Самое старое на Среднем Урале каменное здание, самая большая в России узкоколейная железная дорога, место убийства некоторых членов семьи Романовых и достойное Нечерноземья запустение.
История города довольно обычна для Урала: в 1696 г. здесь была обнаружена железная руда, в 1702 г. было начато строительство железоделательного (металлургического) завода, при котором и вырос заводской посёлок Алапаиха.
Один из немногих уральских заводских посёлков, ставших городом задолго до диктатуры пролетариата; Алапаевск стал городом в 1781 г., одновременно с Екатеринбургом.
Несмотря на похожий бэкграунд, Алапаевск не похож на
Нижний Тагил и вообще на горнозаводской Урал.
3.
От Тагила километров 50 тянется более-менее освоенная территория - посёлки, заводские города, иногда даже поля. А потом на всё более ровной местности появляется лес и занимает всё вокруг, совсем сибирского вида тайга.
Неожиданно обнаруживаешь, что шпалы под рельсами, по которым идёт полупустая электричка, деревянные (нынче это редкость на линиях общего пользования).
4.
Это северо-восток Свердловской области, "уральская Ивановская область" - неожиданно глухие и депрессивные места.
(Как оказалось через несколько дней, это такое преддверие удивительно бедного и теряющего население западносибирского юга).
Резкий контраст с немного запущенным, суровым и закопчённым, но живым и работающим классическим
Уралом.
Опять отсылка к нечернозёмной глубинке Средней полосы - дороги: в центре уральских городов я таких, кажется, не видел.
5.
Некогда вполне себе уральский город, Алапаевск так и не оправился от упадка уральской промышленности конца XVIII - конца XIX веков; советская индустриализация сюда, конечно, пришла, но так и не получила большого распространения.
(пугающее здание Индустриального техникума):
6.
А то, что было тут построено из крупных предприятий (станкостроительный завод) как раз относилось к отраслям, которые сильнее всего пострадали от развала Советского Союза.
Нет, ну то есть исторический Алапаевский металлургический завод вроде как работает, но в не очень большом объёме; видимо, положение его ещё печальнее, чем в пермском
Чусовомм.
Город оказался в стороне от основных транспортных путей; до Екатеринбурга всего 145 км, но уральская столица всё же не обладает силой столицы российской, и влияние екатеринбургской агломерации сюда не доходит.
7.
Алапаевск - вроде как узел железных дорог: к восточной трансуральской магистрали Орск - Троицк - Челябинск - Каменск-Уральский - Богданович - Серов тут примыкает линия на Нижний Тагил, причём направления на Тагил и на Богданович электрифицированы.
8.
9.
Но - видимо, эти линии, строившиеся некогда для разгрузки основного направления через Екатеринбург, в постсоветское время оказались не очень востребованы, и сейчас тут только электрички, дизель-поезда и редко товарняки.
10.
Ещё одна параллель с Иваново, которое тоже узел не очень загруженных железнодорожных линий.
11.
Ещё к слову о состоянии путей: меньше чем 150 км до Екатеринбурга электричка из Алапаевска преодолевает почти 5 часов.
Как это часто бывает в таких случаях, когда остановилось экономическое развитие и город остался в стороне от всего, Алапаевск имеет архаичный и очень аутентичный вид - где-то время остановилось в конце 1980-х
12.
(алые звёзды и алые маки)
А где-то ещё задолго до революции, кажется.
13.
Прошлое рядом.
14.
Это именно тот случай, когда чем дальше от крупных городов, тем дальше в глубь веков.
Чего стоит такое местное предприятие, как "Алапаевский лопатный завод".
Это, конечно, не обозостроительный комбинат, но почти.
Гипотетически это очень здорово для туризма.
Но у нас почему-то как только появляются туризм и деньги, города нередко обрастают пластиком, сайдингом, новостроем - так у нас обычно понимают реставрацию и сохранение исторического наследия (вспомните хотя бы Казань).
Так что может даже хорошо, что в самом Алапаевске с туризмом не очень.
15.
Впрочем, много туристов проезжает через город - прежде всего в музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе, который находится в 10 км севернее; и ещё в последние годы туристы (а не только упоротые любители транспорта) стали появляться на узкоколейной железной дороге.
Теперь о моей почти любимой теме - о населении.
16.
В полном соответствии с ярлыком "депрессивный старопромышленный город" Алапаевск почти перестал расти в конце 1950-х (да, в СССР были такие города и целые районы - прежде всего текстильные и буроугольные). Количество алапаевцев к 1987 г. увеличилось ещё на 3 тысячи человек до 50 тысяч человек, а потом стало падать; за постсоветские десятилетия город потерял 24% населения, это не самый большой показатель в Свердловской области. Наверно, больше впечатляет тот факт, что сейчас в Алапаевске столько же народу, сколько было в первые послевоенные годы.
В городе сейчас живёт 37 тысяч человек, это 17-е место в регионе.
17.
Как и у очень многих городов, получивших этот статус в екатерининское время, у Алапаевска совершенно прямоугольная планировка.
Главная официальная достопримечательность Алапаевска - дом-музей Чайковского.
18.
Отец композитора был горным инженером, и его перевели сюда в 1849 г. Впрочем, уже в 1850 г. сам Пётр Чайковский уехал в Санкт-Петербург.
19.
Несмотря на столь кратковременное пребывание, алапаевский музей Чайковского, довольно пустой внутри, снаружи выглядит не хуже музея в Воткинске, где композитор, собственно, родился. Хотя до подмосковного дома-музея Чайковского в Клину ему всё же далеко.
С севера к музею Чайковского примыкает самая красивая алапаевская сталинка - ДК (молодёжно-досуговый центр) "Урал":
20.
Наверно, самое ценное сооружение в городе - это каменный Троицкий собор на северо-востоке, рядом с музеем Чайковского, первый каменный храм на Среднем Урале (1702 г.).
21.
Музей Чайковского и ДК "Урал" расположен севернее железной дороги, весь остальной центр - южнее.
В южной части города был собор Александра Невского в неовизантийском стиле, разрушенный в советское время.
22.
Сейчас на его месте - площадь Революции.
23.
Алапаевск аутентичен, но его нельзя назвать городом с большим количеством цельной исторической застройки.
24.
25.
Главная улица Ленина, городская ось "север-юг",
26.
слева ДК (кажется, дореволюционный) с прекрасными советскими скульптурами.
27.
Немного обаятельной архитектуры первого послевоенного десятилетия (район площади Революции) с ещё одним ДК (на самом деле это городской кинотеатр "Заря" - не так давно модернизированный и работающий):
28.
C юга центр подпирает река Нейва с огромной плотиной Нейвинского пруда, но до туда я не добрался.
Пройдя по центру сначала с севера на юг, потом с востока на запад, я вышел к вокзалу Алапаевской узкоколейки (официально Алапаевск-2).
29.
В принципе, расположение узкоколейного вокзала на юго-западной периферии города вполне понятно: там расположен и местный деревообрабатывающий комбинат, а ведь лес - основные грузы, которые возят по узкоколейке.
30.
31.
Алапаевская узкоколейная железная дорога, самая большая из ныне действующих в России, уходящая на десятки километров в тайгу, то, за чем в Алапаевск едут сотни людей издалека, самая известная достопримечательность города..вот на АУЖД я и опоздал на один из двух поездов в неделю.
32.
Так что вот только узкоколейный вокзал:
33.
Колея 750 мм, которая распространена значительно меньше 1000-миллиметровой колеи.
Небольшая выставка подвижного состава:
34.
Остальной город - не то Урал, не то Север: избы, бараки и пятиэтажки.
35.
Алапаевская автобусная остановка - не без творческого подхода:
36.
Ну с остановками это, впрочем, вообще отдельная тема - в Союзе было огромное их разнообразие и много креатива на эту тему.
На северной окраине города, за музеем Чайковского и ДК Урал - женский монастырь имени великой княгини Елизаветы Фёдоровны - даже не восстановленный, а образованный с нуля в 1998 году:
37.
Елизавета Фёдоровна вместе некоторыми другими членами императорской семьи была убита в этих местах - сброшена в шахту в окрестностях Алапаевска.
Не так далеко оттуда, на северо-восточном выезде - кладбище, а рядом с ним Екатерининская церковь 1912 г. (но по архитектуре кажется что гораздо старше), вроде бы не закрывавшаяся на протяжении всего советского времени.
38.
Практически весь город за пределами центральных кварталов - это частный сектор.
39.
Тоже немного не по-уральски - обычно в городах индустриального сердца России большая промышленность порождала большие соцгорода, а затем - спальные районы.
40.
/Нижняя Синячиха следует/