В ходе своей последней экспедиции Прокудин-Горский успел запечатлеть город, который в последующие 100 лет изменится до неузнаваемости - губернский Петрозаводск.
На память от былой столице Олонецкой губрении осталась только "екатерининская" планировка улиц, да несколько каменных зданий. Всё остальное было "унесено ветром".
Некогда "визитной карточкой" губернского Петрозаводска был красивейший ансамбль из трёх белоснежных храмов на Соборной площади, поднимавшихся словно цепочкой от берега Онежского озера. Этот ансамбль создавался на протяжении 90 лет и завершился в 1872 г. постройкой огромного по местным меркам кафедрального Святодуховского собора.
Отправной точкой ансамбля стала деревянная Петропавловская церковь (по другим данным - собор), построенная в начале 18 века по чертежу самого Петра Великого. В конце 18 века её существенно перестроили в стиле классицизма, но общая композиция и ритмика оставались прежними. Это был, безусловно, самый ценный архитектурный памятник города, к великому сожалению, погибший в 1924 при пожаре вместе с соседней Воскресенской церковью.
Церковь Петра и Павла в Петрозаводске в 1916 г. и её место в 2012 гг.:
Высокое разрешение Храм в изначальном виде:
Просто удивительно, что власти города так и не решились воссоздать этот компактный и хорошо задокументироанный храм-памятник!
Вторым звеном в ансамбле стал Духовской собор, переименованный по решению Олонецкой духовной консистории в 1875 г. в храм во имя Воскресения Христова. На снимке Прокудина-Горского запечатлён каменно-деревянный храм, построенный в 1800 г. вместо обветшавшего деревянного собора 18 века. Воскресенская соборная церковь сгорела в 1924 г.
Воскресенская церковь Петрозаводска в 1916 г. и её место в 2012 гг.:
Высокое разрешение(Рестарация этого и ряда последующих снимков 1916 г. К. и В. Ходаковских).
Точнее, даже так:
Кафедральный собор Петрозаводска в 1916 г. и его место в 2012 гг.:
Высокое разрешение Кафедральный собор во имя Сошествия Святого Духа находился на Соборной площади (сейчас площадь Кирова). Был построен в 1860-1872 гг. по проекту архитектора Константина Андреевича Тона и был похож на другие построенные по его проекту храмы (например, ХХС в Москве).
Имел высоту около 56,5 м., диаметр купола около 12,8 м.
закрыли в 1930 г., а в 1936 он был полностью снесён.
В 1946 г. были попытки постановки на месте кафедрального собора Дома правительства Карело-Финской ССР, но в итоге в 50-е там соорудили Музыкально-драматический театр в неоклассическом стиле.
Вот так великолепно смотрелся губернский Петрозаводск с пристани на Онежском озере:
]
Точки съемки утраченных храмов Петрозаводска:
Источник схемы:
http://www.cakarelia.ru/library/7/ Пристань Петрозаводска в 1916 и 2012 гг.:
Высокое разрешениеК сожалению, этот снимок у Прокудина-Горского по каким-то причинам оказался бракованным, до полной несмотрибельности. Восстановил его, как мог. Ракурс, думаю, полностью совпадает. На месте старых пароходиков теперь стоят круизные теплоходы и скоростные "Ракеты" советской постройки. Не знаю, делают ли в современной России суда на подводных крыльях?
"Ракеты" возят туристов в Кижи.
Деревянная постройка на пристани была ещё жива в 1928 г.:
Настоящим сердцем города является основанный Петром I Александровский литейно-пушечный завод, который в советской время стал Онежским Тракторным.
Общий вид Александровского завода в 1916 и 2012 гг.:
Высокое разрешение На месте пустыря вдоль берегов речки Лососинки давно разбит небольшой парк и теперь из-за деревьев фасадная часть старых заводских корпусов едва видна, если снимать с той же точки.
Если снимать вплотную к сохранившемуся корпусу, то можно увидеть несколько больше:
Черно-белый снимок был сделан финнами в октябре 1941 г., вскоре после взрыва завода отступавшими советскими частями. Т.е., облик изменился уже после войны. Завод вообще хотели убрать из города при его восстановлении, но руководство республики воспротивилось.
Особую ценность представляют великолепные панорамные снимки Петрозаводска, сделанные Прокудиным-Горским с насыпи Олонецкой железной дороги. На них старый город виден весь как на ладони и повторить сейчас такие виды практически невозможно:
Высокое разрешение До станции Голиковка я успел добраться. Снимал непосредственно с полотна дороги, с небольшой насыпи, однако оттуда теперь ничего не видно
Общий вид от разъезда (ныне станции) Голиковка в 1916 и 2012 гг.:
Высокое разрешение Спустился с насыпи - ничего не изменилось:
Общий вид Петрозаводска от Олонецкой железной дороги (снимок №20243), фрагмент:
Этот вид я пытался повторить уже из окна вагона.
Онежское озеро лишь изредка мелькало серди деревьев и я с трудом сумел его "поймать" пару раз.
Вот такие варианты:
Высокое разрешение Высокое разрешение А этот снимок был сделан где-то на полпути от Голиковки к примерному месту съемки второго прокудинского вида:
Высокое разрешение Здесь точность места уже не имеет значению, важно, что всё вдоль дороги теперь застроено и город от неё совершенно не просматривается.
Надо снимать с верхнего этажа многоэтажки.
Петрозаводск стал последним губернским центром в Российской империи, куда провели железную дорогу - первый поезд пришёл в январе 1916 г.
Поскольку официальной целью последней поездки Прокудина-Горского по Российской империи была съемка только что построенного южного участка будущей Мурманской железной дороги, фотограф сделал в Петрозаводске довольного много снимка соответствующей тематики.
Нам удалось повторить лишь некоторые из них, при том в ряде случаев - чисто условно.
Символическое сравнение: станция Петрозаводск в 1916 и 2012 гг.:
Высокое разрешение Сравнение чисто условное, потому что в 1916 г. станция строилась совсем в другом месте, немного севернее города, где теперь находится станция Петрозаводск-Товарная (см.:
http://home.onego.ru/~sokos/golikovka.htm). Из-за сложного рельефа местности тогда не решились устроить вокзал ближе к центру города и лишь в 1955 г. "по просьбе трудящихся" пассажирскую станцию перенесли на современное место, построив для неё помпезное здание в стиле позднего советского классицизма. Теперь это "визитная карточка" города.
До 1955 г. жители города предпочитали использовать в качестве вокзала станцию Голиковка, которая расположена на южной окраине Петрозаводска и была для многих более удобной, чем далёкий северный вокзал.
Интересно, что у Прокудина-Горского снимок разъезда Голиковка подписан как "Станция Петрозаводск Олонецкой ж.д.", хотя официально Голиковка так никогда, кажется, не называлась. Дело в том, что первоначально это действительно было проектируемое место городского вокзала - жадные владельцы АО "Олонецкая ж.д." не хотели тратить деньги на постройку двух небольших мостов через городские речки, чтобы подвести линию прямо к центру Петрозаводска. В 1915 г. это стало уже не актуально, поскольку дорогу всё равно потянули на север к Кольскому заливу и тогда же решили устроить вокзал севернее города.
Станция Голиковка в Петрозаводске в 1916 и 2012 гг.:
Высокое разрешениеЯ снимал почти вдоль путей, Прокудин-Горский - со стороны. Отойти дальше не мог, так как на всю станцию растянулся товарный состав.
Из-за разницы в ракурсе рельеф на горизонте не совпадает. Отчасти повышение горы скрыто за постройками.
Из-за ряда накладок с поездкой на о. Кижи мне пришлось доснимать сравнения по Петрозаводску в пожарном порядке, некоторые снимки вообще делать из окна поезда. Как ни странно, кое-что даже получилось!
Подъезд к ж.д. мосту через реку Лососинку около ст. Петрозаводск Мурманской ж. д. в 1916 и 2012 гг.:
Высокое разрешение Фрагмент с мостом:
Высокое разрешениеЗдесь видны все перемены за 100 лет: второй путь, электрификация, бетонные шпалы, зарастание местности.
Путь стал зато более ровным.
Ещё кадр той же местности с отдалением ещё метров на 100:
Высокое разрешение Вид сбоку я, понятное дело, сделать уже не мог, да и вообще он теперь перекрыт второй насыпью:
На этом рассказ о первой экспедиции по местам съемок Прокудина-Горсокого в Карелии пока завершается, но, надеюсь, будет продолжение.
Предыдущие серии:
Часть 4. Лижма, Илемсельга, Малое Вороново Часть 3. Мёртвый водопад Пор-Порог Часть 2. Кивач Часть 1. Кондопога