Посёлок Мстёра во Владимирской области, помимо аутентичной застройки 19 - первой половины 20 века, примечателен тем, что, при малолюдности самого населённого пункта, здесь имеется два действующих монастыря, мужской и женский - причём расположенных рядом, стена к стене.
Так что по количеству и размаху культовых сооружений это место даст фору иному городу.
Рядом с главной площадью Мстёры находится вход в мужской Богоявленский монастырь, основанный в первой трети 17 века и находившийся под покровительством местных князей Ромодановских. Монастырь строился постепенно. Надвратная колокольня - 19 века постройки, внутри здания постарше.
Самый старый храм Богоявления был освящен в 1680-х годах.
Поскольку Мстёра находится в глубинке, то изредка забредающие в монастырь туристы не вызывают у насельников идиосинкразии. Мы спокойно бродили вокруг монастырских сооружений и мирно фотографировали, что хотели. Никто не придирался и не возмущался.
Сильных художественных впечатлений у меня этот монастырь не оставил, но вдруг кому-то будут интересны подробности, а доберётся туда не всякий.
Обходим здание против часовой стрелки, справа налево...
Монастырь замкнут стеной, и калитка тоже закрыта - а ведь какой вид мог бы открыться на окрестности...
Внутри стен живут не только монахи, но и звери. Кошка явно мышкует.
Храм сзади. Та же строгость, монументальность и холодноватость.
Вернёмся к исходной точке и внимательнее посмотрим наверх.
А храм-то не так уж суров. Затейливые барабаны под куполами, кокошники со множеством изображений...
Моя техника не позволяла сделать вполне внятные снимки верхних сюжетов. Но, если приблизить, кое-что можно рассмотреть. Например, совершенно барочное (причём с каким-то восточным уклоном) Крещение.
Лучше получилось изображение, помещенное в прямоугольном "окне" над центральным портиком.
Этот сюжет, как мне пояснили знающие люди, очень редок. Встречается иногда на иконах и называется "Кормчий ковчега спасения Христос Господь".
В центре - корабль с мачтой в виде православного креста, ведомый самим Иисусом Христом, окруженным апостолами, вероучителями и мучениками. Плавание совершается в бурном житейском море, где верных последователей Христа подстерегают бесчисленные опасности: тут и известные своей растленностью вавилоняне (вплоть до Вавилонской блудницы на звере!), и римские императоры-язычники, и древние ересиархи, и более близкие по времени деятели «поповщины» и «нетовщины». Этот сюжет в русском искусстве известен в стенописях, на иконах, в лубочных картинках. Впервые он появился в XVII веке, когда в 1666 году в Киево-Печерской лавре вышел сборник проповедей епископа Черниговского и Новгородского Лазаря «Меч духовный».
Место назначения и некоторые из гребцов.
Слева - персонажи из Апокалипсиса.
Жена в багрянице очень даже симпатичная. Не езди она на огнедышащей зверюге, могла бы сойти за какую-нибудь благочестивую княгиню или царицу.
Фигурный каменный наличник близ главного входа. На табличке храм датирован 1667 годом, а в справочниках - 1687-88-м. Вероятно, 67-й - год заложения?..
Старинное детское надгробие. Стоит себе у стеночки, хлеба не просит, потихоньку разрушается...
Богоявленская церковь - не единственный храм монастыря. В левом углу территории приютилась Владимирская церковь, в которой хранится список Владимирской богоматери. Якобы тоже 17 века, хотя первые письменные упоминания о ней относятся к первой трети 18-го века. Имеет пристроенный придел в честь Александра Невского.
Птица на газоне - не настоящая...
Вообще в той поездке пресловутые журавли (либо аисты) нас буквально преследовали. У всех на устах ещё был феерический полёт отца нации со стерхами. Но, видимо, на Владимирщине мода на длинногогих и длинноклювых пернатых возникла раньше; они украшают и церковные, и светские газоны в целом ряде мест.
Для любопытствующих добавлю, что у монастыря есть официальный сайт. На нём, в частности, можно узнать, что монастырь принимает паломников, однако накладывает на них ряд ограничений (исполнение послушаний, сдача документов, компьютеров и телефонов, запрет на выход с территории), так что обычным туристам туда лучше не соваться.
Интересная информация о монастырском архитектурном комплексе есть и
здесь; фотографии интерьеров сделаны О.О.Щелоковым, который принимал участие в восстановлении храма. Я эти чужие фото воспроизводить не буду, а сама внутри не была. В нынешнем своем виде монастырь существует лишь с 1999 года, до этого он пережил период разрухи и запустения.
Что ж, выйдем за ворота на главную улицу Ленина и взглянем на монастырские стены и купола извне.
Нам - туда, вдоль и вниз по улице...
Золочёные купола принадлежат соседнему монастырю.
Во Мстёре они стоят себе рядышком, по гендерному принципу. Мужской и женский.
Женский носит имя Иоанна Милостливого, по центральному храму.
Войти туда тоже можно спокойно и беспрепятственно. Никаких церберов у калитки нет. Зато
сайт у обители есть, там можно ознакомиться с историей монастыря и его сооружений.
Наш знающий экскурсовод обратил внимание коллег на диковинный ампирный облик этого храма, который, если б не купола, менее всего напоминал бы церковное сооружение. При советской власти он использовался как клуб. А в нынешнем виде восстановлен лишь в начале 21 века.
Нет, ну правда, очень странное здание...
Красное на следующем фото - это ковер, расстеленный на травке для просушки.
Вид на соседний мужской монастырь и деревянная звонница, окружённая цветником.
Строящееся кирпичное здание (видимо, келейный корпус) непременно закроет красивый вид на Богоявленский собор. Но о таких материях тут явно не думают.
Вообще картина бурного монастырского строительства вызывает двоякие ощущения.
Архитектор О.О.Щелоков, участвовавший в возрождении церкви Иоанна Милостивого, с сожалением написал:
К весне 2009 закончено завершение храма, установлен новый крест. /.../ Тем временем женская обитель значительно распространилась территориально: установлен высокий мощный забор, который позволяет сестрам существовать в относительном покое, на большом земельном участке с хозяйственными службами. Однако теперь полностью исключена возможность рядовым мирянам, самим жителям Мстеры и туристам, свободно обойти по периметру стен древний Богоявленский монастырь, выйти к высокому открытому красивому берегу реки Мстерки, дабы полюбоваться, например, её разливом, панорамами далей, вдохнуть свежего воздуха. Вместо всего этого осталась доступна лишь с запада пыльная ухабистая ул.Ленинградская, зады торговых точек и скромная пустая разъездная площадь. Всё обстоит именно так. Мы бродили по монастырскому двору. Дальше - забор, за которым существует сама обитель. Туда хода, естественно, нет. А вот "пыльные задворки", находящиеся по пути к монастырю и перед монастырем.
Не слишком вдохновляет и следующий вид. Не знаю, доходит ли дорожка до реки, но как-то всё уродливо - и монастырский забор, и желтый газопровод, и бурьян... В распутицу тут, наверное, не то что проехать - пройти трудно.
Зато с пригорка вид - довольно эффектный.
Для симметрии впечатлений - аналогичный вид на мужской монастырь.
И несколько завораживающих видов на оба монастыря с берегов реки Мстёры. Как я поняла, вдоль стены мужского монастыря побродить всё-таки можно.
Мстёрские уточки...
Дорога, ведущая в поля и леса...
Центральная площадь - буквально в двух шагах.
Такая она, Мстёра монастырская.Про улицы, дома, наличники и живность см. в
предыдущем моем отчёте.