Белгород - Курск - Орел

May 16, 2015 16:40

Оригинал взят у elentir в Черноземье, 1-6 мая

На майские праздники мы путешествовали по Черноземью: Белгород - Прохоровка - Курск - Коренная пустынь (поселок Свобода) - Орёл. Очень приятный был выезд, всем рекомендую эти города, и в отчёте для тех, кто, возможно, поедет по нашим стопам, упоминаю некоторые цены.

Ехали поездами и электричками, останавливались в гостиницах и съёмных квартирах. Впервые воспользовался сервисом букинг.ком для бронирования вписок не за границей, а в России.

Поскольку 1 мая у нас в конторе был рабочим днем, выезжали в ночь с 1-го на 2-е. К слову, сейчас РЖД в очередной раз изменило своё ценообразование, теперь в одном и том же вагоне разные цены на обычные полки и боковушки, причем как я понял, верхние и нижние тоже стоят по-разному, но на сайте это толком не прописано. Нужно сначала выбрать места, а только потом узнать их стоимость, очень неудобно: сразу все цены посмотреть нельзя. Например, наши боковушки до Белгорода стоили что-то типа 1200 рублей, а обычные - 1700.

В Белгород мы приехали рано утром 2-го, пошли через весь город в гостиницу "Олимп" на северной окраине. Я думал, что там заселяют только с полудня, но оказалось, можно было бы ехать сразу. Зато посмотрели безлюдный утренний город. Кроме прочего, перед гостиницей в какой-то промзоне набрели на храм Древлеправославной церкви поморского согласия. А перед этим в центре - на представительство ДНР и ЛНР. И таких неожиданных локаций нам потом попадалось немало.

Гостиница "Олимп", хоть и оказалась в промзоне в нескольких троллейбусных остановках от центра, очень понравилась, и стоила 1000 за номер. Номера большие, в стоимость включен завтрак, а еще есть превосходная сауна всего по 450 рублей в час. Жили мы там 2 дня.

Белгород - действительно "белый" город, в отличие от более "красных" Курска и Орла. Все советские названия улиц сменены на старые (вроде "князя Трубецкого" вместо "Воровского") или нейтральные ("проспект Славы" вместо "Фрунзе"). В области с 1992 года бессменно правит губернатор Савченко (рекорд среди региональных лидеров), известный, кроме прочего, активной поддержкой Православной Церкви. Регион очень развит как по сельскому хозяйству, так и по промышленности, в частности, металлургии на базе месторождений Курской магнитной аномалии. Украинская граница, проходящая всего в 50 км, не очень чувствуется, но лозунги вроде "Белгородская область - навеки с Россией", видимо, намекают на некий местный регионализм (странно было бы подчеркивать такое, например, в Рязанской области).

Местный пешеходный "Арбат" называется в честь 50-летия Белгородской области - тоже впервые вижу подобное название. Тоже, наверное, как-то связано с региональной историей - ведь и Курская битва 1943 года, и Курская магнитная аномалия скорее белгородские, но до 1954 года Белгород подчинялся Курску.

Помимо пешеходной улицы 50-летия есть много бульваров, на которых в эти дни начинали цвести каштаны. Вообще, город очень зеленый и цыетущий во всех отношениях. Красивый парк на берегах реки Везёлки, с беседками, пешеходными мостиками, памятниками маршалу Жукову и святым Петру и Февронии. Часть выделена под зоопарк с медведями, тигром и львом, лемуром, белым павлином ипрочими зверями и птицами.

Есть также большой парк в северной части города, где вечером 3-го играл духовой оркестр, а мы попали под проливной дождь - единственный за всю поездку.

На музейной площади есть музей-диорама про танковое сражение под Прохоровкой, краеведческий музей с доспехами и оружием скифов, много бронетехники под открытым небом и памятник белгородцам, погибшим в локальных войнах - включая такие экзотические страны, как Бангладеш и Эфиопия (в основном, Афганистан и Чечня, конечно, и даже Южная Осетия-2008).

Церкви в очень хорошем состоянии, в частности, Преображенский собор, где покоятся мощи святителя Иоасафа Белгородского и мы были на литургии в воскресение 3-го, Смоленский собор и Марфо-Мариинский монастырь.

Очень красивая новая церковь архангела Гавриила перед университетом, с входом, оформленном в виде книги с заповедями.

На южном берегу Везёлки возвышается Харьковская гора, за которой прямая дорога на Украину. Через реку на нее ведет сначала длинный пешеходный мост, потом еще более длинная лестница в десятки пролетов. Шары на перилах моста местные разрисовали в виде голов (есть даже "внезапная голова" из песни "Короля и Шута" :-).

А на пролетах лестницы стоят беседки с видом в город внизу.

На вершине горы - памятник князю Владимиру, как бы благословляющему город крестом, работы скульптора Клыкова. Владимир считается основателем Белгорода, хотя тождество домонгольского Белгорода летописей с современным городом весьма спорная (что не мешало Савченко отметить в 2005 году тысячелетие). Еще где-то в Белгородской области Клыков поставил памятник князю Святославу, попирающему конем хазарина со звездой Давида на щите, но туда мы не ездили.

Из кабаков рекомендую сеть "У Потапыча". Официально "потапычи" именуются пиццериями, но на самом деле там вполне русская кухня - окрошка, всякое тушеное мясо в горшочках. Цены на всё двузначные. На местное разливное пиво тоже, по 65 - 80 рублей, в зависимости от сорта. Кроме того, в городе много фри-флошных кафешек.

Транспорт - троллейбусы и автобусы, по 15 рублей. Утром 4-го мы брали такси к 6-часовой электричке на Прохоровку - практически через весь город 100 рублей.

На Прохоровском поле (станция Звонница) мы были полтора часа, окно между электричками из Белгорода и на Курск, но этого времени вполне хватило. Там много танков и прочей бронетехники, памятник Дмитрию Донскому, Кутузову и Жукову (с объяснением про "третье ратное поле России", после Куликова и Бородинского) и высокая свечеобразная колокольня.

Из Прохоровки мы поехали в Курск - два часа на электричке. К слову, электрички, что на направлении Белгород - Курск, что Курск - Орёл, ходят очень редко - 3-4 в день, местные говорили, что раньше было намного больше. Сейчас РЖД их посокращало, люди чаще ездят маршрутками, что бывает и дешевле. Собака между облцентрами стоит около 300 рублей, кондукторы ходят в самих электричках.

В Курске нас на вокзале встретила на машине замечательная девушка Валерия, хозяйка забронированных на букинге апартаментов - мини-гостиницы, переделанной из многокомнатной квартиры в обычном доме, где в каждую комнату установлена сантехника и раковина, а также есть маленькая электроплита. В коридоре - общая стиральная машина. Очень интересно и грамотно сделано, стоит 900 рублей в сутки.

В Курске мы были, наверное, меньше всего из трех городов - пол-дня 4-го и пол-дня 5-го. Там есть несколько красивых парков, Красная площадь, река Тускарь, Знаменский собор и другие храмы (в основном, почему-то, в стороне от центральных улиц, в переулках, спускающихся к реке).

По дороге в центр посидели в уличном кафе "Старый клён" возле стадиона, где были поочередно атакованы двумя няшными котиками, клянчившими еду, беспалым пьяницей, желавшим общения и табором цыган, предлагавших погадать. Вообще, в Курске и потом в Коренной мы видели очень много цыган, как нигде с 90-х.

В Курске очень красивая - наверное, самая красивая среди всех трех городов, городская архитектура...

...и очень странная, немного шизофреничная городская скульптура :-)

Последний персонаж, про которого мы с женой спорили - кот это или заяц с отломанными ушами (на фото не видно, но из головы торчат гвозди, которыми могли быть приколочены уши) - сзади оказался подписан как "Базилио" :-)

Его мы видели уже утром, по дороге на другой берег Тускаря, куда мы шли на автобус до Коренной пустыни. По дороге спустились под мост к реке, на которой есть даже городской пляж. На пляже загорала одинокая тётенька, а мы немного посидели в сторонке, на бревнышках под цветущей черёмухой.

Во второй половине дня 5-го мы доехали на маршрутке за 50 рублей до поселка Свобода, где находится Коренная пустынь - один из самых знаменитых монастырей Черноземья. Раньше там находилась Коренная икона Богородицы, у которой когда-то исцелился упавший с колокольни Прохор Мошнин, будущий Серафим Саровский - тоже уроженец этих мест. В Гражданскую войну икона была вывезена в США, но и теперь обитель весьма почитаема.

Кроме прочего, там есть источник, в котором мы искупались - впервые в этом году.

А вот памятник охотникам, в 1295 году нашедшим в лесу икону и положившим начало обители. Мне в этой истории видится символ начала возвращения русских на разоренные Ордой рубежи Великой Степи, где уже и леса успели вырасти на месте сожженных городов и монастырей, и имя их было забыто, но икона осталась ждать, пока снова не придут христиане. Фотография получилась засвеченной, но так даже концептуально :-)

Из Пустыни мы доехали до станции Свобода - совсем заброшенного полустанка в стороне от самого посёлка, где уже совсем редко проходят электрички, и оттуда поехали в Орёл.

В Орёл прибыли ночью, пошли искать квартиру, забронированную не через букинг, как предыдущие вписки, а через суточно.ру, и в итоге оказавшуюся весьма грязным притоном с поломанной мебелью и пустыми бутылками по углам. Впрочем, она была рядом с вокзалом и там нужно было только перекантоваться до утра и идти в город - вечером был уже поезд на Москву. Зато пока мы ночью шли в поисках вписки по ночному Орлу, встретили перебегавшего дорожку большого ежа.

На вокзале города Орла установлена скульптура орла, сплетенная из веток.

Сдав вещи в камеру хранения на вокзале, мы пошли в центр, прочитав в одной из церквей по дороге, что в полдень по городу пойдет крестный ход в честь святого Георгия Победоносца, память которого как раз 6-го мая.

В городе идет большое строительство, видимо, подготовка к 450-летию основания Орла, которое будет отмечаться в следующем году. На обоих берегах Оки вовсю роют землю экскаваторы, строят набережную. Кроме этого, город вовсю готовился к Дню Победы. Везде висели плакаты "Орёл - город первого салюта", а в трамваях и на вокзале в репродукторы рассказывали историю Курской битвы и освобождения Орла 5 августа 1943. В чесь 5 августа названа и одна из центральных улиц. Очень много, больше чем в предыдущих городах, георгиевской символики, но это может быть, и потому, что в Орле мы оказались ближе к 9 мая.

На площади перед мостом через Оку, где стоит танк, торжественно вручали дипломы выпускникам железнодорожного училища.

Очень красивое место - стрелка Оки и Орлика, с реставрируемым Богоявленским собором.

А вверх по Орлику, по скверам-бульварам мы поднялись к площади Михаило-Архангельского кафедрала, от которого должен был начаться крестный ход. Через дорогу от собора, перед администрацией, стоит памятник генералу Ермолову, отец которого был местным помещиком.

А в сквере у собора - памятник Лескову и его героям:

В полдень начался крестный ход. Вместе со священниками Михайловского собора, монахинями Введенского монастыря и парой сотен мирян мы прошли по пешеходному мосту на другой берег Орлика и вверх по улице Ленина к кинотеатру "Победа", находящемуся в здании бывшего Георгиевского храма, одного из старейших в городе. Местная общественность добивается возвращения храма Церкви.

Молебен у поклонного креста рядом с кинотеатром.

Дальше мы пошли наверх по центральным бульварам, где кроме прочего видели репетицию местной школы современного танца к Дню Победы - два десятка ребят и девушек в чёрных трико прыгали и строились в фигуры под песню Высоцкого "На братских могилах не ставят крестов", исполнявшуюся в дикой электронной обработке. Впрочем, смотрелось странно, но красиво.

Потом спустились к Оке, где через стройки и бурелом с трудом смогли подняться обратно наверх, зато вышли к Успенскому монастырю.

Оттуда думали вернуться в центр, но сели не в тот троллейбус (кстати, проезд в Орле - 12 рублей) и заехали в совсем не запланированный район. Зато наткнулись на любопытный кабак под названием "Весёлый Роджер" - деревянный подвал в пиратском стиле, где судя по фотографиям и отзывам в прихожей гостевали все приезжавшие в Орёл знаменитости. Причем по одной стороне вывешены рок-звезды, по другой - попса и актёры. Так что через коридор соседствуют отзывы и фотки Бориса Гребенщикова и Бориса Моисеева :-)
А сам кабак при этом вполне простой, разливное пиво по 90 и обед где-то 150.

Впрочем, погуляв еще по паркам вдоль Оки и вернувшись к вокзалу, последний час перед поездом в Москву мы коротали в баре под названием "П@б" с пивом по 48 - несмотря на близость к Москве, Орёл показался самым дешёвым из трёх городов.

А еще на обратном пути мы встретили в парке вот таких мишек, сплетенных из веточек в том же стиле, что привокзальный орёл.