Наша история начинается за добрую сотню км от дома. И не где-нибудь, а в Зарайском районе. Белые буквы с вензелями и неким подобием куполов заранее указывают, что город принадлежит к серии «древние города а-ля Золотое кольцо». Здесь нас ждёт кремль, белые церквы и безлюдие - это можно вполне уверенно говорить совершенно не будучи знакомым с историей края уже по одному изгибу заглавной «з».
По пути перед торжественным въездом в Зарайск нам попадается еще парочка населённых пунктов разной степени занимательности. В районе Алферьево любуемся трактором с прицепом, раскинувшим тонкие дуги своих хитрых устройств подобно щупальцам строгого осьминога.
Далее проезжаем село с названием, лично у меня сразу ассоциирующимся со струпьями, трупами и прочей подобной гадостью - welcome to Струпна.
Струпненское сельское поселение дарит нам еще один дивный населённый пункт - Чулки-Соколово. Зачем объединились столь разные и несколько чуждые друг другу названия в одно слово, совершенно непонятно. Никакой чулочно-носочной фабрики в селе не присутствует, никакой гражданки Соколовой, прославившейся своими чулками, история края также не сохранила в своих преданиях.
А теперь - айда в Зарайск.
Несмотря на то, что современное название города представляется весьма и весьма поэтичным и связанным чуть ли не с райскими кущами, оно утвердилось лишь в 17-ом веке. Изначально же сие место звали Заразск. Зарайцам можно, конечно, утешать себя тем, что слово «зараза» раньше имело значение - «непроходимый, заповедный лес», но сейчас-то «зараза» никак с лесными массивами любой плотности не связана. Кроме этого, есть еще версия, что место сие стало называться Заразском потому, что здесь хоронили умерших от эпидемий чумы и холеры. Тоже, согласитесь, никак на райские угодия не претендует легенда.
А еще в Зарайске очень легко уйти в Незнанку. Ибо это не что иное, как хотя и не очень глубокая, но местная вполне проходимая на лодках река.
А за крутым изгибом реки Незнанки спрятался Заравтодор, который славен и известен миру тем, что благородно и ежегодно возит заразских зарайских легкоатлетов на соревнования в Рязань - бегать и прыгать.
Паркуемся у местного автовокзала. Так как железная дорога так и не пролегла мимо городка - это главная транспортная артерия, поставляющая в Зарайск безмашинных зарайцев и гостей города.
Очень неплохим организующим расположение автобусов на перронах решением являются специальные автобусокарманчики.
Внутри традиционные схемы маршрутов движения.
Вариант №1.
Вариант №2.
Вариант два поражает массовым устремлением общественного транспорта к некоей загадочной Вышке. А еще более ранит сердце москвичей изобретением нового ужасающе режущего глаз и слух метро под названием Выхинно.
После инспекции автовокзала можно направиться и в Кремль, дивно залитый лучами лишь недавно покинувшего стадию основательного пекла солнца.
Кремль в Зарайске строился в 30-х годах 16-го века, так что смотрим и проникаемся старинностью изображённых строений.
Вообще, хочется сказать, что все Кремли в маленьких городках Московской и ближайших соседних областях, поразительно напоминают друг друга. Круглые башенки с конусами наверху, стены с зубцами и бойницами, выполненные из кирпича разной степени потёртости. На стенах Зарайского Кремля ремонтно-восстановительных работ в отличие от Кремля, к примеру, Коломенского не проводили, поэтому здесь можно наблюдать потёртую лингвистическую загадку в виде плаката с наполовину стёршимися старославянскими буквами.
Возле стены братская могила со столь же непоправимо стёршейся шапкой и точно определить, социально-временную принадлежность людей, которые покоятся здесь, помимо словосочетания «Зарайского района» - не представляется возможным.
Двигаемся далее. Здесь на входных воротах висит табличка, которая уведомляет о том, что местным воеводой был сам Дмитрий Пожарский.
В арке тенисто и прохладно. Притаились небольшие гроты и табличка со временем работы музея. Пока мы бороздили Каширу и Пруды, местный музей успел закрыться.
Памятная доска гласит, что в годы ВОВ на территории Кремля располагалась резервная инженерно-саперная бригада.
На территории Кремля - деревянная часовенка и небольшой фонтанчик.
Белоснежный Никольский собор с зелёной дверью и разнообразными памятными табличками.
Так как белые буквы на белом фоне не вполне видно, хочу отметить особо, что именно здесь было написано одно из легендарных и известных произведений древнерусской литературы 14-го века «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Еще несколько видов Зарайского Кремля изнутри.
Церковь, более новая, потому уже не белая, а жёлтая.
Для оживления пейзажа - зарайские кошечки.
И совершенно неожиданно возникающая на фоне всех этих древностей и церковностей стоянка для велосипедов.
За территорией Кремля наблюдаем водонапорную башню.
И сборище контейнеров с мусором возле магазина «Дикси», густо усаженное галками.
Грузовая станция от Луховиц оказалась настолько неприметна, что поворотец к ней мы так и не разыскали, зато запечатлели вывеску с указателем на одно из ведущих в советское время, а ныне нерабочих предприятий городка - Завод офсетных пластин.
И напоследок еще одна местная речушка с ласковым названием - Осётрик.
А теперь «Прощай, Зарайск!», мы мчимся в Луховицы.
По дороге проезжаем деревушки Пенкино и Титово. Пенкинцы даже своими руками умудрились создать целых 4 пруда, ставших местной достопримечательностью. Вот с кого надо брать пример серебрянопрудцам!
Вывеска Луховицкий район не щеголяет куполами и диковинными шрифтами - всё очень лаконично и классически оформлено при помощи белых букв на синей табличке.
В Плешках и Кончаково, поговаривают, неплохая рыбалка, а где-то неподалёку отсюда несведущий путешественник может попытаться найти Уральские горы.
Далее следуют Борки, которые после строительства здесь церкви стали не простыми, а Троицкими.
А потом нас встречают Луховицы.
Вообще говоря, до появления в этих местах железной дороги и соответственно станции и пристанционного посёлка, сельцо было весьма неказистым и заштатным. Называлось оно - Глуховичи, потому как находилось в глуши. Потом постепенно, из-за местного «цоканья», оно превратилось в Глуховицы, а потом и вовсе приобрело современный вид и произношение.
Нас Луховицы встретили вечерним солнцем, придорожными кучками огурцов на продажу и попой лошади в повозке.
В этих краях берёт начало речка с ярким и ёмким названием Вобля.
Для любопытствующих натуралистов существует две версии происхождения названия:
1. Сугубо народная, с яркой, но не вполне внятной и исторически правдивой историей. Вот эта легенда: В один из чудесных весенних дней князь Юрий Долгорукий, нет, наверное, всё-таки император Пётр Первый со своею дружиною, нет свитой, переправились через неширокую речушку. Ничто не предвещала подвоха. Однако, когда наши путешественники подошли к её противоположному берегу вечером с целью вернуться обратно, оказалось, что река за день настолько сильно разлилась, что переправиться оказалось практически невозможно. Эмоциональный правитель произнёс в сердцах то самое: "во бля!", которое и послужило в дальнейшем названием для речки с непредсказуемым и подленьким характером.
2. На опус, описанный версией №1, очень скептически смотрят филологи, ибо они тут же вспоминают, что на Руси тогда это словцо ругательным не было, зато был в древнеславянском языке глагол *vabiti («манить»), то есть, иными словами, они считают, что Вобля - это речка заманушка, заманилка или что-то наподобие.
Надпись Луховицы помимо стандартного табличечного варианта решена аналогично балашихинскому образцу. Буквы названия города стилизованы под различные детские карусели, горки и тому подобные игровые принадлежности.
Следует сказать, что послевоенный рост Луховиц во многом связан со строительством здесь Московского авиационного завода, а ныне Луховицкого машиностроительного завода по производству самолётов. В 1953 году первый собранный здесь ИЛ-28 взмыл в небо, и предприятие на долгие годы стало градообразующим.
Намекает на важность авиационной промышленности для Луховиц памятник самолёту МИГ-23МЛ на площадке перед ДК Старт.
А вот и сам Дворец Культуры.
Перед ним проливающийся и брызгающийся фонтан, чрезвычайно манящий в столь жаркую погоду.
А на стенах соседних домов слегка выцветшие, но очень трогательные и оптимистично смотрящие на собирательный образ луховчанина лозунги.
При подъезде к следующей и самой известной в нашем списке намеченных луховицких достопримечательностей, рекомендованных для посещения, натыкаемся на большой стеклянный торговый центр, за широкими стенами которого и прячем кияку. А нам самим нужно форсировать трассу Урал, которая здесь пешеходного перехода со светофором не имеет.
Да-да, мы рвёмся к знаменитому памятнику Огурцу - гордости луховчан, объекту зависти и предмету коммерческого обмена для гостей города.
Кирпичи на фасаде постамента слегка изжеваны и покрошены, но, чес-слово, это не мы! Тем временем, памятник относительно новый, сделан в 2005 году неким скульптором Горбуновым на арт-предприятии города Жуковского и установлен в день 50-летия города.
А от посещения вот этого надземного перехода, я бы настоятельно рекомендовала бы отказаться натурам со сколько-нибудь развитым обонянием. Более тошнотворного запаха я не чуяла, мне кажется, никогда.
Стела в виде сферы с цветочно-космическими узорами по дороге к авто- и ж/д вокзалам.
Здание автовокзала.
По городу курсирует 4 местных автобуса, и около 20 рейсов связывает Луховицы с подмосковными и не только городами - с Зарайском и Коломной, с Серебряными Прудами и Рязанью, с Подлипками (к сожалению, не Дачными) и Газопроводском (тоже поразительно душевное название).
Напротив автовокзала склонились поджарые ангелки постамента в память о погибших в локальных войнах луховичанах.
А вот и зелёное здание железнодорожного вокзала «Луховицы» на линии Москва-Рязань.
Замечательный главврач "Стоматологии" проживает в Луховицах и гордится своим ФИО.
Пополняем копилку странных названий улиц. Вот еще один перл.
Здесь располагается здание администрации и различных фондов, а вот на противоположной стороне дороги примостилась избушка историко-художественного музея и памятник Петру Первому.
А рядышком - якорёк с надписью: «За моё Отечество и людей живота своего не жалел и не жалею… Петр I».
Вы спросите: "И причём тут Пётр? и при чём тут эти якоря?" Отвечаю: неподалёку от Луховиц есть некое село Дединово с паромной переправой через Оку, там стоит памятник первому русскому парусному кораблю - «Орёл», который был спущен на воду в местных водах 19 мая 1668 года.
Последняя остановка - возле экспозиции военной техники под открытым небом. Напротив неё горит Вечный огонь и находится Аллея славы.
А теперь более детально:
1. Истребитель МиГ-21
2. Учебно-тренировочный самолет Л-29
3. Танк Т-55
4. Гаубица Д-1
5. Гаубица М-30
6. Полковой миномёт ПМ-37 и батальонный миномёт БМ-37.
7. Противотанковая пушка
Отгрызанный край последней таблички настораживает и внушает опасения о присутствии в этих местах нечистой силы богатырской физ.подготовки.
Вот он, последний взгляд на луховичные пейзажи. В маленьком но гордом городке, по преданию, существует весьма смелая пословица сразу в трёх вариантах, практически на разные случаи жизни:
• Есть в России три столицы: Зарайск, Рязань и Луховицы.
• Есть в России три столицы: Москва, Питер, Луховицы.
• Есть в России три столицы: Москва, Рязань и Луховицы
Напоследок - еще одна загадочная табличка, характеризующая секретную и странную луховичную промышленность:
А потом лежал нам путь далёк. Примерно в 9 часов вечера, под бдительным круглым оком заходящего солнца, а потом, начиная от Обухова и далее приветствуемые тихим миганием ночных звёздочек двинулись мы в путь обратный, далёкий, сложный, но путь домой, а потому приятный. Сломавшуюся магнитолу заменили хоровым пением, правил ПДД больше не нарушали, а просто ехали, ехали и ехали. И лишь с первыми минутами дня следующего мы оказались в родных краях, проколесив более 550 км, окольцевав большой кусок подмосковных местностей разной степени известности. И хотя мне потом как водителю с утончённой душевной организацией всю ночь снились различного рода аварии, дорожные инциденты и коварные гаишники за кустами различной степени прозрачности, я снова хочу в длинное автомобильное путешествие!