азиатским городом на Севере - причём не только новый город с его застройкой, но и старая, целиноградская часть; наверно, из-за огромного количества казахов-приезжих.
Но, как и в Кокчетаве, в местах массовой торговли эта азиатскость чувствуется особенно:

13.


Впрочем, как и весь Север, Астана двуязычна.
Такое ощущение, что основной язык общения на улицах города здесь всё-таки русский, и сложно встретить не понимающего этот язык человека (в отличие от казахстанского юга).

Современная Астана раскинулась практически на полтысячи квадратных километров по обоим берегам сибирской реки Ишим; город расположен в пределах Казахского мелкосопочника, или Сарыарки - впрочем, здесь эти самые сопки особенно мелкие и малозаметные на местности.
Старые районы Астаны, сформировавшиеся к концу советского времени (Старый город), расположены на правом берегу Ишима; возникший после провозглашения столичного статуса Астаны Новый город в основном находится на левом берегу реки.

14.


Старый город - это в основном хрущёвки, немного зданий в стиле сталинского ампира и буквально несколько дореволюционных зданий; железнодорожный вокзал и автовокзал.

15.


16.


17.


Более-менее типичный областной центр Казахской ССР - с поправкой на "надрегиональный" статус Целинного края и такие признаки современной столичности, как проспекты и пробки.

18.


Местами довольно приятно, можно погулять; хрущёвок, как и почти везде в Казахстане, тут очень много - ведь в сталинское время тут строилось немного, рост и развитие большей части городов началось уже в 1950-е - 1960-е годы.

19.


Впрочем, в тогдашнем Акмолинске сталинок, видимо, строилось побольше, чем в среднем по Казахской ССР - судя по тому, что сохранилось до настоящего времени.

20.


После того, как Астана стала столицей, старый город также оказался затронут новым строительством, но это меркнет в сравнении с тем, что происходило и происходит на другом берегу Ишима. Как это часто встречается в Казахстане и отдельных регионах России (Татарстан), многие старые здания обшиты чем-то современным - иногда попадается что-то вроде керамогранита, но чаще это, конечно, сайдинг и пластик.

21.


22.


Благодаря такой реновации кое-где старое правобережье выглядит почти так же современно, как новое левобережье:

23.


Сквер Алии Молдагуловой, названный в честь казашки-снайпера времён Великой Отечественной:

24.


А центр всего старого города, в прошлом центр Целинограда - это нынешняя Старая площадь, где и сейчас находится городской акимат (мэрия). Здесь же находилась первая астанинская резиденция президента Назарбаева; сейчас здесь - музей Первого президента; вот такая вот скромность первого лица. В районе Старой площади и проспекта Абая находятся все немногочисленные здания, сохранившиеся от дореволюционного Акмолинска, включая Константино-Еленинский собор. Увы, эту часть города я как-то совсем упустил, и поэтому могу только сослаться на отчёт Варандея.
В старой части города немало и новых жилых многоэтажек - сопоставимо с новым городом; выглядят они в основном примерно так:

25.


Многоэтажная жилая застройка - это значительная часть целиноградского центра города, а также вытянувшиеся на юго-восток, в сторону Караганды микрорайоны.
Вкрапления нового, казахстанского и в этом районе - площадь Защитников Отечества с соответствующим (видимо) монументом:

26.


С севера и востока старая часть города окружена промзонами - собственно, вся астанинская промышленность сосредоточена здесь. Они сформировались в те годы, когда город был транспортным и промышленным узлом целины, и самым крупным предприятием был завод сельскохозяйственного машиностроения "Целиноградсельмаш", расположенный недалеко от железнодорожного вокзала - сейчас он не работает. Эти промзоны занимают до трети территории правобережья, большая их часть находится северо-восточнее железной дороги; впрочем, сейчас многое работает не на полную мощность, а появившиеся в постсоветское время промышленные объекты - это, как правило, поддерживающие жизнедеятельность города предприятия (ТЭЦ-2, предприятия пищевой промышленности и строительной отрасли).
"Постиндустриализация" промышленных территорий, развитие непроизводственных отраслей и других видов использования в прошлом промышленных функциональных зон - в Астане происходит в основном за счёт расширения торговли, тем более, что исторически Центральный рынок был расположен на востоке центра, у границы промышленной зоны.

27.


Сейчас крупнейшие рынки расположены на северо-восточной окраине города и промзоны, вдоль шоссе Алай - выезда из столицы в сторону Петропавловска.
По-прежнему много торговых объектов на востоке старого центра.

28.

Казахстан, Астана

Previous post Next post
Up