Во второй части продолжим и закончим прогулку сквозь центр Иванова. Мы остановились у площади Революции - с нее и отправимся дальше.
За домами, с той стороны, где гостиница "Центральная", находится странное место: то ли площадь, то ли будущий мега-паркинг, а по карте больше всего похоже на улицу Багаева.
Непонятное место, парадное и непарадное одновременно. Но с четкой пространственной композицией, которое организует высокая труба:
По бокам интересные здания. Типичная усадьба фабриканта 19 века:
Странные избы на гигантских подклетах:
По своей композиции эти избы очень близки к древнерусским палатам: ведь последние выглядели не так, как сейчас, а были увенчаны еще 1-2 деревянными этажами. Причем жилыми были именно деревянные этажи, а каменные выполняли практическую функцию.
Еще какие-то домики и домины:
И в конце - грандиозный Музыкальный театр:
Внизу, там, где проспект Ленина пересекает Уводь - скверик с фонтанчиками и лавочками. От ступеней театра открываются колоритные виды в обе стороны:
Наверху - мощные сталинские здания:
Совсем близко подходят кварталы новостроек слегка московского облика, а внизу, у берегов уводи, раскинулась текстильная промзона:
Фабрики конца 19 века могут выглядеть жутко:
А могут - и очень красиво!
Ширина Уводи - каких-то 20-30 метров, а с моста видно дно. Рыбак определенно косит под святого:
Здесь уже начинается Вознесенский посад - промышленный район, стоявший напротив села Иванова.
На север убегает проспект Ленина:
А вот что можно увидеть, если оглянуться, поднявшись чуть выше:
Вдоль Ленинского проспекта - фабрики:
Дома разных эпох:
Усадьба фабриканта Бурылина, ныне занятая музеем:
А на соседней фабрике, судя по окнам, недавно была стачка:
Конструктивизм - очень узнаваемый и очень характерный. Не так много в России городов, лицо которых определялось бы именно конструктивизмом:
В верхней части Ленинского проспекта конструктивизм уже абсолютно доминирует:
Хотя есть и сталинки, и дореволюционка:
Если сравнивать с другими конструктивистскими столицами - Новосибирском и Екатеринбургом - Иваново несколько проигрывает целостностью, но безусловно опережает в плане количества и масштаба конструктивистских зданий. Не отстает тут и "московский авангард" - для этого направления Иваново можно считать "второй столицей".
Например, один из самых интересных домов - Дом-Подкова на улице Громобоя (в Иванове много странных названий, конкретно улица Громобоя названа в честь крейсера, а еще есть, к примеру, улица Боевиков).
Дом-Подкова 1934 года постройки действительно имеет форму полукольца. Особенно колоритно он выглядит со двора, но оценить двор полностью мешают деревья:
Конструктивизм в Иванове был популярен настолько, что в этом стиле построили даже железнодорожный вокзал. По неизвестным мне причинам, я не помню ни одного вокзала в конструктивистском (не модернистском) стиле:
Недалеко от этого вокзала расположен Старый вокзал (1884 года постройки) - полностью деревянный и украшенный резьбой. Но то ли от усталости, то ли еще от чего мы поленились обойти площадь, приземистое здание было скрыто за деревьями, и в итоге я увидел Старый вокзал только из окна автобуса по дороге в Плес. Очень жалею, здание исключительно красиво.
На пассажиров глядит пламенным взором ивановская невеста.
На улице Ленина в этом районе (сам вокзал в стороне, к нему идти от улицы Ленина минут 5) еще очень много шедевров конструктивизма - например, знаменитый Дом-Корабль, но их я уже не фотографировал - во-первых, мешало солнце, во-вторых, не было сил. В принципе, фотографии этих зданий и так есть везде.
Дальняя часть улицы Ленина - вид с улицы Фрунзе, которая начинается этим мостом:
Здесь уже не видно исторических зданий, но чудом уцелела деревянная Успенская церковь (также известна как Троицкая и Казанская - она несколько раз меняла посвящения) - кладбищенский храм конца 17 века.
Из виденных мной клетских храмов Успенская церковь - одна из самых красивых. Есть в ней что-то скандинавское, а еще вспоминается теория, что клетские церкви произошли от языческих молелен:
Недостаток только один: очень плотная роща и тесный дворик, поэтому неоткуда заснять.
В целом, Иваново произвело на меня очень хорошее и странное впечатление. Среди самих ивановцев распространено мнение, что на самом деле их город - крупнейшее село России (с населением 400 тысяч человек!), и в чем-то они пожалуй правы. Действительно, Иваново воспринимается как "не совсем город", а определение гигантского села не режет слух.
А еще в Иванове когда-то был трамвай, ныне ликвидированный (но повсюду остались столбы контактной сети), зато по-прежнему есть межудгородний троллейбус, который ходит в пригород Кохма:
От окраины Иванова до окраины Кохмы буквально 500 метров, и все же Кохма уже выглядит самостоятельным городом с явным центром (двумя текстильными фабриками) и харакетрной застройкой. Через Кохму лежал наш дальнейший путь к Шуе, Палеху и Юже.