Оригинал взят у
kirill_moiseev в
Витебск... Беларусь1) Витебск- областной город на северо-востоке Беларуси, 373,000 человек, 3 по численности населению город страны после Минска (1,900,000 жителей) и Гомеля (512,000 чел.), 2 древнейший город после Полоцка. Своё название город получил от р. Витьба, также через Витебск протекает река Западная Двина (она же Даугава в Латвии). Один из мировых центров "Русского авангарда" начала XX века, родной город художника Марка Шагала, образ Витебска оставил значительный след в его творчестве.
2) Река Западная Двина (Даугава) делит центр города на собственно исторический даунтаун с восстановленными храмами в стиле "виленское барокко", самой крупной в Беларуси аутентичной Ратушей,в которой расположен крупнейший в стране музей, и район Задвинье, сложившееся в XVI-XVIII вв., разделённое на купеческую (южную) и ремесленную (северную) части.
3) В купеческой южной части селились в основном торговцы из нынешней России и Украины, сам этот район был сильно потрёпан войной, на месте несохранившихся купеческих домов были выстроены кварталы сталинок при послевоенном восстановлении города в 50-е гг. XX.
Вам покажу некоторые виды этого квартала, параллельно кратко напишу об истории Витебска.
4) По некоторым версиям, город был основан в 947 году княгиней Ольгой. Занимая важное место на пути «из варяг в греки», к концу XII века Витебск превращается в центр ремесла и торговли, становится центром удельного княжества, подчиняющегося полоцким, а временами, смоленским или киевским князьям.
Последний удельный князь Ярослав Васильевич в 1318 году выдал свою дочь за Ольгерда, сына великого князя литовского Гедимина. С этого времени Витебск входит в состав Великого княжества Литовского, а затем, до 1772 г., Речи Посполитой.
5) В 1597 от короля Сигизмунда III Витебск получил свой герб "в блекитном полю образ святого Спаса Збавителя нашего, а при том зараз трохи нижей меч голый червоный, што ся мает розуметь кровавый» и грамоту на Магдебургское право, что давало возможность регулировать жизнь города с помощью собственной системы юридических норм и позволяло городу иметь свою печать, ратушу и гостиный двор. С вхождением Вительска в состав Российской империи город получает первую библиотеку в 1794 году, в 1810 году первую гимназию.
В 1881-1882 витебский фотограф Сигизмунд Антонович Юрковский первым в мире рассчитал и сконструировал мгновенный фотозатвор, описание которого опубликовал в журнале «Фотограф».
В июле 1895 первая женщина-парашютистка О. М. Древницкая совершила в Витебске свой первый прыжок.
6) Во время Отечественной Войны, 28 июля 1812 года в занятом Витебске Наполеон решил прекратить кампанию: «Здесь я остановлюсь! Здесь я должен осмотреться, дать отдых армии и организовать Польшу. Кампания 1812 года закончена, кампания 1813 года завершит остальное». Однако соединение русских армий в Смоленске 3 августа заставило Наполеона изменить планы и возобновить поход на Москву.
7) 18 июня 1898 года в городе открыто трамвайное движение. В этот день под звуки «Трамвай-марша» местного композитора С. Крамера был пущен первый в Беларуси трамвай(4 в Российской империи после Киева, Нижнего Новгорода и Екатеринослава, нынешнего Днепропетровска на Украине).
8) Задвинье почти не восстанавливали, на месте почти всех старых построек теперь пром. зона, сталинки, да и просто пустыри.оттого Витебск не сразу открылся мне, может после ночи в общем вагоне белорусского цяхника и уличного холода )) всё изменилось после беседы с музейным работником музея Шагала.
9) Северная часть Задвинья превратилась в еврейскую слободу. Витебск стал одной из "еврейских столиц" Российской империи, причем как губернский город он стал и одним из центров еврейской интеллигенции. Самым известным из витебских евреев стал, безусловно, художник Марк Шагал, чей дом-музей находится в этом районе.
10) В 1922 году Марк Шагал написал автобиографическую книгу во время его пребывания в Москве (издана впервые в Париже в 1930 году), в которой он с заметным удовольствием делится интересными историями и переживаниями из детства в Витебске, рассказывает о первых юношеских усилиях на самобытной тропе художника, делится интимными подробностями своего взросления.Саму эту книгу он называл "романом всей его жизни".
11) Почитаем немного его книгу.
"Если моё искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки, напротив, сильно повлияли на моё искусство. Стоя в синагоге рядом с дедом он видел, как "синева неба под молитвенный гул становилась гуще, дома мирно парили в пространстве, каждый прохожий как на ладони".
"Вообще в детстве я не выпускал из рук кусок хлеба с маслом, этот извечный символ достатка".
"Утро, чай на столе, передать его цвет и аромат просто не под силу. Сладкий чай с рогаликом согревает живот".
12) "Чаще всего я играл в домино, городки, лазал по недостроеным домам с приятелем, но, бывало, проводил целые дни на реке, нырял с мостков, вылезал погреться и снова лез купаться".
"Обожаю пожары, огонь со всех сторон, уже полнеба в дыму, в воде отражается зарево, закрываются лавки, повсюду сутолока".
"Больше всего я любил геометрию, здесь мне не было равных, прямые углы, квадраты-чудный запредельный мир, ну, а на рисовании мне не хватало только трона".
13) Художественные дарования Марка Шагала заметил живописец Пэн Юрий Моисеевич. В 1897 году этот человек открыл в Витебске "Школу живописи и рисунка". В его стиле был еле уловимый "сдвиг", возможно,обусловленный еврейским экспрессивным началом или неизжитой некоторой наивностью художественного мышления, как бы предвосхищавший стиль Шагала. При всей кратковременности пребывания в студи Пэна, Шагал всю жизнь сохранял тёплые чувства по отношению к его первому учителю.
"Ого!-подумал я.- Какой культурный город Витебск!"
14) Из дома-музея Марка Шагала в Витебске, Картина "Над городом" (1914 год).
на картине - сам Шагал и его возлюбленная Белла после долгой разлуки над утренним, ещё безлюдным Витебском, с городскими заборами, пасущейся козочкой и мужиком возле забора.
"Плетки и крыши, срубы и заборы и всё, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм. Всё как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу. Я высовывал голову наружу и вдыхал свежий голубой воздух. Мимо проносились птицы".
музейный работник рассказала.
15) Русский авангард представляет собой сложное, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 гг. и включавшее в себя множество течений абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Он возник под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма.
Эволюция русского авангарда позволяет условно выделить в нем три периода. Первый приходится на 1910-1915 гг. и известен под именем кубофутуризма. Второй длится с конца 1915 г. по 1924 г. и означает расцвет, наивысший подъем авангарда. К кубофутуризму в эти годы добавляются супрематизму конструктивизму производственное искусство и другие течения. Третий период охватывает 1925-1932 гг., когда авангард распространяется на все виды искусства. однако в целом он постепенно сходит на нет и в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование.
16) Их общей идейно-эстетической основой было предчувствие скорых и неизбежных потрясений. результатом которых станет рождение нового мира и новою человечества. Свою задачу они видели в активных действиях, приближающих эти события. Отсюда - разрушение или причудливое смешение традиционных жанров и стилей, отрицание эстетического вкуса, стремление футуристов выделить поэтический язык в чистом виде, освобождая его от общепринятых смыслов и значений, от всего, что связывает его со старым миром, или же создать совершенно новый язык - с новыми словами, грамматикой и синтаксисом.
17) М. Шагал также не порывает с традиционной живописью, соединяя ее с неопримитивизмом и экспрессионизмом, испытывая влияние кубизма, футуризма и сюрреализма. Его яркие, красочные, фантастические, граничащие с абсурдом картины - «Я и деревня», «Над городом» и др. - часто навеяны библейскими темами и сюжетами, поэтизируют повседневную жизнь.
18) В. Кандинский разрабатывает вариант нефигуративной живописи, вдохновляясь экспрессионизмом и называя ее абстрактной. Свое понимание такой живописи он изложил в работе «О духовности в искусстве» (1911). Стремясь найти «новые формы», которые являются «вечными» и «чистыми», выявить «чистый язык» живописи, Кандинский не решается полностью изгнать из нее предмет, считая, что это привело бы к оскудению ее выразительных средств, ибо «красота краски и формы... не есть достаточная цель искусства».
Основными составляющими его творчества являются: идея синтеза искусств, согласно которой живопись должна содержать поэтическое и музыкальное начала, поэзия - музыкальное и живописное, музыка - живописное; примат духовности в искусстве; наконец, поиск новых выразительных средств, среди которых особая роль отводится цветовому пятну, линии, декоративной орнаментальности. Содержанием произведений Кандинского являются философско- религиозная тема Христа, Апокалипсис, крушение старого мира и нарождение нового, борьба светлых и темных сил и т.д., где добро побеждает зло. Он предпочитает называть свои работы «импровизациями» и «композициями».
19) Супрематизм К. Малевича (1878-1935) стал поворотным пунктом в эволюции авангарда, включая зарубежный. Своеобразие нового течения художник раскрывает в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916). То, на что не решались кубофугуристы и Кандинский, Малевич делает без колебания, избавляя живопись от предмета, сюжета, смысла и содержания. Он определяет супрематизм как «абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество», «чисто живописное искусство красок», «творчество самоцельных живописных форм».
Малевич отмечает, что общество никогда не рассматривало живопись как таковую, оно всегда видело в ней лишь средство изображения окружающего мира и повторения природы. Всякие попытки выявления и утверждения чисто живописной пластики карались общественным мнением. Малевич остро чувствует, что искусство отстает от стремительного прогресса науки и техники. Он считает, что на данном этапе создание бессюжетных и беспредметных, чисто живописных пластических форм становится главной и единственной целью.
Самоценное в живописи заключается для него в цвете и фактуре. В этом он видит живописную сущность, которую в прошлом всегда убивал сюжет. Он призывает лишить формы смысла и содержания.
20) В Витебске по Всероссийской переписи населения в 1897 году находилось: евреев - 50,8%, русских (великоруссов) - 28,9%, белорусов - 12,2%, поляков - 5%, немцев - 1,5%, латышей - 1,2%, литовцев - 0,1%.
После войны в Витебске осталось целыми только 7% всех гражданских построек. Перед началом войны в Витебске проживало около 180,000 человек, к моменту освобождения осталось 118 человек.
21) Костёл Святой Варвары, освещён 1885 году, сочетает в себе черты неоготики и неороманского стиля.
22) Прогуляемся по противоположному берегу Зап. Двины.
Это областная администрация в бывшем Духовном училище (1902) с "Витебским биг-беном" - одним из новых символов города. А слева от него расположен комплекс Международного фестиваля искусств "Славянского базара". Девиз его: "Через искусство - к миру и взаимопониманию". История этого фестиваля начинается с 1987 года. когда в Витебске была организована площадка для Международного фестиваля польской песни. Однако с распадом СССР, роспуском структур СЭВ и ОВД эта идея стала неактуальной. В 1992 году этот фестиваль объединил народы Беларуси, Украины и России.
23)
24) Витебская Ратуша 1775 года постройки в стиле барокко на месте первого здания, возведённого в 1597 года в честь дарования Магдебургского права.
25) Кировский мост.
26)
27) Успенский собор (на вершине холма) архитектора Иосифа Фонтаны III, автора первого памятника "виленского барокко" в городе Глубокое.Строился в Строился в 1743-1777 годах как униатский храм. Православный собор с 1799 года.
Взорван и разрушен до основания в 1936 году Советской властью.Восстановлен в 2011 году. Рядом с храмом находится памятник патриарху Алексию II.
Свято-Духов монастырь на переднем плане перед речкой Витьбой.
28) Воскресенская (Рынковая) церковь, второе название закрепилось по её расположению на рыночной площади. Строительство храма завершено в 1772 году на месте первоначальных нескольких деревянный церквей.
Возведен храм был в стиле виленского барокко и архитектором являлся, по некоторым данным, И. К. Глаубиц (автор ратуши и Софийского собора в Полоцке). При этом храм получил ещё одно неофициальное название - Смыковской (купец Николай Смык был один из спонсоров строительства храма). Примечательно, что каменный храм первоначально был униатским, а не православным.
Существует легенда, что храм был настолько красив, что даже сам Наполеон Бонапарт при оккупации Витебска не посмел его тронуть, а приказал разместить в храме лазарет.
Православным храм стал только в 1834 году, разрушен в 1936 году, восстановлен в 2009 году.
29) Рыночная площадь Витебска.
30) И напоследок - одна цитата из "Витебской энциклопедии" об уничтожении Витебских храмов.
"Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал - не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Именно кирпичей, а не обломков стен. И вот я стою у огромной кирпичной кучи и, честно сознаюсь, любуюсь своей работой, тем, как красиво взорвано: подъезжай машиной и прямо из этой кучи бросай кирпичи в машину. Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение "чистотой" работы. Особенно поражались тому, что дом стоит как ни в чем не бывало, и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал - кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей."
(П. Григоренко, сапер, руководивший взрывом Успенского собора, а позднее - диссидент).
31) Витебский дворик.
32)