Обнинская физика? Боровская лирика? Балабановская спичка - вот что нужно народу!

Jan 16, 2011 13:54



Первое, чем мне запомнился город Обнинск, - это ужасный перекресток с кольцевым движением, который волею судеб нам пришлось проехать трижды за этот день.







Раньше на месте Обнинска располагалось красивое имение Белкино, которое выстроил наш старый друг князь Воронцов (о нем мы вели речь, когда прокладывали путь к Малоярославцу. В Воронове жил он летом, а сюда приезжал осенью - поохотиться. После войны 1812 года имение перекупил полковник Наркиз Обнинский. Обнинские стали на сторону революции, поэтому и имение их особо не громили и станцию железнодорожную в их честь назвали, а уж она дала имя построенному позднее городу. А значит - нам на станцию.



А рельсы уходят вдаль до горизонта.



При всем при том станция Обнинское - закрытая, с турникетами.



А еще она подарила нам возможность увидеть уникальный способ записи времени прибытия электропоездов с десятыми долями секунды.



Обнинцы очень гордятся тем, что их город стал первым наукоградом в истории, и всюду это пишут.





Выстроили город на месте интерната-коммуны, созданного для революционно настроенных детей и носящего не менее революционное название - «Бодрая жизнь». Организовал сей педагогический шедевр С. Шацкий, которому, кстати говоря, все дети и их родители обязаны появлению такой важной формации как детский сад. Но в 1946 году стало не до бодрой жизни, нужно было срочно добыть энергию из мирного атотма, для этих целей была создана секретная лаборатория «В», а вокруг нее выстроены домики для работников. В 1956 году после успешного пуска выстроенной здесь же первой в мире АЭС, всё это стало городом.



Город Обнинск устремлен в светлое будущее, о чем тоже с прямотой заявляет.



Обнинцы вообще очень любят обо всем заявлять смело и громко. Лозунги пишут, в машинах ездят на египетский манер, постоянно подбадривая не то себя, не то окружающих участников дорожного движения сварливым бибиканием. Но главный транспортный перл города Обнинска это их железнодорожные переезды. Переезд в классическом понимании обнинца - это однорядный темный тоннель, куда машины заезжают по очереди, и если в центральной части города эта очередность определяется светофором, то в окраинной - лишь ловкостью и быстротой засовывания машинного тельца в жерло этого самого тоннеля. Если к этому добавить и довольно скверное состояние асфальта в темных недрах, то устремляться в будущее, здесь крайне неудобно.



Ну а теперь прогуляемся по городу. Напротив вокзала возвышается гостиница «Юбилейная».



А перед ней примостился магазин с задушевным названием «Родной» и патриотичным лозунгом «Покупай Калужское».



Парковка кияки во дворах подарила нам заповедный уголок города, где отдыхают наукоградцы в компании с веселенькими попугайчиками и импровизированными лавочками.





Памятники в городе всё сугубо научные, все-то про физиков, да про ядерщиков. Первым мы настигли Фредерика Жолио-Кюри, исследователя полония и радия, и, между прочим, лауреата Сталинской и даже Нобелевской премии.



За ним следует силуэт атомной подводной лодки. Это памятник первой советской атомной лодке «Ленинский комсомол», спущенной на воду 9 октября 1957 года. Оригинал хранится в Северодвинске и вот-вот должен стать плавучим музеем.



А через дорогу стоит бюстик с изображением её первого командира Леонида Осипенко, который за успешный спуск этого агрегата на воду получил первое послевоенное звание героя СССР, орден Ленина и Золотую Звезду.



Возле Центрального института повышения квалификации уселся на солнышке еще один ядерщик - создатель ядерной бомбы, а заодно и главный разработчик строительства первой АЭС, задумчивый такой сидит. Совершенно верно - Игорь Курчатов.





А теперь плавненько переходим к самой первой в мире атомной станции. Запустили это чудо в 1954 году, почти 50 лет она успешно работала и служила базой для всяческих экспериментов, но в 2002 году её реактор был заглушен, в связи с тем, что поддерживать должный уровень безопасности стало очень дорого и неоправданно. Сейчас тут НИИ Физики и музей атомной энергетики.



Находится ФЭИ на площади имени одного из выдающихся его ученых Игоря Бондаренко.



А теперь немного прогуляемся по ненаучно-физической части. И сразу попадаем в Обнинск метеорологический.

Эта часть достопримечательностей города представлена в частности памятником Ракете, сделанным из высотного метеозонда. Вообще таких ракет в городе две, совершенно одинаковых, так что любуемся одной, представляем две.



Ну и метеообъект посерьезнее - 310-метровая метеорологическая вышка. Собственно, особой художественной ценности помимо высоты не представляет, но обнинцы ею гордятся и считают достопримечательностью.



А где еще Вы сможете найти такие изощренные сервисы как «елефон» и «лефакс»?! Так и слышится в них что-то утонченное, французское...



Не подкачали и даровитые обнинские художники - прекрасно нарисованная вывеска - визитная карточка мастера. Тут уж что делать - любуемся.



Мне обнинские водители усиленно гудели, чуя чуждую обнинской земле натуру, а вот имя моего фотоштурмана у них в почете. Памятников Семёнам, правда, пока здесь не устанавливают, зато в названиях магазинов Сём сколько угодно. Вот, например, как вариант производного имени для разудалого Семена богатырского сложения - Семаш. Пожалуйте, целой сетью опутали Семаши город.



А вот - мой любимый магазин, который так вот просто, без затей и называется - «Семен».



Не могу обойти стороной и трогательное объявление, прочитанное нами на настежь распахнутой подъездной двери. Тут тебе и почти раблезианские образы юношей и девушек-свиней, и элементы старославянской письменности: "Яко бы" и т.д. Более молодое поколение ретроградное написание подправило, но дверь не закрыло.



Есть в Обнинске и свой мемориал в память о ВОВ. Аллея героев с памятным камнем и собственно памятник.





Особого внимания заслуживают опять какие-то уродливо-кунсткамерные лица на памятнике узникам концлагерей. Это такое модное поветрие им везде отдельный и несуразный памятник ставить?!



Очень странную конструкцию в виде собирательного образа различных частей тела мутанта воздвигли в память о ликвидаторах Чернобыльской катастрофы.



А у парка стояла карета...вернее, разнаряженная тележка со скучающим кучером.



Насмотрелись, нагулялись и по прекрасной широкой аллее покидаем рука об руку первый в мире наукоград. Адьё, Обнинск!



Следующий городок на маршруте дает жизнь множеству спичек и спичечных коробков, дающих в свою очередь жизнь тысячам огоньков газовых конфорок и сотням костров по всей Калужской, Московской и другим областям.

А попадать в него нужно на манер Обнинска - через узкий однорядный тоннель под железнодорожным полотном.



Совершенно верно, впереди, нас ждет спичечная столица России - Балабаново.



Название свое сначала рабочий поселок, потом город, а сейчас городское поселение получило от названия хищной птички семейства соколиных.

Осмотр начнем с вокзальной площади. Самым дальним пунктом, куда мы успели забраться в Калужской области, был Малоярославец, сейчас мы вернулись примерно на уровень Воробьев. Платформа Балабанова незакрытая и вполне себе людная.





Здание вокзала, совмещающего в себе и железнодорожный, и автовокзал, не сразу найдешь, ибо главенствующее место на привокзальной площади занимает местный ТЦ с названием Торговый центр.



Город стоит на Большом кольце, поэтому транспортных перемещений из него можно совершить массу. А вот уникальная карта, где Балабаново, судя по надписи представлено почти столицей мира - большие такие буквы, герб. Куда там Калуге...



Оригинальный знак парковки установлен на пристанционной площади. Очевидно, это уникальная, единственная в мире балабановская лежачая парковка. Воспользоваться услугами не решились.



Балабановские благодарные потомки почему-то изготовили мемориал в память о солдатах ВОВ в виде попавшей в каменной постамент стрелы. Вроде бы война-то вполне современная - при чем тут пернатое оружие?!



Продолжая областную моду на маленьких узников, балабановцы сделали памятник и им, но уж совсем в кладбищенской манере. Ну и Чернобыльская АЭС и её герои увековечены до кучи.





Главное предприятие города было организовано в 1952 году. С тех пор балабановские спички продаются повсеместно в России, а также экспортируются в Сирию, Монголию, Чехию, Словакию, Финляндию, Болгарию и Турцию. Для капризуль и спичечных эстетов есть каминные и ветровые спички, охотничьи, а также загадочные спички «Люкс». А пока ЗАО «Плитспичпром» поздравляет всех балабановцев-работников леса:



Взгляд на табличку с лучшими работниками ошеломляет. Как на подбор все лица настолько не измождены рефлексией и какими бы то ни было сложными мыслительными процессами, что становится немного не по себе.



Здесь мы нашли две поистине поражающие воображение и экзотические профессии - близкие по духу, но разные: намазчик и намазчик спичечного коробка. Ноу комментс. Смотрим.





Для балабановцев-интеллектуалов тоже находится применение - НИИ деревообрабатывающей промышленности с чарующей аббревиатурой - ВНИИДРЕВ.



Ну а теперь нам лежит дорога в последний город нашего калужского турне. "Какой же?" - спросите Вы. "А, да Боровск" - ответят Вам уже проникшиеся нашим маршрутом дорожные знаки.



Мчим по тихому Боровскому шоссе под лучами яркого предзакатного солнца, дорожный осенний пейзаж слегка сдобрен дымком неспешно поедающих палую листву костров.



А вот немного сельского колорита. Возле поворота на деревню Рябушки бодрым аллюром дорогу перебегает молодой бычок, явно не соблюдая правил дорожного движения.





Рядом с Рябушками находится знаменитый Пафнутьев Боровский монастырь, где в стародавние годы содержались под стражей протопоп Аввакум и боярыня Морозова.



Городок получил свое название от того, что выстроен был посреди векового бора, не стоит тут никаких жирных боровов, бегающих по городу, представлять.

На въездной стеле отчего-то нашли приют красноармейцы в буденовках.





Историю Боровска лучше всего изучать по её настенным росписям.

Начнем с того, что у Боровска есть глобус. Не каждый город может таким достижением похвастать...



Для озадаченного визитера приведены стихи про глобус Боровска, не очень в рифму всё звучит, но, как уж смогли, без опоры на классиков ваяли.



Обратим внимание на верхнюю часть фрески, там мы видим некоего господина с подзорной трубой и стих про него. Это первый знаменитый уроженец этих краев адмирал Дмитрий Сенявин, герой крымских войн.

Другой знаменитый уроженец оказался частично поглощен другой художественно-графической культурой.



Вот как авторы фресок описывают своего героя, одновременно ставя его в пример подрастающей поросли. Стоит обратить внимание и на карту-схему: Окатово, возле Балабанова и Воробьев - место рождения этого замечательного математика с редким именем Пафнутий, а Спас-Прогнанье - соответственно - место смерти. Чебышев считается одним из родоначальников теории приближения функций, много писал и теоретизировал о числах, вероятностях и механике.



Но вернемся к географии. Для тех, кто не справился с освоением глобуса Боровска, есть карта.



А для тех, кто не разобрался и с картой есть схема фресок, и тоже трогательный стих в дополнение.



Для лентяев, которые долго ходить по холмам вниз и вверх, а именно таков рельеф местности в Боровске, намерений не имеют, нарисована рекламная зазывалочка. Оказывается, тайный параллельный город есть не только в книгах Панова. В Боровске он даже и продается на каждом углу.



Не могла не коснуться кисть живописца и соседнего Малоярославца, даже слова из классики для него нашлись, правда, не очень лестные, но...



Следующий дом представляет собой историю Боровска, да что там Боровска - всей России - в картинках.



Теперь разберемся со всем поэтапно. Ясное дело, поэтическая натура местного художника опять потребовала стиха:



Теперь о подвигах. Первым у нас идет подвиг князя Волконского. Произошло сие трагическое событие во времена Смуты. Лжедмитрий, тот из них, которого прозвали Тушинским вором, отправляется со своим войском из Калуги в Москву и на его пути становится город-крепость Боровск. Городской дружиной тогда командовал князь Михаил Волконский. Долго самозванец осаждал боровчан, если б не коварные изменники, не видать ему города, но неустановленные корыстолюбивые личности открыли ворота, и развернулась страшная резня, в ходе которой погиб и князь, обороняя уже не сам город, а алтарь Боровского храма. Город был разграблен и сожжен и собственно с той поры и стал сугубо провинциальным. Для сравнения привожу два примера изображения подвига, как бы нарисовал художник обычный и как бы нарисовал художник боровский, самобытный.





Нашли на стенах отражение и события общенационального значения, как-то - освобождение Руси от польско-литовских интервентов. Дмитрий Пожарский вообще всюду их изгонял, ну и в Боровских краях в частности. А чуть поодаль примостился уже известный нам Владимир Храбрый - основатель Малоярославца.



А вот и боярыня Морозова сурово выглядывает на нас из окошка, правда, здесь она побывала не в столь парадном виде, а в качестве своенравной узницы, здесь же, в Боровском монастыре и погибла от голода вместе с сестрой, а слуг её сожгли в ближайшем сарайчике.



Еще один уроженец Боровска - друг Дмитрия Донского и его двойник на Куликовом поле - боярин Михаил Бренок (или Брянок). Перед началом боя князь Донской решает переодеться простым солдатом, а княжеские доспехи надевает на Бренока, естественно, основной удар противника обрушивается на его отряд, зато Донской остается жив. Вот такой вот древний Матросов.



От древней Боровской крепости в настоящее время осталась только памятная табличка с рассказом о том, какая она была.



И тут пришла пора перенестись немножечко вперед во времени, и рассказать об еще одном знаменитом проживальце Боровска - о мечтательном основателе космонавтики, ученом-самоучке Константине Циолковском.

Здесь он прожил и проучительствовал 12 лет, а потом был переведен в Калугу. Мальчишки-ученики его обожали за огромное количество опытов, которые он ставил на занятиях. А взрослые жители Боровска считали, по меньшей мере, чудаком, то он дирижабль в небо запустит, то модель птицы, то на санях с зонтом-парусом промчится. Но именно здесь Циолковский стал писать свои первые научные статьи, получившие признание у общественности. А современные боровчане обрядили Циолковского в валенки, поставили рядом с ним ракету а-ля на ВВЦ и открыли музей.





А вот старший товарищ Циолковского, основатель теории космизма, философ и бессребреник Николай Фёдоров, памятник ему стоит напротив городской библиотеки. И если Циолковский из Москвы приехал в Боровск, то Федоров, напротив из Боровска отправился покорять библиотеки Москвы, и осел в Чертковской библиотеке. Собственно там и произошло его знакомство с юным Циолковским. Фёдорова называли Московским Сократом. Всё свое жалование он раздавал бедным. Дружил с Достоевским и Толстым и мечтал оживить мертвых.





Немного цитат из философских трудов, увековеченных в камне.





В завершение культурно-исторического Боровска полотно «Разгадывание мира». Рассматриваем, угадываем персоналии.



Неожиданно возникает в изобразительном творчестве боровчан тема Огурца. А я думала, что про огурцы только в Луховицах стихи слагают. А тут и морковка-гигант наметилась.



Еще более пронзительно звучит в настенных фресках тема детства, представленная двумя картинами. Первая исполнена в стиле городского пейзажа с элементами обнаженной натуры.



И миниатюра девочка-зомби в окошке.



А теперь оторвём наши глаза от росписей и оглядимся. Самое старое здание современного Боровска - это Благовещенский Собор.



Почетные горожане - мы просто не могли пройти мимо.



Выявили целых две почетные и колоритные фигуры и оба художники. Один такой бородатый, благообразный, прямо как Лев Толстой, а второй этакий длинноусый выпивоха. Про Бородатого представителя изобразительного искусства ничего не нашлось, а вот творчество Усатого «неразрывно связано с родным Боровском», поэтому в качестве бонуса картина Усатого с изображением улицы, на которой мы припарковали свою кияку.







Главная городская площадь, под крышей домиком, очевидно, спрятался на зимовку фонтан.



На площади вот такая вот резная беседка-ротонда.



Мемориал солдатам Второй мировой.



Оранжевая полосатая блямба на стеле, издалека очень напоминающая символику Би-лайна, при ближайшем осмотре оказывается памятным знаком об автопробеге Коломна-Гагарин, прошедшем через Боровск. В Коломне мы уже были, осталось навестить родину первого космонавта.



Ну вот и всё обошли, городок-то невеличка. Возвращаемся к кияке и лихо с горки катимся на выезд из города. Последние пожелания Боровска, обращенные к нам, проносятся опять же в виде столь любимой ими настенной живописи:



Красивого, так красивого, поворачиваем. Вот так и закончилось наше удивительное погружение в Калужские были и дали, вообще само по себе недалекое, даже 500 км не накатали, но очень длинное и весьма-весьма симпатичное. Утомлять терпеливого читателя незначительными событиями пути обратного не будем, ему и так достаточно пришлось почитать.

Балабаново, Обнинск

Previous post Next post
Up