Кокчетав

Oct 11, 2016 03:37









Как и Петропавловск, изначально русский город, основанный в 1824 г. как казачья станица. Расположенный в центре казахстанских целинных земель, для меня Кокчетав стал какой-то квинтэссенцией Северного Казахстана.

3.


Впрочем, городом Кокчетав стал задолго до хрущёвского освоения целины - это произошло уже в 1862 г. Вместе с Акмолинском - нынешней Астаной - Кокчетав стал шестым городом на территории современного Казахстана; после окончательного вхождения Среднего Жуза в состав Российской империи на территории Казахстана на месте сёл и казачьих станиц стали массово возникать русские города. Более того, значительная часть новых городов Российской империи 1860-х возникла именно на юго-восточном приграничье - на Южном Урале, в Северном, Западном и Центральном Казахстане.
Уже в 1870-е гг. Великая Степь стала совсем мирной, и Кокчетав утерял остатки военного значения. Он оставался небольшим (5 тыс. чел.) уездным/районным городом вплоть до 1950-х годов, когда началось освоение целинных земель. Окружающие степные просторы распахивались, а Кокчетав стал центром перераспределения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Кокчетав - единственный северо-казахстанский город с абсолютным преобладанием казахского населения, хотя в 1989 г. этническая картина здесь была более типичной (русских 53%, казахов 19%).

4.


Такое изменение связано с сочетанием обычного большого миграционного оттока русского населения с большим притоком казахского населения.

5.


Возможно, это не в последнюю очередь связано с положением Кокчетава как центра столичной Акмолинской области.

6.


Соответственно, среди северо-казахстанских городов в Кокчетаве одни из самых высоких темпов прироста населения - за постсоветское время население увеличилось почти на одну пятую, до 160 тысяч человек. Вместе с тем, Кокчетав остаётся одним из самых маленьких региональных центров Казахстана - меньше только Талды-Курган, центр второй столичной Алматинской области.
Кокчетав компактен и преимущественно прямоуголен.
Улица Максима Горького, в которую переходит идущий с севера проспект Абылай-Хана (опять северо-казахстанская дружба народов) - одна из крупнейших в городе:

7.


Другая главная улица - Абая - ведёт к железнодорожному вокзалу, расположенному на восточной периферии города:

8.


Довольно типичный кокчетавский пейзаж; его оживляют сухие степные холмы, маячащие на заднем плане значительной части городских улиц.

9.


Как я понял, южнее эти самые холмы превращаются в великолепные горы Борового.

Кокчетавский климат явно смягчается озером Копа, на котором стоит город.

10.


Кокчетав обнимает озеро с востока и юга; озеро пресное. Чем дальше на юг, тем больше редеет речная сеть; хотя Кокчетав по идее расположен в бассейне Оби - Иртыша - Ишима, и городское озеро проточное, из него вода всё равно попадает в бессточное озеро Шаглытениз и ни до Оби, ни до Северного Ледовитого океана не доходит.
Кокчетав отличается большим присутствием городской среды, тут относительно много места занимают кварталы совершенно городского облика.

11.


Но на стыке города с озером явно возникли проблемы.
Это вообще особенность советского и постсоветского градостроительства - не очень получается интегрировать город с природными преградами. Прежде всего я, конечно, имею в виду овраги, но реки и озёра тоже вызывают сложности.
Ну то есть в Кокчетаве у озера нет откровенной помойки, и даже нет железнодорожной ветки с умершей промзоной, но набережная тоже не образовалась.

12.


Пустыри - как будто не нашлось достаточно маленьких городских элементов, чтобы заполнить какие-то пазы между водой и застройкой:

13.


Река Калшикты (Кылшикты), протекающая через озеро, в городе она в него впадает:

14.


Приозёрные плавни в устье Калшикты и некое административное здание типичного неоказахстанского стиля - сотни таких вы можете увидеть в блистательной Астане:

15.


Не так далеко от устья Калшикты, там, где одна из крупнейших в городе улица Максима Горького пересекает реку, расположен сквер "Боровое" ("Бурабай") - наряду с озером самое фотогеничное место во всём Кокчетаве.
Он призван напоминать о близлежащей (тоже в Акмолинской области) природной достопримечательности.

16.


Скалы в сквере невысокие и пологие, а вот животные получились живые и необычные.
Кроме собственно бурабайских диких животных, сквер содержит в себе и неких казахских батыров, скачущих на лошадях.

17.


Обратите внимание на довольно приятную советскую архитектуру на заднем плане - видимо, какие-то многоэтажечные серии для целинных городов.
Но больше, конечно, более типовых домов, в том числе трёхэтажных - редкость для городов Советского Союза после 1950-х годов:

18.


В привокзальном районе:

19.


Около "Бурабая" - недавно построенная мечеть довольно стандартного образа и немаленького размера.

20.


Сейчас примерно такие мечети массово строятся во всех крупных городах страны; говорят, что занимаются этим в основном турецкие компании.

21.


Как видно, несмотря на относительную древность города, в Кокчетаве почти ничего не напоминает о его солидном возрасте.
Увы, я не увидел и почти ничего из того, что есть - немного уездной застройки, упомянутой в посте Варандея.
Дом-музей Малика Габдуллина, педагога и писателя, уроженца этих мест - так вконец модернизирован, что непонятно, старина это или нет.

22.


Тоже казахстанская черта - тут почти в каждом мало-мальски крупном городе есть музеи местных деятелей культуры, политики и военного дела, совершенно неизвестные у нас. Впрочем, даже в Москву в виде памятника на Чистопрудном бульваре проник Абай Кунанбаев - но кто у нас знает его по его творчеству, а не по оппозиционному "ОккупайАбаю"?

Как и весь Северный Казахстан, Кокчетав производит впечатление довольно русифицированного и в этом смысле европейского города. Однако городской рынок и окружающие его кварталы - это такой "интразональный ландшафт": через него явственно проникает настоящая Азия.

23.


24.


Не последнюю роль играет мечеть, выходящая к рынку своей юго-западной стороной:

25.


Рынок проникает в советскую сероватую городскую ткань:

26.


27.


Хотя Кокчетав - один из самых благоустроенных региональных центров страны. С поправкой на казахстанскую специфику это значит, что ухоженная часть города - это не только самый-самый центр, она занимает здесь чуть ли не половину города.

28.


Казахстанское благоустройство нередко включает в себя и облагораживание фасадов панельных домов - то, что в России можно увидеть разве что в Москве и может быть ещё в богатых городах Крайнего Севера.

29.


Стиль "пластик+зеркальное стекло" - тоже типично для Казахстана, как и для многих азиатских стран и городов, включая нашу российскую Казань.

30.


Зелени довольно много, но казахстанский климат даёт о себе знать - без полива трава к августу местами выгорает совсем, да и деревья с трудом вырастают высокими:

31.


При том, что это ещё благодатный Север по меркам этой страны.
В Казахстане много старых машин - при том, что доходы местного населения после конкретной просадки курса российского рубля практически сравнялись с нашими. Насколько я понял, дело в том, что тут высокие пошлины на автомобили, и они стоят дорого.

32.


Мужик, подвозивший меня через пару дней по скоростной автотрассе между Щучинском и Астаной, очень заинтересовался, узнав, что у моей мамы есть поддержанный "Субару Форестер". Всерьёз предлагал нам приезжать к нему в гости - он был директором местного бывшего совхоза - и продать ему эту машину.

Кокчетавский дворик:

33.


Но ближе к окраинам города всё же начинается казахстанская столбовая деревня (в смысле со столбами):

34.


Кокчетавская реклама - бесхитростная, простая и понятная:

35.


Прямо в мозг.
Напоследок - о транспорте.
В целом, ситуация с ним в городах Северного Казахстана получше, чем во многих российских провинциальных городах - есть довольно много автобусных маршрутов с подвижным составом большой или хотя бы средней вместимости.
Впрочем, в относительно небольших городах вроде Кокчетава по-прежнему важнейшее место в пассажирских перевозках занимают те же почтенные "ПАЗики", что и в Кургане, и в Архангельске.

36.


Как видно, попадаются и маршрутки, но их относительно немного.
Железнодорожный вокзал, расположенный на восточной окраине Кокчетава - неплохой образец позднесоветского зодчества.

37.


Неплоха и абстрактная скульптурная композиция перед ним.
Красивая и просторная привокзальная площадь, там же и автовокзал.

38.


В Северном Казахстане железнодорожный транспорт играет заметно большую роль, чем в Южном - здесь электрички появились раньше всего, в 1960-х годах; они остались и сейчас, в то время как на юге они вымерли вскоре после своего появления в 1980-е - 2000-е годы.

39.


Грузовое значение железных дорог, пожалуй, даже больше, чем в России - с федеральными трансказахстанскими автомобильными трассами здесь всё ещё не очень.

40.


Такое ощущение, что товарняки здесь выглядят опрятнее российских - вагонов больше свежепокрашенных, что ли.
Кокчетав - узел четырёх направлений: здесь основная меридиональная казахстанская магистраль Петропавловск - Астана - Караганда - Чу - Алма-Ата пересекается с одной из "трансцелинных" железных дорог Челябинск - Кустанай - Иртышское - Алтайский край.
Ещё лет десять назад по последней магистрали шло немало транзитных российских поездов на Алтай с Урала и Европейской России, но сейчас их все перевели севернее, на Транссиб, и почти все проходящие через Кокчетав поезд идут из России/с севера Казахстана в его центр, на юг и в Среднюю Азию.
Так вот и я в Кокчетаве сел на одну из двух идущих на юг электричек и поехал в прекрасное Боровое.

41.

Кокчетав, Казахстан

Previous post Next post
Up