ГОРОДЕЦ

Sep 21, 2013 12:17




Ворота Городецкого судоремонтного завода охраняет рыжая собака. За кусок копченой колбасы она откроет вам калитку, поведет к стапелям и продаст недорого почти новый, только что из ремонта, буксир, выкрашенный суриком. Да она и без колбасы отдаст, если с ней поговорить по-человечески. Скучно ей сидеть одной у этих ворот. Особенно по выходным. Вы не поверите, но в Городце суда не только ремонтируют, но и строят. Как начали строить баржи и пароходы в середине позапрошлого века - так и не перестают до сегодняшнего дня. К концу девятнадцатого века каждый год в Городце спускали на воду до семидесяти деревянных барж. И какие были баржи! Длиной до сотни метров и шириной до пятнадцати. По заказу нижегородского купца-миллионера Гордея Чернова, прототипа горьковского Фомы Гордеева, в Городце построили баржу вместимостью в миллион пудов. Тогда весь город строил баржи. Даже маленькие дети мастерили из щепок крошечные баржи водоизмещением в грамм пятьдесят или сто и пускали их по ручьям. Клепали и котлы, и пароходные машины, и даже отливали из чугуна кружевные навесы, которые и сегодня украшают крылечки старых городецких домов.
    Теперь баржи делают редко - в основном дебаркадеры. Плавучие пристани и доки, речные вокзалы, гостиницы и рестораны. Они и держат на плаву верфь, а туристы держат на плаву музеи Городца. Их в городе много - целый музейных квартал. Все музеи находятся в красивых старинных купеческих и дворянских особняках, все особняки отреставрированы, полы в них не скрипят, потолки не протекают, все экспозиции… Вот вы не верите, а зря. Взять, к примеру, музей «Дом графини Паниной». Одна выставка старинных часов из частных коллекций так хороша, что туристов из этого зала и вывести не возможно. Если бы в самой Москве был бы музей часов, то и тогда в нем вы не нашли бы таких уникальных немецких часов позапрошлого века с двумя кукушками! Крошечные кукушки ростом с половину мизинца, доложу я вам, выточены с большим искусством. С таким большим, что были случаи, когда они клевали посетителям не в меру любопытные пальцы.
    Здание музея «Городецкий пряник» напоминает… богато украшенный сахарной глазурью пряник. Внутри, на музейных витринах, все восемь с половиной веков истории Городца в съедобном виде. Вот древние, еще каменные доски для печатных пряников с клинописными надписями местные жители находили с незапамятных времен. Археологи утверждают, что доисторические пряники подавали не к чаю, которого тогда на Волге не знали, а к ячменному пиву и были они солеными, без меда и высушены до хрустящего состояния. Вот окаменевший Городецкий пряник предположительно середины семнадцатого века, судя по возрасту плесневых грибов, найденный в начале двадцатого века этнографической экспедицией кафедры печатных пряников института пищевой промышленности Академии Наук в Коми, в стойбище оленеводов-зырян. Северные охотники и оленеводы обменивали пряники на меха. На зыряновском прянике изображена сцена ледового побоища между войском Александра Невского и тевтонскими рыцарями. Поражает тщательная проработка деталей. Как известно, в момент битвы ветер дул на псов-рыцарей и все их темные шлемы и латы усыпаны мельчайшими сахарными буквами слов, которые русские ратники кричали противнику в пылу боя. Оленеводы, как выяснили этнографы, поклонялись прянику и, после того, как он окончательно окаменел, использовали его при отправлении шаманских обрядов в качестве бубна. Еще один трехпудовый «Царь-пряник», подаренный Ивану Грозному городецкими пряничниками в честь взятия Казани хранится теперь в Москве, в Оружейной палате. Известно, что Иван Васильевич городецкие пряники любил больше тульских и вяземских, которых тогда еще и в помине не было. Да и вообще они вкуснее, хоть и меда в тесто в Городце не добавляют. Зато никогда в начинке городецких пряников, в отличие от тульских, вы не встретите ни позеленевшего самоварного краника, ни донца от патронной гильзы, ни пистолетного курка, а только фруктовое повидло самых разных сортов, орехи, изюм, цукаты, пропитанные сладким ликером, а то и вовсе подадут вам к прянику большую рюмку сладкой смородиновой или клюквенной настойки. В самом конце девятнадцатого века Городецкие купцы-старообрядцы поднесли на память семье Николая Второго, путешествовавшего по Волге, пряник весом в полтора пуда. Кстати, о старообрядцах. Их в Городце всегда было много, а уж, что касается пряничников, то они все были старой веры. Рассказывают, что издавна поклонялись городецкие староверы огромной крестообразной сосне, которая росла на древнем городском валу. Был у нее в дупле устроен киот. Власти еще при Николае Первом спилили эту сосну. Старообрядцы нашли себе еще одну крестообразную сосну и давай ей поклоняться. Власти спилили и ее. Теперь уж не осталось никаких крестообразных сосен. Да и власти теперь пилят совсем не сосны…
    Вернемся, однако, к пряникам. Вообще городчане любили одаривать пряниками по самым разным поводам. Взять, к примеру, «разгонные» пряники. Их дарили засидевшимся гостям. Вынесет хозяин горсть таких пряников … и тут же гости начинают хватать свои тулупы, шапки и прощаться с хозяевами. «Разгонными» пряниками дело не ограничилось. Местные жители изобрели даже своеобразный пряничный язык. Скажем, зять никогда не проходил мимо тещиного дома, чтобы не подарить ей пряник, а жены мужьям пекли… и, случалось, допекали.
    Пряников на витринах много самых разнообразных - с царскими орлами, с советскими серпами и молотками, с теремками, стерлядками, прогулочными колясками, пароходами, паровозами, птичками, с надписями «Дарю Зине», «Дарю Маше», «Дарю Зине», «Кавришка», «Дарю от всей совести моей дарю милости милости», «Подарок в день вашего ангела», «Кого люблю того дарю сердечно» и даже «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Как только они все высохнут, окаменеют их заменят новыми, а старые внесут во двор, размочат в воде и скормят собакам. Вот потому-то в Городце собаку пряником не поманишь. Нос она от него воротит. Ей бы косточку или сосиску…
    Неподалеку от музея пряников находится музей самоваров. В нем четыре сотни сверкающих полированной медью, латунью, мельхиором и серебром Иванов Ивановичей. Такого количества самоваров нет и в самой Туле. Есть самовары из Персии, есть из Китая, есть курьезный самовар, подаренный по случаю заключения Тильзитского мира Александром Бонапарту. Вместо воды в него заливается шампанское, а вместо щепок или шишек - колотый лед. Есть авторская копия путевого самовара, поднесенного императрице Екатерине Второй механиком Кулибиным во время ее визита в Нижний. Самовар не только греет воду, но и показывает дату чаепития по солнечному и лунному календарям, во время закипания играет марш гвардейцев-преображенцев, а также оснащен астролябией, точным хронометром, пружинами для уменьшения последствий морской и дорожной качки, и хитроумным приспособлением для стряхивания последней капли из самоварного крана в чайную чашку. Есть огромные многоведерные самовары, есть крошечные, буквально на одну рюмку чая, есть самовар для левшей, у которого краник открывается против часовой стрелки, есть самовар для семей, проживших в браке больше десяти или пятнадцати лет - у него два краника и они повернуты друг относительно друга на сто восемьдесят градусов. Возле мужского краника гравирована надпись «Ты знаешь, почему я молчу?!». Мужской краник отличается еще и тем, что к его ручке припаяна миниатюрная корона, а на женском такой короны нет, но есть скалка и чугунная сковородка.
    В краеведческом музее, экспонатов которого хватило бы на десяток провинциальных музеев, не мог я глаз отвести от удивительной иконы, состоящей из тонких расписных трехгранных призм. Прямо посмотришь - Святой Дух, справа посмотришь - Бог Сын, слева - Бог Отец. То есть сначала-то я взглянул и хотел идти дальше, но тут экскурсовод сказал мне, что в Ульяновске, в краеведческом музее есть похожая икона. Вот только, если смотреть на нее прямо, то - Ленин, справа - Маркс, а слева - Энгельс. Есть и еще одна разновидность иконы, хранящаяся в одном из музеев Сибири. Там вместо Ленина - лучший друг физкультурников. Поневоле и заглядишься…
    Два самых известных экспоната в Городецком музее - украшенный золотом и серебром княжеский шлем тринадцатого или четырнадцатого века и свинцовая печать Александра Невского. И то и другое нашли местные жители. Печать нашлась на волжском берегу, а шлем выкопали в огороде. Давно это было, еще в те времена, когда такие находки могли запросто отдать археологам. Те времена давно прошли. Теперь все имеет свою цену. Есть аборигены, которые свои находки продают Эрмитажу. Местным музейщикам даже и не предлагают. Вообще черных копателей в Городце много. Да и как им не быть, если культурный слой в городе не намного тоньше московского. Только в столице во дворе дома на Тверской или на Якиманке раскоп не устроишь - слишком много труб и кабелей придется пилить, прежде чем доберешься до чего-нибудь стоящего, а в Городце вышел в собственный огород - и копай сколько влезет. Обломки средневековой керамики даже и в руки не берут. Не хочешь копать - прогуляйся внимательно по берегу Волги. Сейчас, конечно, таких прогульщиков пруд пруди, а раньше… Один местный житель, которому лень было копать и вовсе отдал археологам свой огород для раскопок и каждый день совершенно бесплатно, в первом ряду, сидел и наблюдал за увлекательным процессом раскопок.
    Надо сказать, что почти все музеи имеют в составе своих экспозиций коллекции городецкого почетного гражданина Николая Федоровича Полякова. В музее «Дом графини Паниной» - это существенная часть коллекции часов, в музее пряников - это редкие пряничные доски, в краеведческом музее представлена его коллекция старинных сабель, палашей и кинжалов, утюгов, а в отделе природы края - чучела медведей, поскольку Николай Федорович заядлый охотник. Что же до самоваров, то все самовары этого музея принадлежат Полякову. На самом деле его коллекция почти в два раза больше - просто особняк для нее маловат. Есть обширная коллекция монет и она тоже принадлежит маркизу Караба… Вот как найдут для нее место - так сразу и выставят. Николай Федорович не олигарх. У него нет ни заводов, ни пароходов, ни нефтяных месторождений. Он бывший глава налогового управления Нижегородской области. Вначале своей карьеры он был главой городецких налоговиков, а потом стал главой нижегородских, а теперь вот…* Он еще и местной епархии помогает восстанавливать храмы. Кстати, в храме городецкого Феодоровского монастыря видел я икону Феодоровской Божьей Матери». Межу краями оклада и резными деревянными наличниками просунуто было множество бумажных записочек от прихожан. Приветливый и словоохотливый батюшка рассказал мне, что поначалу верующие оставляли у иконы свои золотые украшения - кольца, нательные кресты, серьги. Однажды какой-то бомж их украл. Еще и стекло разбил, прикрывавшее икону. Ну, а на записки никто не позарится. Время от времени их вынимают, освобождая место новым. Старые не выбрасывают. Хранят. Натурально, «Стена Плача» на православный манер. Когда я сказал об этом отцу Никанору, он улыбку запрятал так глубоко в бороду, что и концов ее невозможно было разглядеть.

* Не дети, чай. Сами все должны понимать. И то сказать - не футбольный клуб купил, не яхту стометровую. И особняк у него в Городце, а не в Лондоне. Ну, не считая тех, что в Нижнем.




С русским языком в Городце все хорошо. Как и везде у нас.




Торговки жареными семечками и орехами.







Немецкие часы с двумя кукушками.







Небось, думали, что я вас обманываю. Все честно - две кукушки.




Уголок экспозиции, посвященной, как легко можно догадаться, народному образованию.




Симфонион. До сих пор играет. Вам его заведут. Только приезжайте.




Коллекция пластинок к симфониону.




Очень редкий аппарат. Такой я видел только в Москве, в музее музыкальных инструментов. Отверстие в шкафчике над проигрывателем и струны - что-то вроде доисторической акустической системы.




Здание музея городецких пряников.




Валек для накатки серпастых и молоткастых советских пряников.




Откушал пряника с надписью «Пролетарии всех стран соединяйтесь» и причастился присоединился к ним.




Знаменитый княжеский шлем. Археологи говорят, что местами он покрыт золотом и серебром.







Образцы городецкой деревянной резьбы. Такого рода резьба обычно украшала дом снаружи и ворота. Две этих фигурки не называются, как можно было бы подумать, «Русалка и русал», а «Фараон и фараонка» в память об исходе евреев из Египта. Почему такая связь… я не запомнил.




Неземной красоты посудный шкаф, изготовленный местным мастером в девятнадцатом веке. Украшен картинами мировой и русской истории. Тут вам и Жанна д’Арк, и Атилла, разрушающий Рим, и конкистадоры, и въезд Минина и Пожарского в Кремль, и портреты русских царей. Чем-то мне напомнил «Лицевой свод». Таких шкафов всего три. Второй, с сюжетами духовного содержания, находится в музее городецких пряников, а третий в музее то ли Пскова, то ли Новгорода.




Жанна д’Арк под стенами Орлеана. Если присмотреться, то в углах этой картины видны буквы «А» и «Д». По каким-то неизвестным нам причинам мастер Жанну назвал Анной. Потому и «А» вместо «Ж». Когда к этому шкафу подвели школьников, то они, как рассказал нам экскурсовод, эти буквы расшифровали мгновенно «А» - Анджелина, «Д» - Джоли.




Атилла в Риме. «А» - Атилла, а «В» - варвар.




Это уже наша история. Минин уговаривает Пожарского не уклоняться от весеннего призыва.




Василий Шуйский.




Картина из зала, посвященного городецкой росписи по дереву. Называется «Колхозная семья за чтением конституции»




Тут и без подписи понятно о каких веселых временах идет речь.




Кружевное летнее пальто начала прошлого века. Не из Парижа его привезли. В Городце сделали. И сейчас в городе работает строчевышивальная фабрика. Вообще городчане на все руки мастера - и кружев наплетут, и вышивку вышьют, и наличники кружевные на окнах смастерят, и пряников напекут. Не думаю, чтобы это было связано с ними самими. Просто место такое волшебное. Бывает и наоборот. Взять, к примеру, Набережные Челны. И люди там с руками, и тоже Волга течет, а получается у них… Просто место проклятое.




Дом, где размещается музей самоваров.




Коллекционные европейские братья и сестры русских самоваров - бульотки.




Персидский самовар.




Самовар «Денатурат» в стиле модерн начала прошлого века. В качестве топлива использовался в нем спирт.




Крошечный учебный самовар. Говорят, действующий. На кофейную чашку, не больше.




Самовар «Эгоист». Девятнадцатый век. Первая половина. На один стакан. Офицеры его любили. Проснулся утром, вскипятил воды побриться и побежал на утреннее построение.




Трактирный самовар.




Семейный самовар. Называется «Тет-а-тет». Мужской краник - слева. На нем корона.




Самовар, в котором воду не кипятили, а варили кашу. Так и называется он «Кашница». В русской армии такими часто пользовались.




Этого красавца подарили коллекционеру Полякову в администрации президента России. Таких самоваров всего два. Первый наш отец родной подарил какому-то президенту или премьеру. Такие подарки всегда делаются в двух экземплярах. Второй - на всякий случай. Вдруг у первого краник потечет или вовсе отвалится. Тот, который на всякий случай, Полякову и достался. По знакомству, должно быть.




Самовар на керосиновом ходу.


Городец

Previous post Next post
Up