2.
3.
Новочеркасск - четвёртый по величине город Ростовской области, один из крупнейших пригородов Ростова-на-Дону. Он расположен в 40 км восточнее южной столицы и представляет собой северо-восточный конец Ростовской агломерации в её узком понимании (без российского Донбасса - Шахт, Новошахтинска, Красного Сулина).
В Новочеркасск я попал сразу из станицы Старочеркасской, что отвечает исторической логике - именно из Старочеркасской сюда перенёс столицу прославленный казачий атаман Платов незадолго в начале XIX века, незадолго до войны с Наполеоном. Новая столица донских казаков строилась с размахом: были спроектированы несколько городских осей - широких проспектов, не уступающих шириной петербургским. Огромные площади тоже немного напоминают северную столицу. Планируемая застройка тоже была вполне имперской, а кафедральный Вознесенский войсковой собор, который начали возводить на одной из гигантских площадей должен был стать одним из крупнейших в империи. Однако, ресурсы, которые могли привлечь донские казаки и их командиры, не шли ни в какое сравнение с теми, которыми располагали строители имперской северной столицы, и даже сейчас видно, что городской каркас из проспектов и площадей так и не смог в полной мере обрасти застройкой, и его элементы в некоторых местах выпирают из городской ткани. Только частично смогли реализовать парадную застройку главных улиц, и в большинстве случаев даже там, где эти улицы были застроены каменными зданиями уже в XIX веке, эти здания не тянут выше уездного уровня:
4.
5.
Судьба кафедрального войскового собора оказалась ещё печальнее - после трёх десятилетий строительства в 1846 г. обрушился купол, вторая попытка в 1863 г. закончилась примерно так же. Лишь в конце XIX - начале XX века проект был доведён до конца. Однако, круглая площадь Ермака, на которой он стоит, оказалась немного на отшибе, не совсем в центре, до революции она даже не вся получила каменное оформление, а западная историческая часть площади имеет именно что уездный вид, что контрастирует с циклопическим собором и размерами площади:
6.
Вообще, видимо, то, что предполагалось сделать центром в начале XIX века, фактически, и сейчас занимает заметную часть города, и в значительной степени застроено современными зданиями.
7.
8.
Парадный столичный центр получился только местами и в южной части того, который был спланирован, вдоль Платовского проспекта, который отходит на юго-запад от площади Ермака с кафедральным собором:
9.
10.
Примерно посередине проспекта находится настоящая главная площадь крупного города - площадь Платова с атаманским дворцом:
11.
К слову, именно здесь случился расстрел демонстрации рабочих, которые в 1962 г. собрались у здания бывшего атаманского дворца из-за повышения цен на продовольствие
С боков и сзади атаманского дворца - парк с опять-таки столичным названием Александровский сад.
12.
13.
Сейчас его столичная сущность на деле проявляется только в фонтанах:
14.
Ещё одна парадная особенность Новочеркасска - это триумфальные арки, как правило, воздвигавшиеся по случаю проезда монарха. То есть арки ставили в каждом крупном населённом пункте по маршруту следования августейшей особы, но далеко не везде их делали каменными. В Новочеркасске сохранилось две арки - на выезде в сторону Москвы и на старом выезде в сторону Ростова;
15.
они совсем неплохо вписываются в современный городской ландшафт
Сейчас Новочеркасск уже скорее не казачий, а студенческий город. Расположенный здесь ВУЗ с гордым названием Южно-Российский Политехнический университет действительно считается лучшим техническим ВУЗом на Юге. Основанный ещё до революции, он расположен в совершенно прекрасном здании (на заднем плане):
16.
17.
18.
Может возникнуть закономерный вопрос - откуда в таком тихом, студенческом и не доросшем до своего уличного каркаса городке достаточно рабочих для большой демонстрации? И вообще, за счёт чего был обеспечен рост города после революции?
Дело в том, что севернее Новочеркасска в годы первых пятилеток был построен большой паровозостроительный завод, в 1950-е годы модернизированный до электровозостроительного.
19.
Вокруг него вырос посёлок, позднее электровозостроительный завод дополнился другими предприятиями вроде электродного завода.
20.
Когда этот посёлок был присоединён к Новочеркасску, он не уступал городу размерами, сейчас население северной части города - примерно половина населения всего Новочеркасска.
21.
Главное здание завода солидно и может сойти за здание какого-нибудь учреждения или института; этим оно напоминает главное здание Минского тракторного завода:
22.
Между двумя частями города немаленькое расстояние, заполненное частным сектором:
И рекой Тузлов с поймой:
23.
Конечно, если даже в Ростове-на-Дону кварталы многоэтажной застройки - лишь материки в океане частного сектора, то в Новочеркасске и подавно два городских ядра (исторический центр и северная часть с заводами) омываются морем одно- двухэтажных домов:
24.
Собственно, для связи между старой и новой частями города в 1956 году и был запущен Новочеркасский трамвай.
Пожалуй, сейчас из всех трамвайных систем Юга России новочеркасская находится в самом печальном состоянии:
Первыми в глаза бросаются пути, напоминающие о бурном море:
25.
Ну подвижной состав тоже не подкачал:
26.
Кроме того, как это часто бывает с немногочисленными трамвайными системами, открытыми в Советском Союзе уже после 1953 года, новочеркасский трамвай так и не добрался до самого центра города, протянувшись от промзоны и призаводских районов до западной периферии старого города - где, впрочем, рукой подать до рынка. Если в северной части города трамвай проходит по основным магистралям и в основном на выделенном полотне, то в центре он уходит в глухие, часто немощёные улочки,
27.
Его линии старательно огибают все основные точки формирования пассажиропотока в исторической части города, кроме Политехнического университета и рынка.
Печально и нелогично, что сейчас именно протяжённая трамвайная линия между северной и южной частями города находится в самом плохом состоянии, трамваи там ходят реже всего, медленнее всего и - как результат - совершенно пустые.
28.
Я так и не дождался вагона ни 1, ни 3 маршрута и уныло ехал с юга на север на маршрутке.
Не стоит и говорить, что огромный потенциал электричек по связи северной и южной частей Новочеркасска (см. карту) тоже почти не используется - при наличии в городе 5 остановок электричек, в день самих электричек только 5 обычных и 2 ускоренных.
29.
При всём при этом трамваи 2-го маршрута, курсирующие между центральной конечной (ул. генерала Лебедя) и северо-западной окраиной города (трамвайное депо), относительно востребованы:
30.
Конечно, как и почти везде в российских регионах, основа общественного транспорта в Новочеркасске - это маршрутки, которые позволят вам относительно быстро (не считая пробок), со скрежетом и сильно раскачиваясь и подпрыгивая добраться до нужного места:
31.
Если честно, то подвижной состав покрупнее встречается не реже старых добрых ГАЗелей, но это тоже, как правило, что-то вроде ПАЗиков.
Несмотря на все старательно описанные выше печальные недоделки Новочеркасска, мне по-настоящему понравился этот город.
Последняя казачья столица - очень аутентичный и атмосферный город, историческая часть пусть и во многом неказиста, но сохранилась не хуже, чем в Ростове-на-Дону. Более того, её неказистость и неотполированность усиливает эту аутентичность.
Местами и декорации не нужны - готовая натура для съёмок исторического фильма:
32.
33.
И просто такое огромное для районного центра количество исторических зданий очень радует:
34.
35.
Необычно много в Новочеркасске и скульптур - не только полномасштабных памятников Платову и Ермаку, но и поменьше:
36.
37.
38.
И урны местами в виде пушек:
39.
Огромное дореволюционное наследие в Новочеркасске даже заслонило непременное для Юга наследие Гражданской - но и тут не обошлось совсем без революционной романтики:
40.
Хватило в Новочеркасске и место моему любимому сталинскому ампиру (ансамбль Юбилейной площади на северо-западе южной части города):
41.
Напоследок - немного горожан:
42.
43.
44.
45.
46.
47.
По славной традиции и своей вечной спешке, на город Новочеркасск у меня было лишь несколько часов. Дальше меня ждала электричка и город Шахты - столица российского Донбасса.