Оригинал взят у
kirill_moiseev в
Севск, Брянская область...Россия: храмы и монастыри города (2 часть). 1) Осмотрев город, настало время познакомиться нам с его храмами и монастырями. Как рассказывал подвозивший меня местный житель, в городе до революции было весьма сильное купечество, имевшее возможность содержать столь значительное количество церквей и монастырей города. В Севске сохранились в той или иной степени 7 церквей и 2 монастыря в черте самого города.
2) Пристроенная Колокольня собора Успения Пресвятой Богородицы в 1822 году. Сам бывший собор был сооружён в камне в 1801-09 гг. Часы на колокольне установлены в 1901 г. купцом П.И. Прохоровым. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, разобран в 1950 гг. Оставшаяся колокольня отреставрирована в 1980-х гг. (арх. Л.Н.Ряжская).
3) Рассвет в Севске перед Колокольней на площади Октябрьской революции.
4) Церковь Вознесения Господня (1765 год) в стиле барокко в Казачьей Слободе Севска, перестраивалась в 1830 и 1883 гг.
5)
6)
7) Недействующая Церковь Михаила Архангела, 1802-1080 гг. В настоящее время сохранился только купол на четырёх столбах.Представлял собой образец бесстолпного купольного храма в стиле зрелого классицизма. Храм выстоял во время боев марта и августа 1943 года, но был взорван в 1955 году во время хрущевских гонений. От крестообразного в плане здания сохранилась лишь центральная часть с цилиндрическим барабаном и куполом, покоящимися на мощных устоях с подпружными арками. К ней прежде примыкали небольшие прямоугольные в плане боковые выступы, трапезная и алтарная апсида. О строгом фасадном декоре дают представление фрагменты парных трехчетвертных колонн и пилястр на краю южного выступа, карниз барабана с сухариками и сандриками со "спусками" над его окнами. Пространственное построение интерьера с выделенной основной частью (квадратной снаружи и круглой внутри), завершенной барабаном и сферическим куполом, нарушено разборкой остальных частей. Роспись масляными красками второй половины XIX века сохранилась фрагментарно. Купол расписан кессонами с розетками в традициях позднего классицизма. В барабане изображены фигуры святых между окнами и евангельские композиции. Колорит блеклых, приглушенных тонов.
8) Вид храма столетней давности.
9) Петропавловская церковь в стиле барокко, возведена в 1795-1806 гг. В 1853 году к колокольне была пристроена галерея с каменными лестницами, ведущими на второй этаж, вместо наружных деревянных. Церковь Петра и Павла является архитектурной доминантной южной части города. Интересный образец двухэтажного бесстолпного храма Брянщины в стиле раннего классицизма, с рядом барочных элементов, а также галереей в духе позднего классицизма. В пространственно-планировочной композиции здания господствует высокий основной четверик в три яруса, завершенный купольной кровлей и главой. К нему примыкают двухэтажные прямоугольные в плане объемы алтаря с ризалитом с востока и короткой трапезной. С запада к стройной колокольне из трех четвериков, увенчанных фигурной шатровой кровлей, пристроена оригинальная двухъярусная галерея с широкими арочными проемами, двумя крыльцами и лестницами-всходами по сторонам.
10) Довольно скромный декор фасадов храма состоит из междуэтажных тяг и карнизов простых профилей и небольшого выноса с более нарядным венчающим антаблементом у основного объема, имеющего вверху на углах пилястры. Боковые стены его нижнего яруса и первый этаж ризалита рустованные. Плоские обрамления проемов в нижнем этаже трактованы в духе классицизма, с треугольными фронтонами у рамочных наличников, а в верхнем имеют барочного типа наличники с "ушами", замками и лучковыми сандриками. Поздне-классицистическое внешнее убранство галереи (пилястры, упрощенные антаблементы, фронтоны) выглядит подчеркнуто сухо. Внутри первый этаж здания занимает теплый храм со сравнительно низкими помещениями, перекрытыми сомкнутыми и лотковыми сводами с распалубками над проемами.
11) . Интересна закругленная форма его алтаря с полукруглыми нишами по сторонам восточного окна; он перекрыт коробовым сводом с конхой и распалубками. Светлая и более высокая холодная церковь во втором этаже имеет сомкнутый свод над центральной частью. В нижнем ярусе колокольни свод восьмигранный, сомкнутый; в многочисленных помещениях галереи коробовые своды и плоские потолки. Из прежнего внутреннего убранства сохранилась настенная масляная живопись второй половины XIX века в верхней церкви и частично на стенах галереи.
12)
13) Церковь Казанской иконы Божией Матери 1760 года постройки. Бесстолпный крестообразный в плане храм, выполненный в стиле позднего барокко, самый древний из сохранившихся в Севске. Пространственно-планировочная композиция состоит из прямоугольного, растянутого в ширину основного объема с трехгранными боковыми сторонами, пятигранного алтаря и сильно развитой трапезной с небольшой узкой папертью.
14) Свято-Троицкий Севский мужской монастырь, возник первоначально в 1519 году как женский, просуществовавший до его закрытия в 1921 году. Троицкий собор возведён в 1872 году, имеющие элементы украинского барокко. Возрождён в 2002 году как мужской монастырь.
15)
16)
17)
18)
19)
20)
21)
22)
23)
24) Руины Церкви Николая Чудотворца 1800-1830 гг. постройки.к настоящему времени утрачены барабан с куполом и вех колокольни, а также своды и прежние перекрытия. Здание имеет крестообразной объемное построение с прямоугольными в плане двусветными частями - алтарем, сравнительно короткими боковыми рукавами и удлиненной трапезной, покрытыми двускатными кровлями. Ярусная колокольня, соединенная переходом с трапезной, состоит из двух четвериков; нижний - двусветный.
25) Стены завершает упрощенный антаблемент; боковые рукава и алтарь украшены на торцах крупными четырехпилястровыми портиками с фронтонами. Нижние части боковых фасадов, отделенные тягой, рустованы, в углах верхних помещены небольшие круглые ниши. Прямоугольные окна нижнего яруса на апсиде и выступах имеют внутри портиков крупные замковые камни, над которыми расположены полукруглые проемы второго света. Ярусы колокольни украшают портики с двумя парами колонн и фронтонами, утратившими ряд деталей. У нижнего четверика стены рустованы, внизу прорезаны арочными проемами, а вверху - круглыми окнами. Антаблемент - с метопно-триглифным фризом и модульонами в карнизе.
26)
27) Кресто-Воздвиженский Севский женский монастырь, основанный между 1802-1808 гг. Сама церковь в стиле классицизм. Построен на собственные средства купца Петра Ивановича Нестерова. Приделов в нем было два: в честь Воздвижения Креста Господня и во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца.
28) Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с трехчастным построением. Прямоугольные в плане алтарь и трапезная с закругленными углами примыкают к повышенному кубическому объему центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединенная коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трех четвериков с арочными проемами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объемной композиции.В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырехколонные портики тосканского ордера с высокими крутыми фронтонами, украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря. Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощенные антаблементы и фронтоны. Ее арочные проемы обрамлены архивольтами на импостах с замковыми камнями. В интерьере господствует центральное помещение храма со срезанными углами и барабаном на парусах, завершенным куполом; алтарь перекрыт цилиндрическим. У нижнего яруса колокольни - вспарушенный свод, у перехода и внутристенной лестницы в северной стене - коробовый
29) Главная святыня обители - Молченская чудотворная икона Божией Матери, привнесённая из Путивльского женского монастыря (в настоящее время, город Путивль в Сумской области Украины).
30)