Встреча лета в Тутаеве

Jun 21, 2013 10:00

В последний день весны мы с нашим клубом отправились в ночное путешествие. Для нас подобное действие было впервые и от того очень запоминающееся. Выехали мы из Москвы в начале одиннадцатого вечера. Пятничная пробка в сторону области оказалась не такой уж и страшной и мы не так чтобы медленно, но верно двигались на встречу лета.

Темнело, как мне показалось, медленно. Несмотря на предыдущую бессонную ночь, спать не хотелось вовсе. В наушниках играл старый добрый рок. В небе над головой нас сопровождала Большая Медведица. И наш автобус, словно космический корабль, на низких участках дороги скрывался в порталах густого тумана.

Не успела ночь вступить в полную свою силу, как уже снова начало светлеть. А мы тем временем подъехали к Ростову. Вы помните как в мультике, один замечательный паровозик боялся пропустить что-то очень важное? Вот и мы, следуя его примеру, не опоздали на всю весну и всю жизнь. Здесь в прекрасных исторических декорациях мы встретили замечательный рассвет в сопровождении великолепного аккомпанемента соловьев, и насладились серебряной дорожкой тающего месяца на древней глади озера Неро.

А дальше мы сели в автобус и продолжили свой рассветный путь. Проехав совсем не много, мы совершили небольшую остановочку, дабы запечатлеть не менее живописное природное явление и почувствовать себя героем уже другого мультика. Мы все, на какое-то время стали почти, что ежиками в тумане, изрядно удивив проезжающих мимо автомобилистов. Ну посудите сами, четыре часа утра с небольшим, где-то под Ярославлем, группа казалось бы взрослых людей бегает с фотоаппаратами вдоль дороги, периодически перебегая ее в разных направлениях и фотографирует почти пустоту. Как минимум со стороны это смотрится очень забавно. Но на этом удивлять публику мы не закончили.

Примерно через час опять под Ярославлем, но уже с другой стороны, очередной своей массовой фотовылазкой из автобуса мы шокировали рыбаков, тихо пристроившихся на берегах Которосли. Мы надеялись, ждали и верили, что вот-вот из-за облачков появится солнышко и подарит нам замечательные пейзажи. Но увы не случилось. Мы загрузились в автобус и теперь уже без всяких остановок в Тутаев.

И вот мы в Тутаеве. В отличие от нас, безбашенных туристов, город еще видит седьмые сны, улочки окутаны тишиной и спокойствием.

Тутаев это небольшой старинный городок на Волге, разделенный рекой на две части - Романов и Борисоглебск (прежние названия города). Благодаря такому расположению и живописному ландшафту, Тутаев легко узнаваем среди других старинных городов Поволжья. На его тихих и старинных улицах одновременно присутствует ощущение простора, уюта, умиротворенности. Городские кварталы, разделенные глубокими оврагами, просторно раскинулись на высоких берегах.

Свою летнюю прогулку по Тутаеву мы начали от церкви Благовещения. Со времен первого нашего визита в 2011 году, церковь практически полностью восстановлена: поставлен барабан и главка, стены оштукатурены, но лишены какого либо убранства. Прилегающая территория облагорожена, устроена детская площадка и посажены цветы.

От Благовещенской церкви мы решили пешком прогуляться по еще спящим улочкам и дойти до главного собора города. Величественный Воскресенский собор, потрясает своей торжественностью и нарядностью. Обойдя мощную церковную ограду с разными башенками, воротами по периметру, сделав несколько панорамных снимков собора, сняв его через решетку главного входа, мы направились к смотровой площадке. Отсюда открывается удивительный по красоте вид на левый берег Волги - Романовскую сторону. В полной мере насладившись Волжскими пейзажами, мы потихоньку стали спускаться вниз к реке, где через некоторое время нас ждала паромная переправа на тот берег.

От причала Романовской стороны, поднявшись наверх вдоль оврага с речкой Медведкой, мы направились на территорию Романова городища. От древнего городища мало что осталось, собственно только название и высокие насыпные валы, в центре которых расположился Крестовоздвиженский собор. Наиболее выигрышные ракурсы собора как раз получаются с валов. А сколько цветет земляники в густой траве на склонах древнего сооружения - не передать словами.

Побродив по влажным от росы валам, обойдя Крестовоздвиженский собор кругом, мы направились через местный парк Победы к Вознесенской церкви. Белоснежный храм, не лишенный стройности, с яркой зеленой крышей и главками, очень живописно смотрелся в окружении цветущих одуванчиков.

Дальше мы продолжили свое путешествие по Тутаеву исключительно в северном направлении. Так двигаясь по центральным улочкам и Волжской набережной Романовской стороны, можно осмотреть все храмы и старинные дома, представляющие различные эпохи развития русской провинциальной архитектуры.

Пока городок не проснулся окончательно, у нас появилась замечательная возможность запечатлеть «без помех» здание пожарного депо и банка. Кстати в банке устроен музей «Дом на Новинской», рассказывающий об устройстве финансового заведения и его владельце. Но увы на этот раз экспозицию посетить не удалось, по причине ее реставрации.

Перед пожарным депо раскинулась совсем неприметная площадь Ленина. Причем и памятник самому В.И. Ленину тоже не особо приметен. По сравнению с постаментом, фигура вождя очень маленькая. Наверно это самый маленький памятник Ленину, которой мне доводилось, когда-либо видеть.

От центральной площади, пересекая Красноармейскую улицу, мы вышли к набережной Романовской стороны. Здесь в обрамлении оврагов, занимая ведущее место в панораме левого берега Волги, стоит Казанская церковь. Двухэтажная, с трапезной палатой, галереей и примыкающим к ней крыльцом с взлетающей арочной лестницей, она как будто врезана в крутой берег. Стоящая чуть выше отдельная колокольня, предает архитектурному ансамблю каскадный вид. Но к церкви мы еще вернемся, а сейчас продолжая прогулку к северным «границам» города мы свернули на Кустодиевский бульвар, а оттуда снова на ул. Ушакова.

Улица имени русского флотоводца упирается в белокаменную приземистую Покровскую церковь. Считается, что это самый старый храм Романовской стороны. Фасады церкви лишены какого либо декора, чего нельзя сказать о колокольне - богато украшенной изразцами.

От Покровской церкви мы направились к Троицкой. Именно она, расположенная на высоком холме за Троицким ручьем, завершает строй прибрежных романовских храмов. Вокруг церкви частично сохранились старые захоронения горожан. Сохранился даже склеп-часовня семьи нотариуса В.Ф. Маслока. Вот только за сохранность предназначения постройки сказать однозначно нельзя. Заглянув в расщелину покосившейся двери, ничего кроме строительных и садовых принадлежностей, я там увы не увидела.

Погуляв по территории старого погоста, мы спустились к Волге. С крутой извилистой тропинки открывались изумительные виды на Волгу. А пушистые кусты белоснежной сирени, растущие на склоне Троицкого холма, добавили бескрайним волжским пейзажам романтичности. На самом берегу, практически на линии речного прибоя большими группами грелись бабочки и при каждом неловком нашем движении с еле уловимым шелестом взмывали вверх белым облаком. Тут же, окончательно разомлев под жарким тутаевским солнышком, я все-таки решилась залезть в Волгу. Правда, окунуться полностью прохладные воды великой реки мне так и не позволили.

Немного охладившись и отдохнув, мы двинулись в обратный путь. Перешагнув через Троицкий ручей, поднявшись на очередной холм, мы довольно быстро оказались у последней, просматриваемой с правого берега, церкви. Большой Спасо-Архангельский собор с окошками-сотами второго этажа, является еще одной высотной доминантой Романовской стороны. Примерно с середины XIX века церковь принадлежит старообрядческой общине.

Сделав вот такой замечательный крюк по Романову, мы вновь вернулись к Казанской церкви. Правда к этому времени погода немного подпортилась, небо затянулось тучами, и даже попытался начаться дождик. Но впечатлений настоящего путешественника ничто не может испортить.

Обойдя Казанскую церковь со всех сторон, мы поднялись наверх по улице с одноименным названием. Здесь в центральной ее части стоит великолепный особняк конца XIX века нотариуса Маслока. Эклектическое сооружение не похоже на никакую другую постройку провинциального города. Трехэтажный дом из красного кирпича причудливо соединил в себе черты классического стиля, барокко и даже готики. А обильна украшенная накладной и ажурной пропиловкой светелка, превратила светский особняк в нарядный русский терем.

Собственно наверно на доме нотариуса и закончились наши целенаправленные прогулки по городу. Все остальные наши шатания были так для убийства времени до отправления. Мы прошлись по ул. Ленина (она расположена выше ул. Ушакова). Здесь, что ни дом так памятник архитектуры. Собственно этот факт подтверждают небольшие таблички на фасадах домов с указанием имени владельца и годом или веком постройки. Спустились вдоль речки Медведки к Волге, ждали возобновления хорошей погоды и фотографировали в «неприличных» позах найденный в сухой траве старый якорь.

Дождавшись таки появления солнышка, решили перебраться обратно на правый берег, подошли к парому и уже было купили билетик. Но вовремя одумавшись, решили пересечь Волгу на местном такси: жители на небольших моторках за умеренную плату перевозят всех желающих с одного берега на другой. А если немного доплатить, то и покатают по реке в пределах города. Мы согласились на второй вариант и ничуть не пожалели. Тутаев с Волги просто великолепен.

Перебравшись на Борисоглебскую сторону, мы решили предаться лени и просто посидеть на берегу реки, немного позагорать, послушать волжский прибой и понаблюдать за проплывающими мимо судами. Вот это отдых!

А тем временем небо над Тутаевым становилось все живописнее и живописнее. И уже совсем становилось понятно, что парами капель дождик не обойдется. Все случилось буквально за минуту: с Волги резко подул холодный ветер и облака прорвались невероятным ливнем. Но закончилось все также быстро, как и началось, и уже через полчаса над маленьким провинциальным городком снова светило яркое солнце. А мы, погрузившись в автобус, начали движение в сторону Москвы.

Проезжая через Переславль-Залесский мы сделали небольшую техническую остановку и под занавес первого дня лета посетили Феодоровский женский монастырь. Заложенный в XV веке, монастырь стал памятником жестокой битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославовича. День поминовения Федора Стратилата, а именно в этот день состоялась кровопролитная битва, и дал имя монастырю. Как и большинство российских монастырей и храмов, Федоровский монастырь сильно пострадал от советского режима. В обители и по сей день ведутся всевозможные реставрационные работы.

От стен монастыря уже без остановок мы ехали домой, изредка пытаясь запечатлеть проплывающий за автобуснум окном пейзаж, и иногда это даже удавалось. Вот так мы встретили и провели первый день этого лета.

И конечно же еще фотки в нашем альбоме.