Белозерск

Jul 27, 2010 17:38




По карте от Кириллова до Белозерска всего 37 километров. Ну, полчасика - подумала я. Ну еще полчасика на паром... Не люблю паромы, признаться, как-то мне жутковато заезжать на них и съезжать, и особенно плыть, понимая, что ежели что - я не уеду на своей машинке никуда. Но что поделать, ближайший мост аж в Череповце, а такие петли выписывать у нас не было времени. Так что поехали через паром. Карта же показывала странное гидротехническое сооружение вдоль Белого озера - какой-то длинный узкий канальчик прямо вдоль берегов. Зачем он, для чего понадобился, кто его построил?.. Все это мы решили узнать в Белозерске.

Выезд из Кириллова, неширокая асфальтовая дорожка. Редкие машины, дачки по берегам озер. Вообще там райские места, конечно. Одно озеро переходит в другое, соединяется речками, везде, со всех сторон - вода и вода. В кондиционируемой машине прохладно, небо белесо-голубое, вода синяя. Рай божий, если, конечно, не открывать окна :)



Километров через семь мы увидели указатель на Белозерск и свернули почему-то на грейдер. Мелкая щебенка барабанила по бокам машины и по днищу, и я, честно говоря, опасалась, что перебью себе, предположим, тормозную трубку или еще что-то нужное. Скорость пришлось сбросить до 80, потом до 60, а кое-где я ползла 40. Грейдер все не кончался и не кончался. Ни одной встречной и попутной машины. Пара деревень в три дома по дороге. Ни одного человека. Туда ли мы свернули? Как дорога между райцентрами может быть такой полузаброшенной? За нами тянулся шлейф белой пыли, ветром его заносило вперед, все заднее стекло было полностью запорошено этой белесой трухой. Так мы ехали километров 12.
Навстречу пролетели две машины - со скоростью, наверное, под стольник. Я удивилась и прибавила скорость. За поворотом показалась река, я вылетела на причал и увидела корму уходящего от нас парома.
Ну опоздали так опоздали. По расписанию следующий паром был в 9 утра, ровно через час.




Следом за нами подъехала машина с эстонскими номерами. Вообще там, на Белом озере, я видела огромное количество питерских, архангельских, мурманских машин. Ну а тут Эстония - почему бы и нет.
С хозяином машины мы разговорились. Я посетовала на грейдер, а он ответил, что нормальная дорога тут ни к чему. "Для кого она?" -- "Да вот для нас с вами хотя бы" -- "А, бросьте. Тут дай бог три машины в час проезжают. Паром бесплатный..." -- "Как бесплатный?" -- "Да вот так. Населения мало, паром принадлежит ДРСУ, они и возят туда обратно" -- "А зимой ледовая переправа?" -- "Нет, что вы. Зимой из Кириллова идет автобус до сюда, а из Белозерска - до той стороны Шексны. Люди выходят и идут пешком через реку, а потом садятся в другие автобусы".
Пешком через Шексну, зимой. По льду. Вот ширина Шексны в месте переправы:




Народ у нас крепкий, стойкий. Северный. Привычный.
Ну твою ж мать. Мы развиваем нанотехнологии в чудо-граде Сколково. А у нас нет мостов и асфальта. Ну твою же мать, любимая моя страна, за что ты так не любишь свой народ?..




Мужчина размотал удочку и стал ловить рыбу прямо с причала. Таскал одну рыбку за другой.
- Это плотва у вас?
- Плотва, да. По вашему плотва, а по-здешнему - сарога.

Сарога - странное, какое-то северное название. Созвучное варягам. А рыбка маленькая-маленькая. Плотвичка - она и на севере плотвичка.

Наконец-то пришел паром, мы заехали, медленно переправились через Шексну и снова поехали по щебенке. Эстонец меня обогнал, оставив за собой тучу белой пыли на моем капоте и стекле - а я медленно ехала, глядя по сторонам.
Нет, не было у меня ощущения, что мы на севере. Высокие осинки, выжженная трава, кусты с пыльными листьями по обочинам, поля с пшеничкой - каждый колосок высотой с мою ладонь, не более. Какая-то волгоградская, или ростовская область - зной и жара.
Но вот снова начался асфальт, плохонький, в ямах и трещинах - но все познается в сравнении и уж там я разогналась. Еще несколько километров и впереди показался город Белозерск - один из самых древних городов России.

Образован он был то ли 1148 лет назад, то ли на сотню лет позже, историки спорят. Но в любом случае через пару лет город будет отмечать круглую дату. Да, Белозерск старше Москвы. Построенный далеко на севере, город ни разу не подвергался нашествию татаро-монгол. Сначала он располагался на северном берегу Белого озера, но после чумы, в 14-м веке, город опустел и оставшиеся в живых горожане переселились на новое место - туда, где стоит город и сейчас.

Мы подъезжаем к центру города, оставляем машину в тени высоченного тополя и идем мимо маленьких двухэтажных старинных зданий вниз, к набережной, к воде. К Белому озеру. Улочки в Белозерске маленькие, тротуары переходят в тропинки, у заборов заросли крапивы и лебеды. Минуем рыночную площадь, заходим в местную столовую, наскоро проглатываем немножко еды и снова идем к воде. Вода впереди, ею пахнет, она манит и зовет и я сетую, что оставила купальник в машине - возвращаться за ним не хочется. Идем так.

И вот перед нами вдали бескрайнее голубое.. не озеро - море. А перед ним узкая прямая лента канала. Через канал наведена переправа - складывающийся мост, который разводят на ночь. Видно, что канал судоходен - впереди причал, там стоят буксиры и катера. Вот что за голубая ленточка была нарисована на карте!




Это белозерский обводной канал. Его построили в 1846 году по причине опасного судоходства на Белом озере. Озеро мелкое, всего 6-5 метров глубины, и на нем дуют чрезвычайно сильные и затяжные ветры. Волны - смесь воды с песком - разбивали деревянные борта кораблей. В один из дней в 1832 году на озере во время шторма было потоплено 62 судна! Таким образом было принято решение построить обводной судоходный канал с системой шлюзов. Летом уровень воды в канале мог быть на 1,5-2 метра выше уровня воды в озере - суда проплывали как бы над самим озером.
Канал отделяет от озера узкая насыпная полоска камней и земли. Совершенно потрясающее место - слева озеро, справа канал - и так на много-много километров впереди.




А между каналом и озером под ногами валуны и деревья, уж неизвестно каким чудом растущие на этом валу.




Деревянные берега канала сохранились до сих пор:




Мы проходим по этому валу до конца, до соединения канала с самим озером. Долго стоим на этой стрелке, любуемся, смотрим на кораблики. Спускаемся к берегу озера, перепрыгивая с камня на камень. Валуны огромные, покрытые зелеными водорослями. Плещется волна. Кричат чайки. Вдали видно, как плывут огромные круизные теплоходы - их металлическим бортам не страшны теперь волны, смесь вода и песка... Огромное, бескрайнее. Море. Как есть - море...




Очень хочется искупаться, но я знаю, что после купания меня разморит. Жара становится все сильнее, мы разворачиваемся и идем осматривать город.




Проходим мимо церкви Богоявления.




Забираемся на тамошнюю колокольню, делаем несколько кадров с этой высоты. Все равно невозможно оторвать взгляд от Белого озера..




Подходим к Белозерскому кремлю.




Кремль был основан повеленим великого князя Ивана III. и до наших дней сохранились земляные валы и мощный крепостной ров. Это самые высокие земляные валы из всех, что я видела когда-то. огромные, мощные. раньше на них стояли деревянные стены, но теперь они снесены за ветхостью. А валы остались.




а сейчас внутри этого рва предприимчивые горожане соорудили уличную концертную площадку. Очень удобно - с одной стороны сцена, с другой - скамейки. А посередине болото, на сцену никто не полезет :)




перед валами разбит городской парк. вообще городок очень приятный. маленький. такое истинное захолустье. люди очень отзывчивые, добрые. и туристов довольно много - не группами, но видно по 2-3 человека, семьи - с фотоаппаратами, с детьми. гуляют, заходят в музеи, любуются, ахают, покупают сувениры на единственном сувенирном лоточке. одновременно тихо - и живо.
очень приятный город.
очень.
мне он понравился больше, чем Кириллов.
ну и большая вода, конечно. лицо города - это Белое озеро...

Время шло к часу дня. Жара становилась все сильнее. Мы постоянно мочили голову холодной водой - я так вообще все эти дни ходила с мокрыми волосами - очень, знаете ли, бодрит и спасает от жары. В самом кремле, к стыду моему, я не осилила почти никакие музеи. Мы зашли лишь в музей русской избы, но там было жарко, жарко, и на улице было жарко, и впереди нас ждала обратная переправа - так что мы с Мишкой, купив в дорогу пирожков "с головой палтуса" (я думала, надо мной подшутили. пирожки были румяные, вкусно пахли, ну как это может быть голова палтуса внутри? она же вся из костей и пластин!! оказалось, что внутри теста действительно кости и пластины, с редкими вкраплениями мяса между ними. но вкусно было отчаянно - или мы были такими голодными...) - купив пирожков в дорогу, мы двинулись в обратный путь на переправу.
Там уже стоял паром, отправляться он должен был через полчаса. Я быстро переоделась в купальник и наконец-то плюхнулась в теплую воду. Купалась, ныряла, сидела на корме чьей-то деревянной плоскодонки, ела голову палтуса, отдавая косточки и кусочки теста пролетающим надо мной чайкам и снова купалась и купалась до одурения.
Зря я это сделала, конечно. Через полчаса после купания мне так отчаянно захотелось спать, что я выкурила почти половину пачки сигарет - просто чтобы не задремать по дороге...
Previous post Next post
Up